Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.
Материалистическая концепция происхождения гос-ва наиболее полно изложена в трудах К. Маркса («Капитал»), Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва») и В. Ленина («О гос-ве»).19d Согласно этой теории, гос-во есть политическая форма организации и функционирования классово-антагонистического общества. Гос-во возникает в результате эк развития общества, которое приводит к расколу на антагонистические, то есть постоянно противоборствующие классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Следующие теории происхождения государства: 1. Теологическая (теократическая), государство — продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии порокам и потому стали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро (Фома Аквинский) 5-6 2. Патриархальная (патерналистская) (Конфуция, Аристотеля, платон) Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. 6 3. Договорная (Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо) Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, правда, они характеризовали его по-разному, от всеобщей свободы по Руссо до «войны всех против всех» по Гоббсу.18-19 4. Теория насилия (Е. Дюринг. Гумплович, Каутский) 19 5. Органическая - государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Спенсер 19 6. Психологическая (Петражитский, З.Фрейд). общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять. 18
5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы. Наиболее распространенным является формационный подход. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Широко был распространен в марксиско-ленинской ТГП. Она рассматривала данный подход в качестве единственно правильного. Согласно марксиско-ленинской теории человеческое общ-во проходит 5 общ-но экономических формаций, общ-во может находится на определенной ступени: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Соответственно этим формациям выделялись 4 исторических типа гос-ва: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Совр. отеч. ТГП не отвергает формационный подход, но вносит в него некоторые коррективы. Вместо 4х типов гос-ва выделяется 5 (восточный, азиатский тип). Достоинства: 1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы. 3) хар-ка социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа гос-ва; 4) игнорирование азиатского способа производства Есть и цивилизационный подход, который основан на выделении различных цивилизаций по духовным признакам - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Основоположник анг. историк Тойнби выделил 21 цивилизацию: египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства. При этом разделял их на первичные и вторичные. Позиция Тойби подвергалась критике не только в отеч, но и в западной из-за отсутствия четких критериев (уровень эк развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии гос-ва. Тем не менее в совр. отеч. лит-ре цивилизационный подход в типологии гос-ва рассматривается одним из основных. Положительные черты: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства. Всю историю челов-го общ-ва совр. наука разделяет на 4ре периода. Их можно называть цивилизациями: древняя, средних веков, новое время, новейшее время. Соответственно 4ре типа гос-ва. Кроме них можно использовать и др. подходы в типологии гос-ва. С учётом уровня экономического развития все гос-ва можно разделить на 3и типа: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Ещё одна типология: Учитывая пути возникновения гос-ва. Два основных типа гос-ва восточный (азиатский) и западный (европейский). Каждый из этих типов имеет подтипы.
|