Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анаксагор из клазомен
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир? Представители Анаксагор. Первый преподаватель философии. Основные достижения натурфилософское учение о неразрушимых элементах – «семенах вещей», гомеомериях.
АНАКСАГОР. Архэ – это семена вещей, гомеомерии: 1. Следует признать и вечность, и неизменность первоэлементов, как у Эмпедокла. Но качественное многообразие мира, при беспристрастном и внимательном рассмотрении его учения, не может объясняться природой только четырех элементов. При внимательном и беспристрастном рассмотрении самого мира, можно заметить, что его качественное многообразие разумно, но практически бесконечно. Следовательно, если бесконечно многообразно качество всех вещей в мире, то бесконечно многообразными по качеству должны быть и первоначала всех этих вещей. 2. Итак, первоначала вещей мира бесконечны по своим качественным свойствам. А что же по количеству? Здесь ответ очевиден – первоэлементов мира должно быть неопределенное множество, поскольку, если невозможно определить количественно всё многообразие качеств мира, то точно также невозможно определить и количество первоэлементов, создающих эти качества. 3. Таким образом, вещи складываются не из четырехкачественных первоэлементов, а из их неопределенного множества, и каждое из этого множества имеет своё особое качество. Следовательно, эти первоэлементы, как семена произрастают своими характеристиками в вещах, образуя своим неисчислимым набором всё многообразие мира. 4. Но такое многообразие качественных элементов мира создавало бы хаос в нем, если бы над мировыми процессами не осуществлялось разумное руководство. Откуда же проистекает это несомненное руководство семенами всех вещей мира? Задача столь большой сложности не подвластна слепому механическому закону, который не способен видоизменять природу вещей гармонично или по ситуации. Эта задача не подвластна и отдельным богам, которые распространяют свои силы только на подчиненные им явления, но не на весь мир. Поэтому, по наблюдаемой нами высочайшей степени совершенства мира, его организующая сила должна быть столь же максимально совершенна и столь же всеобъемлюща, как и сам мир. А нет ничего более совершенного и более всеобъемлющего, чем разум, и, следовательно, семенами вещей управляет вселенский Разум, Ум (Нус). 5. Таким образом, в истоках мира существует неопределенное множество начал или семян, каждое из которых обладает сугубо конкретным качеством. Набор этих семян, и, соответственно, набор их качеств, бесконечно разнообразен. Вещи складываются из этих семян, и качество вещей определяется преобладанием того или иного качества образующих их семян, а мир вещей упорядочен потому, что вселенский Ум (Нус) руководит семенами и вызывает их упорядоченное движение.
|