Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды норм права.
1. По функциональной роли - исходные нормы - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления. К ним относятся: o декларативные нормы - провозглашающие принципы, o дефинитивные - содержащие юридические понятия и др.; - общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения; - специальные нормы присущи отраслям права и регулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.
2. По характеру содержащихся в юридических нормах правил поведения или по форме предписания - Обязывающие. У станавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, платить за проезд в метро, исполнять гражданско-правовые обязательства и т.д.) - Управомачивающие. П редоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (получать стипендию, подавать иск в суд, и т.п.) - Запрещающие. Устанавливают запрет совершать недозволенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, грабить, убивать и т.п.) 3. По предмету правового регулирования или по отраслям права Нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права. 4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов - Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности за нарушение этих прав и обязанностей. - Относительно определенные нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. o Ситуационные допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации. o Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторожное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправительными работами на срок до 2-х лет. 5. По функциям права - Регулятивные. Устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая порядок заключения брака). - Охранительные. Определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, норма уголовного кодекса об ответственности за клевету.
6. По характеру правовой нормы - Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. - Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.
7. По степени определенности или способу изложения - прямого изложения – в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому обществен-ному отношению; - бланкетные (представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил). Примером может служить норма права, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение должностным лицом правил по технике безопасности и т.п.; - отсылочные (отсылают к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту). 8. По субъектам правотворчества - нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами - к ним относится подавляющее большинство правовых норм); - нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума). 9. По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения - Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении, характерны для публичного права; - Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых отношений; 12. Понятие и виды форм и источников права. Применительно к юридическим явлениям понятие " источник права" имеет три смысла: 1) источник в материальном смысле (общественные отношения, которые нуждаются в правовом урегулировании); 2) источник, в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правоотношение и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле (форма внешнего выражения, закрепления норм права). Форма права – это способ внешнего закрепления и выражения правовых норм (юридических правил поведения). Понятие «форма права» и «источник права» в формально-юр. смысле тождественны. Виды формы права 1. Правовой обычай- это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в результате многократного повторения определенных действий. Совокупность правовых обычаев, существующих в государстве, образуют обычное право. 2. Правовой прецедент- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. 3. Нормативно-правовой акт – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. 4. Нормативный договор- это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. 5. Религиозные тексты (каноническое право) – на определенных этапах развития общества и государства религиозные тексты признавались в качестве источников права. (Коран) 6. Юридическая наука (правовая доктрина) - это правовые позиции, разъяснения, даваемые крупными учеными юристами в своих трудах, на основе которых выносятся решения по конкретным юр. делам. (Мусульманские страны, Великобритания)
