Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.
Отрицание в логике – это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания, который разворачивается в новое высказывание. В философии же отрицание – это возникновение нового, отменяющего и замещающего собой старое. Когда появляется нечто новое, то оно отменяет старое, то есть отрицает действительность старого фактом своего нового существования. Применяться подобным образом в философии термин «отрицание» стал Гегелем, который с его помощью объяснял циклический характер развития действительности: 1. Поскольку сама действительность представляет собой деятельность Абсолютной Идеи, то эта деятельность есть не что иное, как деятельность Абсолютного Разума: – во-первых, Идея, если она осуществляет деятельность, разумна, и, следовательно, Её деятельность – это есть деятельность Разума по своему источнику; – во-вторых, Идея не материальна, и, следовательно, любая Её деятельность – это есть деятельность Разума не только по своему источнику, но и вообще по своей природе. 2. А в чем же тогда состоит природа деятельности любого разума, и Абсолютного Разума в том числе? Деятельность любого разума, и Абсолютного Разума в том числе состоит в том что эта деятельность есть процесс постоянного отрицания (постоянной отмены) Разумом каждого наличного своего состояния, последующим своим состоянием, которое зарождается в его недрах в виде внутренне созревшего противоречия. В чем суть этого противоречия, которое созревает в Разуме и отменяет, отрицает собою нынешнее состояние Разума? Рассмотрим это: суть этого внутренне созревшего в Разуме противоречия состоит в том, что это противоречие есть не что иное, как отрицание Разумом сложившегося положения дел в его содержании. Ведь, возникшее в Разуме противоречие есть не что иное, как отрицание той мысли, того понятия или того определения, которые Разум только что полагал и утверждал, а теперь ему приходится от этого отказываться в силу внутреннего движения Его мышления. Этот отказ Разума от прежнего своего содержания – есть возникновение внутреннего противоречия в Разуме Самому Себе, и, следовательно – это есть первое Его отрицание Самого Себя, есть первое появление чего-то нового. Таким образом, созревающее в Разуме противоречие – есть не что иное, как Его внутренний отказ от старого содержания с одновременным обнаружением некоей необходимости для работы мышления, направленной на то, чтобы осознать и решить эту ситуацию. Таким образом, первое отрицание – это обнаружение противоречия. 3. А поскольку в Разуме возникло противоречие, то оно начинает стимулировать и подталкивать к процессам своего разрешения всё, в чем оно проявилось. Мышление начинает активно работать, чтобы снять противоречие, для чего ему приходится приступить к формированию нового содержание Разума, отменяющее старое, в котором противоречие было обострено. Когда противоречие, рано или поздно, разрешится, и будет снято, то возникнет новое содержание Разума, возникнет новое Его состояние, то есть произойдет отрицание того его состояния, которое было первым отрицанием, то есть обострением внутреннего противоречия. Таким образом,
|