Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в РФ.
Правотворчество - это деятельность уполн S по установлению, изменению и отмене норм права. Формы правотворчества: 1) принятие нормативных правовых актов; 2) заключение нормативных договоров; 3) формирование правовых прецедентов; 4) санкционирование обычаев и иных источников права. Виды правотворчества: 1. По субъектам правотворчества: - непосредственное правотворчество народа; - правотворчество ГО; - правотворчество иных уполн органов; - правотворчество ДЛ. - Правотворчество ОМС - заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (м/у РФ и S фед,, м/у s Фед, м/у ГО и общ объед, м/у работодателями и работниками и т.д.). 2. По принципу федерализма: - фед правотворчество; - правотворчество S фед. 3. По юр силе актов, принятых в результате правотворчества - законотворчество; - подзаконное нормотворчество. Принципы правотворчества: 1. Принцип демократизма 2. Принцип законности 3. Принцип научности 4. Принцип профессионализма 5. Принцип гласности 6. Принцип своевременности 7. Принцип исполнимости 8. Принцип планирования: Признаки правотворчества: 1. Оно представляет собой деятельность активную, творческую. 2. В результате правотворчества устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права 3. Оно является важнейшим средством управления обществом. 4. Осуществляется только уполномоченными субъектами в пределах компетенции. 5. Осуществляется в порядке, установленном нормами права. 6. Уровень и культура правотворчества, а значит, и качество норм пр является показателем правовой культуры общества. 17. Юридическая техника: понятие и виды. Юр техника - это совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения ПА в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности ПР общ отн. Виды юр техники: I. Правотворческая (в т.ч. законодательная) - совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия НПА. 2. Правореализационная (в т.ч. правоприменительная) - совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных ПА (в т.ч. правоприменительных актов). 3. Интерпретационная (техника толкования норм права) – совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов офиц толкования норм права. В ходе правотворческой деятельности применяются определенные правила юр техники. Требования к содержанию НПА: 1. Простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность и исчерпывающая полнота. 2. Единство терминологии, 3. Использование юридических конструкций в соответствии с определенными правилами. 4. Четкая формулировка норм права, позволяющая избежать пробелов и коллизий как внутри НПА, так и между ними. 5. Рациональное использование различных способов изложения норм права в статьях НПА 6. Краткость и компактность изложения нормативного материала, исключение повторов. Требования к построению и оформлению НПА: 1. Рациональная рубрикация НПА (выделение в нем преамбулы, частей, разделов, глав, статей). 2. В общей части НПА излагаются общие нормы, а в особенной - конкретизирующие. 3. Логическая последовательность в расположении нормативного материала внутри НПА. 4. Согласованность и непротиворечивость между НПА, регулирующими однородные общ отн. 5. Наличие всех необходимых реквизитов НПА
18.Законотворческий процесс в РФ: понятие и основные стадии. Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоят и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон. Стадии: 1. законодательная инициатива Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согл ч. 1 ст. 104 К РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Констит Суду, Верховному Суду, Высш Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 К РФ о внесении поправок в К РФ).; 2. обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Гос Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3. принятие закона - следующая стадия, которая осущна заседании Гос Думы РФ (ст. 105 К РФ) путем голосования, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники). В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным. При разногласиях палат испол согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три: -принятие закона Гос Думой (ФЗ принимаются простым больш голосов от общего числа депутатов Госуд. Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государ. Думы); -одобрение закона Советом Федерации (в соотв. с ч. 4 ст. 105 К РФ «ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 -подписание закона Президентом РФ в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу; 4. опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информир-я адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вст закона в юрсилу. Как правило, ФКЗ и ФЗ подлежат офиц опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.
|