13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или на всенародном референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) закон – это нормативно-правовой акт; 2) закон принимается высшим законодательным (представительным) органом государственной власти или народом (референдумом); 3) закон принимается по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; 4) законы принимаются в особом законодательном порядке. 5) закон обладает высшей юридической силой: a. все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону; b. законы не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный Суд может признать закон неконституционным, но отменить его может только законодательный орган; 6) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства. Виды законов: 1) по юридической силе: - Конституция (основной закон), - конституционные (ФКЗ), - обыкновенные (ФЗ); 2) по субъектам законотворчества: - принятые народом на референдуме - принятые законодательным органом 3) по принципу федерализма - федеральные, - законы субъектов Федерации. Отличия ФКЗ и ФЗ: 1. по предмету правового регулирования ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Все остальные – ФЗ. 2. По порядку принятия ФКЗ – квалифицированным большинством голосов (в гос думе не менее 2/3, в совете федерации – не менее 3/4). ФЗ – абсолютным большинством голосов (50% + 1 голос) 3. По праву-вето президента РФ Оно не распространяется на ФКЗ 4. По юр. силе – ФКЗ обладают большей юр. силой чем ФЗ. Подзаконные нормативно-правовые акты – принятые на основе и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой чем закон. Виды подзаконных нормативно-правовых актов: 1) акты палат Федерального Собрания 2) указы Президента РФ 3) постановления Правительства РФ 4) акты высших должностных лиц субъектов РФ (указы, постановления) 5) акты гос. органов субъектов РФ (постановления Зак.Собрания или правительства) 6) местные – это нормативно-правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления; 7) локальные (внутриорганизационные) – это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, и распространяются на членов этих организаций
14. Действие нормативных правовых актов во времени. Любой нормативно-правовой акт действует во времени, пространстве и по кругу лиц. Установление пределов действия нормативно-правового акта необходимо для правильной реализации норм права. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Нормативно-правовые акты вступают в действие 1. В порядке, установленном этим актом (или спец. актом о введении в действие данного акта) · с момента принятия (подписания) (в отношении подзаконных НПА, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина), · со дня официального опубликования, · с даты, указанной в нем, · поэтапно, · иногда – с момента получения адресатом (подзаконные ведомственные акты). · С наступлением обстоятельств, предусмотренных актом. 2. По общему правилу – по истечении нормативно-установленного срока после дня первого официального опубликования полного текста (если в НПА не установлен порядок вступления в силу) § ФКЗ, ФЗ и акты палат Фед. Собрания - вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования (Российская газета, Собрание законодательства РФ, Парламентская газета) § акты Президента и Правительства – через 7 дней (Российская газета, Собрание законодательства РФ) § акты федеральных ОИВ – 10 дней с официального опубликования (Бюллетень НПА). Нормативно-правовой акт прекращает свое действие: 1 - по истечении срока, на который он был принят; 2 - в результате отмены (прямой или косвенной); 3 - в рез-те фактической замены новым актом равной или большей силы 4 - в рез-те прекращения обстоятельств, на которые он был рассчитан 5 - в рез-те признания акта судом недействующим Нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые возникнут после вступления его в силу. Обратной силы он не имеет, т.е. предписания нормативно-правового акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Это является гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Но существует понятие обратной силы закона, т.е. действие нормативно-правового акта распространяется на то поведение человека, когда нормативно-правовой акт еще не действовал. В безусловном порядке обратная сила закона действует, если закон отменяет или смягчает наказание. Обратная сила не действует, если закон вводит либо усиливает наказание. Иногда обратная сила закона действует, если в самом законе прямо об этом сказано.
15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Действие нормативно-правового акта в пространстве – означает распространение действия НПА на определенную территорию. По общему правилу Нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего, если иное не установлено в этом акте. Если иное не установлено, то федеральные НПА действуют на всей территории государства. Под территорией РФ понимается: - сухопутное и водное пространство внутри государственных границ; - воздушное пространство над ними; - недра; - территории дипломатических представительств РФ за рубежом; - торговые суда в нейтральных водах; - военные суда в нейтральных водах и открытом море; - воздушные суда, находящиеся в полете за пределами РФ. На территории государства может применяться иностранное законодательство, если это предусмотрено соответствующим международным договором. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц Нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, если иное не установлено этим актом, в т.ч. в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории государства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. - граждан государства, - иностранных граждан - лиц без гражданства. Существуют также специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.
