Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика основных государственных и общественных институтов регулирования регионального развития России
развитие современных российских регионов происходит в определенных рамках, очерченных регулирующим механизмом систем институтов, среди которых автор выделяет и анализирует следующие системы: ü нормативно-правовая система институтов; ü финансово-бюджетная система институтов; ü административная система институтов. Нормативно-правовая система институтов представлена органами власти и нормативно-правовыми актами, определяющими общие направления политики и устанавливающими правила взаимодействия различных институтов. Среди наиболее важных законодательных актов, непосредственно регулирующих региональное развитие, следует назвать кодексы: бюджетный, градостроительный, гражданский, налоговый и др. Разработка нормативных материалов текущего характера в рамках данных законодательных документов осуществляется как законодательными, так и исполнительными структурами. Большое значение имеют разрабатываемые федеральными и региональными органами власти нормативы социально-экономического развития, нормативы финансирования объектов инфраструктуры и т.п.Среди федеральных органов власти, координирующих и регулирующих деятельность регионов, прежде всего, необходимо выделить Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион), которое эксперты зачастую называют «суперминистерством» в связи с передачей Минрегиону широких полномочий в сентябре 2007. На Минрегион были возложены функции по распределению средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием регионов, координации деятельности «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». И, наконец, именно Минрегион играет ключевую роль в вопросах выделения бюджетных средств регионам и муниципальным образованиям. По оценкам экспертов, в целом Минрегион контролирует более трети финансовых ресурсов страны, и, таким образом, обладает значительными средствами для реальной поддержки депрессивных регионов.Напомним, что сегодня только треть наших регионов является донорами. При этом сохраняются колоссальные различия в их социально-экономическом положении. Согласно данным Росстата за первое полугодие 2007 года, дифференциация между субъектами Российской Федерации по среднедушевым денежным доходам составила 10, 9 раза (в 2006 году - 9, 4раза), по уровню заработной платы - 6 раз, по уровню доходов бюджета на душу населения - 10 раз, по уровню безработицы - 13 раз. Финансовая помощь из федерального бюджета на душу населения без учета субвенций из федерального фонда компенсаций различается в 396 раз.Понятно, что такие перекосы просто недопустимы, и потому усиление Минрегиона выглядит абсолютно логичным и своевременным шагом. Финансово-бюджетная система институтов определяет порядок образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для социального и экономического развития регионов. В целях исследования особый интерес представляет анализ межбюджетных отношений в России, основополагающим принципом которых является федерализм. Автор анализирует развитие отношений федерализма в нашей стране, при этом выделяются основные формы экономического оппортунизма в сфере межбюджетных отношений, принципы построения межбюджетных отношений. При рассмотрении финансово-бюджетной системы институтов автор отмечает, что в настоящее время финансовая база регионов не обеспечивает достаточных ресурсов для реализации их компетенции.В последнее время происходит сокращение доли региональных бюджетов и в целом ресурсной базы региональной политики. Вместе с тем действующее законодательство закрепляет за бюджетами более низкого уровня многочисленные расходные обязательства без предоставления необходимой самостоятельности в определении их размера и источников финансирования. Основным условием эффективного развития региона является реальная налогово-бюджетная самостоятельность и формирование на всех уровнях полноценных бюджетов развития, обеспечивающих необходимый уровень общественных инвестиций в повышение качества региональной среды.реализованные этапы налогово-бюджетной реформы лишь еще более усиливают несоответствие стоящих перед российскими регионами задач выделяемым на их решение финансовым ресурсам. Административная система институтов используется органами государственного управления различных уровней и является одной из форм контроля над экономической активностью, реализующегося посредством правил, которые предусматривают обязательные платежи и прохождение определенных бюрократических процедур. В качестве примеров административного регулирования можно привести регистрацию юридических лиц и их статуса, лицензирование предпринимательской деятельности, систему контроля над текущей деятельностью предприятий, процедуры согласования с органами власти вопросов хозяйственной деятельности, сертификацию товаров и услуг и т.д. Региональные органы власти имеют право вводить собственные механизмы административного регулирования.__ В настоящее время в России сфера использования институтов административного регулирования остается весьма обширной. В определенной степени это объясняется объективными причинами, связанными с отсутствием развитой институциональной среды и адекватных рыночных основ, что компенсируется прямым государственным вмешательством через систему административного регулирования.Основным выводом изучения тенденций в полномочиях субъектов Федерации в области административного регулирования явилось заключение о сокращении влияния регионального уровня власти на формирование принципов административных процедур и на их реализацию.
|