Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.
Тождество – это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если и только если все свойства и отношения, которые характеризуют А, характеризуют и Б, и наоборот. Тождество, как таковое, как некое вообще абстрактное понятие, становится сразу же конкретным в приложении к какому-либо конкретному объекту, поскольку тождество объекта самому себе означает его равенство вот этим своим конкретным существенным свойствам, благодаря которым объект, собственно говоря, и есть именно то, что он есть. Следовательно, конкретное тождество конкретного объекта самому себе – есть его самотождественность, которая ничем не формируется специально и является просто естественной данностью бытия. Таким образом, тождество объекта с самим собой всегда присуще конкретному объекту и всегда конкретно само. Но при этом конкретное тождество всегда относительно, поскольку действительность постоянно меняется, и ни один объект не бывает абсолютно тождественным самому себе – ведь ни один объект никогда не бывает абсолютно тем, что он есть, постоянно изменяясь. Исходя из этого, можно сказать, что тождество может быть абстрактным и абсолютным только относительно чего-то абстрактного или абсолютного, то есть – относительно абстрактных понятий разума и абсолютных выводов мышления. Что же касается конкретной, материальной, предметной действительности, то здесь тождество бывает только конкретным и относительным. 1. Рассмотрим, что означает конкретный характер тождества. Прежде всего, следует признать, что конкретный характер тождества объекта самому себе, то есть, его самотождественность, отражает устойчивое пребывание данного объекта в бытии тем, что он есть. Таким образом, конкретность тождества объекта самому себе свидетельствует о его устойчивом бытии – это есть основное, что проистекает из конкретного характера тождества как такового. Кроме того, конкретное тождество объекта самому себе, его самотождественность, одновременно является и его отличием от других объектов. Ведь объекты между собой отличаются именно тем, что у них у каждого своя собственная, непохожая ни на какую другую, самотождественность. И если данный объект конкретно самотождественен только самому себе, то он потому и отличается конкретно от любого другого объекта, что любой другой объект также самотождественен только самому себе. Следовательно, само понятие тождества неотделимо от понятия различия, поскольку в самом смысле самотождественности объекта заключен главный фактор его различия с другим объектом. Таким образом: любое тождество всегда содержит в себе различие. С другой стороны, различие объекта с другими объектами всегда содержит в себе тождество, поскольку различение объектов есть не что иное, как различение их самотождественностей. Следовательно, различие – это несходство самотождественности двух или более объектов, проявляющееся внешне в наличии у них тех или иных признаков, отсутствующих у одного, и присутствующих у другого. Таким образом:
|