Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные школы экономической мыслиСтр 1 из 32Следующая ⇒
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМ. ТЕОРИИ Слово экономика включает в себя 2 смысла: 1. хозяйство страны, предприятия, семьи и всю действительность связанную с производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ. 2.наука изучающая как теоретические законы так и конкретное состояние хозяйства. ЭКОНОМИКА-хоз.система, обеспечивающая удовлетворение потребностей отдельных людей и общества путем создания необходимых жизненных благ. ЭКОНОМИКА-общественноя наука, изучающая поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ, направленная на удовлетворение потребностей при ограниченных ресурсах, которые могут быть использованы различными способами. Эконом. теория-выведение закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности. Функции эконом. теории: 1.познавательная 2.критическая (выявление достижений и недостатковразличны способов производства) 3.прогнозтическая (разработка научных прогнозов, выявление перспектив) 4.прагматическая (разработка методов рационального хозяйствования) МЕТОДЫ экономич. теории: 1.абстракция 2.принцип единства исторического и логического 3.Анализ и синтез 4.индукция и дедукция 5.экономико-матиматическое моделирование
Основные школы экономической мысли Экономические школы — возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве. Основные (представлены в порядке появления): · Меркантилизм · Физиократы · Классическо-буржуазная · Марксизм · Немецкая историческая школа · Кейнсианство · Австрийская школа · Монетаризм (Неоклассицизм) · Институционализм · Новый институционализм Меркантилизм (итал. mercante — торговец, купец) — система взглядов экономистов XV—XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Крупнейшие представители направления: Т. Ман, А. де Монкретьен, У. Стаффорд (1554—1612). Термин был предложен А. Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. В марксистской интерпретации выражал интересы крупных торговых монополий. Основные положения · необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом); · признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния; · деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы; · приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции; · ограничение на импорт предметов роскоши, т.к. он ведет к утечке золота из страны. Физиократы (physiocrates) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кене, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в. Положения Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения — желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом. Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал — понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократы скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии. Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже — в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французами. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции. Классическая школа политэкономии - направление экономической мысли (кон. 17 в. - 30-е гг. 19 в.). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.
|