Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фирма как субьект рыночной экономики, ее предпринимательская деятельностьСтр 1 из 2Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Экономическая теория на тему
Фирма как субьект рыночной экономики, ее предпринимательская деятельность
Работу выполнил студент 2 курса факультета заочного образования направление 100700.62 Торговое дело группы ТГД(КМ)-12 Бухаров Степан Викторович
Научный руководитель: к.п.н., ст. преподаватель Е.И. Емельянова
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….3 1. Сущность предпринимательской деятельности…………………6 2. Теоретические основы функционирования фирм как субъектов рыночной экономики…........................................................................14 2.1 Фирма как субъект рыночной экономики………………………14 2.2 Классификация фирм……………………………………………..16 2.3 Традиционная теория фирмы ……………………………………20 2.4 Менеджеральная теория фирмы …………………………………23 2.5 Теория максимизации роста фирмы …………………………….26 2.6 Поведенческие теории фирмы …………………………………..31 3. Развитие предпринимательской деятельности в России………..33 Предложения по преодолению проблем предпринимательской деятельности в России …………………………………………………….48 Заключение……………………………………………………………..50 Приложение…………………………………………………………….54 Список использованной литературы…………………………………59
Введение
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию. Именно здесь производится нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Значительная часть государственного бюджета формируется за счет финансовых поступлений от предприятий. Следует помнить, что в рыночной экономике выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, наладит производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высокий доход для своих работников. Предприятие, которое работает хорошо, это предприятие которое своевременно и достойно оплачивает труд своих работников; выполняет свои обязательства перед партнерами и бюджетом; видит перспективы своего развития и с оптимизмом смотрит в будущее. В условиях рынка предприятие самостоятельно решает, что и как ему производить, в каких целях и как использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы: материально-технические, трудовые, финансовые, информационные и т. д. При этом экономическая ответственность, которую несет предприятие, нацеливает его руководителей на повышение эффективности использования всех видов ресурсов. Развитие предпринимательства является важнейшим фактором становления и развития рыночной экономики России. В настоящее время это очевидно, поэтому необходимо максимально способствовать созданию условий для успешного развития бизнеса, которое в свою очередь не только поможет решить социальные проблемы, но и послужит основой экономического подъема страны. Проблема стимулирования развития и эффективного управления малым бизнесом является одной из важнейших проблем развития экономики, стоящих в настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях. Предприниматели требуют принятия эффективных мер по ликвидации препятствий для развития бизнеса, власти декларируют готовность содействовать развитию предпринимательства путем создания благоприятных условий. Государство пытается найти ресурсы и разработать механизмы поддержки, принимает специальные программы, совершенствует нормативно-правовую базу, участвует в формировании структур для реализации такой поддержки. Однако комплексная, согласованная и эффективная инфраструктура поддержки предпринимательства еще окончательно не создана. Содействие становлению новых компаний и фирм является основой успешного экономического развития страны. Важнейшей задачей является своевременная помощь бизнесменам, начинающим свое дело. Наиболее эффективными методами являются специальные правительственные программы и консультационные услуги, способствующие увеличению доступа малого бизнеса к начальному капиталу. Создание специальных экономических зон и предпринимательских сетей повышает способность фирм адаптироваться и к переменам, и к технологическим нововведениям. Объект исследования: предпринимательская деятельность фирмы. Предмет исследования: изучение предпринимательской деятельности фирмы как субъекта рыночной экономики. Целью написания курсовой работы является изучение фирмы как субъекта рыночной экономики, а также ее предпринимательской деятельности. Для достижения поставленной цели в процессе написания работы нами были выделены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность предпринимательской деятельности. 2. Рассмотреть теоретические основы функционирования фирм как субъектов рыночной экономики. 3.Исследовать существование различных теорий фирм. 4. Проанализировать развитие предпринимательства в современной России. 5. Разработать предложения по развитию современной предпринимательской деятельности. Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили: литература по экономической теории, основам предпринимательской деятельности, экономике предприятий включая периодические издания. В работе также использовались законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы акционерных обществ и рынка ценных бумаг, а также комментарии к законодательству. Методологической основой написания курсовой работы являются философские и экономические выводы, нормативы современной теории права. В основе курсовой работы лежит диалектический подход к рассмотрению поставленных целей и задач. Также использовались общенаучные методы: исторический, логический, сравнительно-правовой, метод анализа и другие. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Сущность предпринимательской деятельности