16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации. Нормативно-правовой акт как основной источник права появляется в результате правотворческой деятельности. Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования. Правообразование – относительно длительный исторический процесс формирования и оформления правовой нормы. § Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (I стадия). § На основе этого формируется общее представление о правовой норме, которую следует создать (II стадия). § III стадия – разработка и принятие правовой нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению, отмене правовых норм. Посредством правотворчества нормы естественного права и объективные потребности общественного развития облекаются в форму нормативных актов и становятся позитивным правом, то есть правом, существующим в виде законодательства. Содержание правотворчества составляет процедура возведения общей или индивидуальной воли в форму позитивного права. Формы правотворчества: § Принятие НПА § Заключение нормативных договоров § Формирование правовых прецедентов § Санкционирование обычаев и иных источников права Принципы правотворчества: 1 - научность (в процессе подготовки нормативно-правового акта важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, общие потребности развития общества; соответствовать требованиям юр. техники); 2 - профессионализм (заниматься правотворчеством должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и т.д.); 3 - законность (правотворчество должно осуществляться в рамках и на основе Конституции и законов; соответствовать актам с большей юр. силой, принимаются уполномоченными субъектами в пределах их компетенции); 4 - демократизм (исключительное право принимать законы принадлежит народу и зак. органу гос. власти; демократические процедуры подготовки, обсуждения, принятия НПА; обнародование); 5 - гласность (означает открытость, " прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). 6 - своевременность (означает правильное определение необходимости принятия НПА с учетом зрелости общественных отношений). Виды правотворчества в зависимости от субъектов: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество компетентных государственных органов (принятие закона Федеральным Собранием РФ); 3) правотворчество должностных лиц (издание указа Президентом); 4) правотворчество органов самоуправления (распоряжение мэра). По юр. силе принимаемого акта: - законотворчество - подзаконное нормотворчество По принципу федерализма: * федеральное правотворчество * правотворчество в субъектах Федерации
17. Юридическая техника: понятие и виды. Юридическая техника – это совокупность правил, приемов и способов подготовки, принятия и упорядочения нормативных правовых актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений. Уровень развития юридической техники является одним из показателей уровня правовой культуры общества. Использование правил юридической техники необходимо для адекватного выражения воли субъекта правотворчества, что позволит единообразно понимать и реализовывать нормы права. Виды юридической техники: 1. Правотворческая техника (в том числе законотворческая техника) Это совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия нормативных правовых актов. 2. Правореализационная техника (в том числе правоприменительная техника). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных правовых актов (в том числе - правоприменительных актов). 3. Интерпретационная техника (техника толкования норм права). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов официального толкования норм права. Важнейшим видом юридической техники является правотворческая техника (она включает в себя законодательную технику). Вопросы, касающиеся правотворческой техники, получают все более глубокую разработку в современной юридической науке. Вопросы, касающиеся двух других видов юридической техники, наукой разработаны значительно хуже.
18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии. Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению, отмене правовых норм. Формы правотворчества: § Принятие НПА § Заключение нормативных договоров § Формирование правовых прецедентов § Санкционирование обычаев и иных источников права Законодательный процесс является видом правотворческого процесса. Законодательный процесс – процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона. Законотворчество - урегулированная нормами права и осуществляемая в процедурной форме деятельность законодательных органов(или народа на референдуме) по принятию, изменению или отмене законов. Виды законотворчества: 1) по субъекту законотворчества: -непосрдетсвенное законотворчество народа - законотворчество законодатльных органов 2) по принципу федерализма - федеральное законотворчество - законотворчество субъектов федерации 3) по юридической силе закона: - конституция - закон о поправке в конституцию -ФКЗ -ФЗ - законы субъектов РФ В целом законотворческий процесс состоит из следующих основных стадий: 1) принятие соответствующим компетентным органом (самим зак. органом или субъектом зак. инициативы) решения об издании определенного НПА; право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ. 2) разработка и предварительное обсуждение проекта этого акта; осуществляется субъектом законотворческой инициативы (соответствующими структурами, подчиненными данному субъекту) или по поручениюСовета Государственной Думы — одним из ее комитетов.; может быть направлен для получения отзывов 3) рассмотрение данного проекта зак. органом; Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция, актуальность и значимость законопроекта и вносятся в него поправки. Во втором чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. Третье чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона. 4) принятие нормативно-правового акта; Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. 5) официальное опубликование принятого нормативно-правового акта.осуществляется в специальных печатных изданиях. Так, федеральные конституционные и федеральныезаконы, акты палат Федерального Собрания официально публикуются в “Парламентской газете”, “Российской газете” или в “Собрании законодательства Российской Федерации”. Неопубликованные законы, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 15), не применяются.
|