Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира.
Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира, а другие – не допускает (агностицизм).
Глобальность задач философии, как науки, её всеохватность в своих намерениях, порождает следующую структуру её основных разделов: 1. Онтология – учение о бытии, то есть о том, что реально существует. 2. Гносеология или эпистемология – учение о познании. 3. Логика – учение о формах мышления.
Таким образом, предмет философии, как науки, если понимать его как объект непосредственного изучения, сложно определить однозначно, как это, например, делается в той или иной конкретной области знания. Потому что, если конкретная область знания соответствует задачам изучения какой-либо конкретной области действительности (в географии – земная природа, в биологии – жизнь, в химии – молекулярные процессы, в физике – материальные взаимодействия, в математике – числовые закономерности), то философия изучает настолько разные по своей сущности сферы действительности, что локализовать их в один конкретный предмет непосредственного изучения невозможно. Однако, учитывая специфичность самого философского знания, можно определить предмет философии следующим образом: предмет философии – это то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.
Основные термины
1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – что является первичным: материя или сознание? 2 -Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира. 2 ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ – монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и идеализм, адуалистический подход отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание. АГНОСТИЦИЗМ – философская концепция, полностью или частично отрицающая возможность познания мира. БЫТИЕ – всё то, что реально существует. ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о познании. ДУАЛИЗМ – философская позиция, принимающая два равнозначных принципа бытия – и материю, и сознание. ИДЕАЛИЗМ – течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя. КАТЕГОРИЯ – философское понятие, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности. ЛОГИКА – наука о формах правильного мышления. МАТЕРИАЛИЗМ – течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и на место человека в нем. МОНИЗМ – философская позиция, допускающая только один принцип бытия – или материю, или сознание. ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, то есть о том, что реально существует. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское течение, где первичным выступает некое Высшее Сознание, независимое как от материального мира, так и от человека. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении сознания к материи. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (в целом) – мир, как целое в его всеобщности. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (как частный объект изучения) – то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское течение, где первичным выступаетиндивидуальное человеческое сознание, формирующее для человека мир. ФИЛОСОФИЯ (как деятельность) – поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. ФИЛОСОФИЯ (как наука) – система теоретических знаний о мире и о человеке в нем.
Трудности
Серьезная трудность, которую здесь можно создать самому себе – это естественная человеческая попытка дать термин, противоположный термину «агностицизм». Почему-то многие к этому склоняются. Лучше оставить эти попытки раз и навсегда. Такого термина пока еще нет. Так и срывающийся с языка, в этом случае, термин «гностицизм», обозначает в философии нечто совсем другое, вообще не относящееся к сути вопроса о познаваемости мира. Вторая трудность – сходу понять, что такое субъективный идеализм. Оно и понятно – изучение философии только начинается, и, как в любом новом деле, хочется сразу же, чтобы всё было хорошо, правильно и по полочкам. В таком случае знайте – всё, что вы узнали из этой темы о субъективном идеализме, это и есть «хорошо, правильно и по полочкам». Большего, зачастую, не могут добиться сами субъективные идеалисты. Субъективный идеализм – это далеко не глупость. Это сложнейшая и виртуознейшая работа мысли. Но если касаться учебно-ознакомительного аспекта знакомства с ним, то вполне достаточно ограничиться вот этим сухим определением, которое дано в шпаргалке на этот вопрос. Пока хватит. И надолго. Главная же трудность, которая часто сопровождает подготовку по этой теме, состоит в том, как понимаются подходы для решения первой стороны основного вопроса философии. Очень часто, почему-то, понимается, что первая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается двумя подходами – идеализмом и материализмом. Нет, и еще раз нет.
Подходы – это не идеализм и материализм, а монизм и дуализм. Хорошо запомним это. А лучше, где-нибудь запишем.
Подход – это то базовое исходное убеждение, это тот основной способ, с помощью которого будет решаться тот или иной вопрос. А вот уже в рамках некоего подхода, некоего исходного убеждения, например, монизма, как в нашем случае, появляются различные философские учения, такие, как наши идеализм и материализм. То есть в данном случае монистический подход такой – будем любить или то, или это, а оба сразу и то и это любить не будем. А дуалистический подход такой – люблю обоих одинаково! Итак, запомним еще раз:
два подхода к решению первой стороны основного вопроса философии – это монизм и дуализм,
|