Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя.
Первая материя – это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира потому что: это промежуточное звено, эта первая материя, должна быть материальной, чтобы передавать физическое движение в чувственную материю, но при этом её материальность должна быть наипростейшей, минимально определенной физически, чтобы она могла взаимодействовать с нематериальной формой. 8. Таким образом, решается вопрос о первоэлементах чувственной материи – они составляют собой наипростейшие физические определения первой материи. Таково значение и таково происхождение первоэлементов – они содержат в себе качественные возможности чувственной материи, являясь, одновременно с этим, наипростейшими физическими определениями первой материи. Итак, по Аристотелю, наипростейшие определения первой материи являются одновременно четырьмя основными элементами чувственного мира, и представляют собой: огонь, воздух, воду и землю. 9. Таким образом: - активная нематериальная форма содержит в себе начало бытия вещи, её вид, качество и саму цель её бытия; - активная нематериальная форма проникает в первую материю, возбуждает там её наипростейшие качественные определенности, и транспортирует в пассивную чувственную материю идею образа, качества и становления вещи, то есть передает через первую материю в чувственную материю способы бытия какой-то вещи, её движение и цель её бытия. 10. Однако у каждой вещи есть своя собственная цель, своё движение и свой собственный способ бытия. Чем же, в таком случае, объяснить гармоничность всего мира? Гармоничность всего мира объясняется тем, что все формы каждой вещи содержат в себе свою частную цель, своё частное движение и свой частный способ бытия, смысл и вид которых в каждом отдельном случае предопределен смыслом и видом какой-то общей цели бытия всех вещей. Таким образом, гармоничность мира предполагает обязательным деятельность некоего единого высшего разума в процессе разворачивания единого мира из отдельных форм, который знает и цель всего бытия, и цель каждого отдельного бытия каждой вещи. Такого рода единым высшим разумом может быть только Бог. То есть Бог – это форма, которая мыслит, потому что именно форма знает и всю цель всего мира, и каждую частную цель каждой вещи. 11. Какова же может быть эта единая общая цель всего бытия мира? Высшей целью всего бытия является Благо, потому что всё в мире в каждой своей части стремится именно к Благу. Высшая цель есть высшее благо, а высшим благом может быть только Бог. Следовательно, высшей целью мира, смыслом любого действия в мире, является Бог, который есть форма, которая не только мыслит, но и действует, потому что только форма активна и только она действует в мире. 12. Таким образом, Бог есть чистая форма, которая мыслит Сама Себя, как высшую цель Своих действий, и Которая есть чистая деятельность, поскольку действует только Сама, ибо всё остальное пассивно. 13. Если Бог является высшей целью, которая есть форма, то, там, где цель уже осуществилась, никакое движение уже не нужно, и поэтому в Боге форма развита полностью, и сам Бог тогда – это неподвижная чистая форма. 14. Но если в мире всё движется, то всё, что движется, должно быть чем-то движимо. Тогда исходное движение мира может быть только в Боге, поскольку он неподвижен. Именно неподвижностью Бога утверждается исхождение движения мира из Него, ведь, если бы всё движение мира исходило не из Него, то источник, который двигал бы всё в мире, двигал бы и самого Бога. Поэтому Бог является неподвижным Перводвигателем мира.
Основные термины
АКТИВНОСТЬ – способность действовать. АМОРФНОСТЬ – общая пассивность относительно организованности, приобретения структуры или формы, отсутствие активности и стремления к упорядоченности. ВЕЩЬ – устойчиво и обособленно существующий предмет материальной действительности. ГИПЕРУРАНИЯ (у Платона) – место над небесами, где находится подлинная нематериальная реальность, мир идей. ВОЗМОЖНОСТЬ – то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях. ДВИЖЕНИЕ – любое изменение как таковое. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что есть в наличие. ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ – способ перехода от единичных фактов к общим положениям. МАЙЕВТИКА – метод подводящих вопросов Сократа, приводящих собеседника к кризису прежнего убеждения и к появлению нового. ПАССИВНОСТЬ – неспособность к действию. ПОТЕНЦИЯ – наличие еще не раскрывшихся возможностей. СТАНОВЛЕНИЕ – непрерывная изменчивость вещей и явлений. ФОРМА (у Аристотеля) – нематериальное, активное и разумное начало бытия, способ существования бытия и цель бытия. ЭЙДОС – нематериальная, неизменная и вечная идея, через приобщение к которой материя получает своё бытие, форму и качество. ЯВЛЕНИЕ – внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.
|