Понятие «предпринимательство» (англ. business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680—1734) в XVIII в. Согласно определению Р. Кантильона предпринимательство — это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Р. Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск[1]. Более глубокому анализу подверг предпринимательство французский экономист Жан-Батист Сэй (1767 — 1832), усматривавший в нем творческое соединение и координацию двух факторов производства — труда и капитала — в условиях риска. Ж.-Б.Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя Ж.-Б.Сэй считал творческим, труд менеджера — монотонным, рутинным. Американский экономист Иозеф Шумпетер (1883 — 1950), австриец по происхождению, утверждал, что предпринимательство — это прежде всего новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары. Предпринимательство — это инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Формами предпринимательства являются частное и коллективное предпринимательство, осуществляемое на основе собственности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании. Предпринимательство может осуществляться следующим образом: без применения наемного труда; с применением наемного труда; без образования юридического лица; с образованием юридического лица. Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по своим обязательствам, связанным с этой деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Итак, предпринимательство представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска. Успех этой деятельности основывается на определенном правовом и организационном оформлении. Доминирующими в формировании типологического вида предпринимательства являются такие особенности экономического и юридического характера, как метод формирования имущества хозяйствующих субъектов, содержание осуществляемых ими имущественных прав, статус субъекта права собственности и т.п[2]. Комплексный анализ перечисленных особенностей выявил некоторые общие черты, присущие предпринимательским системам: все они являются частью типичных самоорганизующихся систем; траектории их развития не поддаются линейному описанию; они подлежат рассмотрению как единое целое при описании динамики их развития. Некоторые виды предпринимательства обладают особенностями, которые накладывают определенные ограничения на развитие и саморазвитие системы. Например, государственное предпринимательство как вид коммерческой деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, осуществляемой в пользу государства либо муниципальных образований, подвержено достаточно сильному влиянию более высокой по уровню системы, которой может быть государство. Такие важнейшие понятия синергетики, как открытость системы, постоянный обмен информацией с сопряженными системами, самодвижение и самоорганизация, присущи предпринимательству как своеобразной системе в полной мере. Исследуя развитие предпринимательства, можно проследить проявление ряда синергетических принципов, а именно принципа эффективности взаимодействия, принципа баланса хаоса и порядка, принципа резонансных точек. Взаимодействие — важный ресурс предпринимательской деятельности. От эффективного сотрудничества предпринимательской системы с различными коммерческими и государственными структурами, а также с внешней средой зависит развитие общества и предпринимательской фирмы. Именно когерентное поведение (совместное действие) элементов диссипативных структур (структур, возникающих в открытых неравновесных системах) является тем катализатором, который ускоряет самоорганизацию. Предпринимательские системы подвержены волновым циклам хаоса и порядка, которые обнаруживают некоторое сходство с циклами экономической активности. При этом стремление к установлению порядка (некоторой тоталитарности) вызывает разрушение экономической системы[3]. Рассмотрим цели предпринимательской деятельности. Важным условием развития предпринимательства является мотивация, т. е. внутренние устремления, побуждающие человека рисковать своими деньгами ради достижения определенных целей, как экономических — получения выгоды, так и социально-психологических — удовлетворения потребности во власти, успехе, творчестве, соперничестве и т. п. С течением времени влияние мотивов второго рода возрастало. Если в XIX в. предприниматель главным образом стремился получить максимальную прибыль, то в условиях современного рынка он зачастую довольствуется предпринимательским (личным) доходом, который иногда не превышает заработной платы высококвалифицированного наемного менеджера[4]. В современной научной экономической литературе высказывается две точки зрения относительно того, кто может считаться предпринимателем. Сторонники первой отождествляют предпринимателя с любым собственником, что правомерно в условиях малого и отчасти среднего бизнеса. Приверженцы второй точки зрения приписывают функции предпринимателя менеджеру, и это в значительной степени справедливо, если речь идет о большом бизнесе. В современных условиях предпринимательством следует считать всякую инициативную деятельность, проводимую в целях получения дохода в условиях риска, от своего имени и под свою имущественную ответственность (или от имени и под юридическую ответственность юридического лица). В России исторически сложился особый уклад экономики, обусловленный как географическими факторами, так и национальными особенностями[5]. Суровый климат вынуждал людей вести постоянную борьбу за выживание и затрачивать значительную энергию на обеспечение элементарного существования, и русский народ стихийно прибегнул к коллективистским формам ведения хозяйства, создав общину, а затем артель. Схема 1. - Основные организационно – правовые формы хоз. субъектов Следует также помнить, что, обитая на равнине между Востоком и Западом, русские постоянно подвергались набегам и нашествиям завоевателей. Вся история России — это история самообороны. Огромные расстояния, суровый климат, плохие дороги предопределили неразвитость внутренней торговли и, как следствие, неэффективность товарно-денежных отношений. Поэтому самым простым способом прокормления в Древней Руси было