Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Товар и его свойства. Величина стоимости товара.
Товар – это вещь (может быть продуктом, а может быть найден в природе) или продукт труда, удовлетворяющий потребности человека и поступающий в его потребление через обмен. (1) Способность товара удовлетворять потребности человека. Полезность вещи – это её потребительская стоимость. Находится в зависимости от естественного положения вещей. Потребительская стоимость не зависит от количества труда. Потребительская стоимость – вечная категория. Оценка полезности товара зависит от субъективных и объективных причин. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Например, для рыболова спиннинг – вещь очень нужная, а для другого человека в ней мало пользы. Но и у одного человека оценка полезности одного и того же даже не товара, а блага вообще зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае. А вот на уровне группы, коллектива, страны субъективизм в оценке полезности благ меньше, преобладает усреднение и более объективная оценка. Первый закон немецкого учёного Германа Госсена: Закон убывающей предельной полезности гласит, что каждая последующая (предельная) порции блага всё менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Пример: В случае сильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первого стакана воды, его оценка полезности второго стакана воды меньше, третьего – ещё меньше, а четвёртый стакан имеет для него очень низкую полезность. Если блага много, то оно ценится очень дёшево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. В нашем примере это полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определяет его оценку полезности пресной воды. (2) Чтобы стать товаром, вещь должна стать общественно полезной. Товар на рынке находит общественное признание. Стоимость скрыта, её внешняя форма – меновая стоимость (пропорции, в которых один товар обменивается на другой). По количеству труда 2 пары чулок могут быть приравнены к пачке масла. Труд создаёт стоимость товара. Фактически стоимость есть труд, воплощённый в товаре. Величина стоимости товара определяется количеством затраченного труда. Тогда можно выделить следующие особенности товара: · - общественно полезный продукт · - продукт, произведённый частным лицом за частный труд · - продукт общественного труда, определяющийся количеством общественно необходимого труда · - количество труда выражается не в рабочем времени, а в деньгах Стоимость имеет синоним – ценность. Ценность – это денежная оценка потребителем полезности блага. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термины различались. По мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара в конечном счёте на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины не противопоставляются.
|