получение земли и ведение натурального хозяйства. С XI в. русские князья начинают активно использовать этот стимул для привлечения людей на военную службу. Российская земля стала условием и целью службы, приобрела характер служебной. Низкая плотность населения делала русских землевладельцев полуоседлыми. Это заставило государство ввести крепостную зависимость, которая, однако, не смогла совершенно приостановить, а только ввела в известные рамки процесс непрерывной колонизации крестьянами окраинных земель. Искатели лучшей доли бежали от крепостного рабства на север — в леса, на восток — в Сибирь, на юг — в степь. Так постепенно сформировалось служилое сословие воинов-землевладельцев, казачество. Взяв на себя охрану приграничных земель, оно получило от государства привилегии в землепользовании. Российская казна формировалась за счет дани, подати, оброков. Каждый должен был отдавать часть произведенной продукции. В российской экономике издревле и до недавнего времени применялся не рыночный механизм купли-продажи, а механизм сдач-раздач. Выделяют три этапа в развитии сдаточно-раздаточных отношений. На первом этапе, в Древней Руси, часть продукции отдавалась в виде дани, что не меняло процесса общинного воспроизводства, который организовывал старший в роду. На втором этапе, в период поместного землевладения, всю землю и часть средств производства (скот и посевные материалы) раздавали: государь — землевладельцам, а затем землевладельцы — крестьянам. Последние, в свою очередь, часть произведенной продукции сдавали в государственную казну в виде податей и повинностей, а другую — помещику в виде оброка и барщины. При этом крестьяне находились на самообеспечении. На третьем этапе, в едином советском служебно-раздаточном государственном хозяйстве, всю произведенную продукцию сдавали, а все средства производства и предметы потребления раздавали либо в натуральном виде, либо в денежном выражении. Таким образом, советская плановая система явилась продуктом развития общественного разделения труда на базе служебно-раздаточной экономики. Все рассмотренные особенности развития отечественной экономики привели к тому, что в России сложилось устойчивое неприятие частной инициативы, неприятие предпринимательства как законного способа зарабатывать на хлеб, источника нетрудовых доходов. Предприниматель всегда отождествлялся с проходимцем, который умеет схитрить и всеми правдами и неправдами провернуть выгодную сделку. Сложившаяся у нас экономическая культура до сих пор поддерживает традиционную тенденцию к «уравниловке», которая порождает зависть к чужому успеху и привычку уповать на государство, обязанное решать все проблемы. Распределение доходов вне зависимости от способностей, умения творчески трудиться, квалификации всегда вело к тому, что многие инициативные люди, опасаясь нарушить законы, правила, инструкции и просто прослыть ловкачами, теряли интерес к работе, трудились по обязанности. Между тем труд занимает особое место в структуре социальных приоритетов, ибо является, во-первых, важной частью естественных производительных сил страны, ее богатством, во-вторых, главнейшей жизнеобеспечивающей функцией человека и его потребностью, а в-третьих, основным условием вывода экономики из кризиса. Предпринимательство, которое является трудом созидательным, творческим и нелегким, сопряженным с изрядной долей риска, создает новые стимулы для высокопроизводительной деятельности, формирует хозяйскую мотивацию[6]. Главным стимулом предпринимательства служит прибыль — доход, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников. Она является собственностью предпринимателя и может быть израсходована им по своему усмотрению. Предпринимательская прибыль — особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех. Погоня за прибылью заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать все необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того, чтобы улучшать качество продукции или услуг, снижать их себестоимость и продавать больше, чем конкуренты. Получение прибыли, однако, не является единственной причиной, побуждающей людей заниматься бизнесом. Стимулом к началу собственного дела могут быть также стремление к личной независимости и возможность исполнять любимую работу в удобное для себя время, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции. Выходцы из семей бизнесменов чаще других открывают свое дело, независимо от того, успешен ли был родительский бизнес. По-видимому, родственники, успешно занимающиеся бизнесом и радующиеся плодам своего труда, подают пример возможного выбора карьеры. Схема 2. - Цели некоммерческих организаций
Вне зависимости от мотивов и сферы деятельности предприниматель реализует свои способности посредством исполнения следующих функций: - поиск товара или услуг, на которые существует платежеспособный спрос, путем изучения рынка; - оценка ресурсов, необходимых для производства этого товара или оказания услуг, поиск рынков, где ресурсы можно приобрести по низкой цене; - организация дела на базе новейшей техники, технологии и приемов менеджмента и управление им. 2. Теоретические основы функционирования фирм как субъектов рыночной экономики
2.1 Фирма как субъект рыночной экономики
Предприятие - основная и первичная клеточка национальной экономики. Предприятие является товаропроизводителем. Именно здесь происходит соединение факторов производства, создание новых благ, удовлетворяющих общественные потребности, а также формирование издержек и предпринимательского дохода[8]. Материальной основой предприятия является его капитал. Индивидуальное воспроизводство капитала отдельных предприятий едино с общественным воспроизводством. Любая деформация их связи нарушает экономическую стабильность, как на отдельных предприятиях, так и в обществе в целом. Понятия: «предприятие», «фирма» - тождественны. Исторически, логически и на практике все основные черты фирмы развивались из содержания предприятия. На практике под предприятием подразумевают, как правило, однопрофильное (однопродуктовое) производство, а фирмой считают организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями и использующую ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли. Этому универсальному определению соответствуют малые и крупные предприятия, организации самого широкого профиля. В объяснении природы фирмы в экономической теории существует два подхода: технологический и институциональный. Технологический поход (или функциональный) сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. Природа фирмы определяется возникновением положительного эффекта экономии на увеличении масштабов производства, который достигается при организации и увеличении объема фирмы. Неоинституциональный подход разработан в рамках институциональной экономической теории и предложен американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике за 1991 г. Рональдом Коузом (род. 1910) в статье «Природа фирмы» (1937), а затем получил развитие в работах таких экономистов, как А. Алчиян, Оливер И. Уильямсон, К. Эрроу и др. Неоинституционалисты предлагают следующее объяснение: фирма — это система контрактов владельцев взаимодополняющих факторов производства, в которой владельцу самого редкого ресурса остальными собственниками передается часть элементов права собственности. Контракт — соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон. Объединение факторов производства под единым управлением (на основе контрактов) дает дополнительный эффект синергизма (совместная производительность выше, чем сумма их раздельной отдачи). Центральную роль в определении причины происхождения фирмы у Р. Коуза играет понятие «трансакционные издержки». Трансакционные издержки - издержки, связанные с обменом видами деятельности (с проведением сделок): затраты времени и ресурсов на поиск партнера, на сбор информации о ценах; издержки ведения переговоров, оформления сделок; затраты на охрану фирменных знаков, марок и т.п. Трансакционные издержки составляют значительные суммы, до 50% стоимости производимых товаров и услуг. Так, в России в условиях плохо организованного рынка, низкой договорной дисциплины, дефицита коммерческой информации, правового беспредела они чрезвычайно велики[9]. Фирмы выживают в тех случаях, когда трансакционные издержки внутри фирмы ниже аналогичных рыночных издержек. В противном случае торжествует спонтанный порядок. Поскольку фирма является господствующей организационной формой экономических процессов, значит, иерархический способ организации позволяет значительно снизить трансакционные издержки: - фирма лучше приспособлена к проведению сложных деловых операций, управлению и использованию ресурсов; - фирма снижает риск недобросовестности, которую могут проявить контрагенты по сделке (обман, искажение отдельной информации, сокрытие истинных причин сделки). В этих целях фирма вводит аудиторские проверки, ревизии, инвентаризацию и др.; - фирма легче приспосабливается к неожиданно возникшим обстоятельствам, она в состоянии быстро решить и отреагировать (даже прогнозировать) на проблемы, возникшие внутри нее[10].
2.2 Классификация фирм
Для классификации фирм используют разные признаки. Главными являются два: форма собственности, величина фирмы. С правовой точки зрения, все организации как юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм - коммерческих юридических лиц (юридическим лицом принято считать организацию, представляющую в едином лице входящих в нее отдельных субъектов и несущую ответственность в пределах имущества организации): индивидуальное предприятие; товарищество; корпорация (акционерное общество). Индивидуальным предприятием владеет один человек. Он же выполняет и функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. В России индивидуальное предприятие может быть организовано как ИТД - индивидуальная трудовая деятельность (основана на собственном труде предпринимателя) и как ИЧП - индивидуальное частное предприятие (может использоваться и труд наемных работников). Товарищество — фирма, находящаяся в собственности двух и более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется долей каждого, а также видом товарищества. В полном товариществе его участникам приходится отвечать не только имуществом предприятия, но и своим личным имуществом. В товариществе с ограниченной ответственностью - только капиталом предприятия. В смешанном товариществе одни — полные участники - несут полную ответственность, другие вкладчики - только в пределах пая (вклада). Преимущества товариществ: простота регистрации при создании; объединение участников позволяет привлечь новые средства и идеи. Недостатки: неограниченная ответственность в случае полного товарищества; возможные разногласия между партнерами; сложности определения меры каждого в доходе или убытках фирмы и т.п[11]. Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, (единицам уставного капитала) поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация - акционерным обществом. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность, определяемую их вкладом в акции. Владелец акций имеет право на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия. Доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению, определяется собранием акционеров. Преимущества корпорации следующие: неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций; ограниченная ответственность акционеров; стабильность функционирования (выбытие акционера не влечет закрытие фирмы). К недостаткам корпоративном фирмы организации бизнеса относятся: двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов (первый раз как часть прибыли фирмы, во второй - как часть личного дохода владельца акций); благоприятные возможности для экономических злоупотреблений (возможен выпуск акций, не имеющих никакой реальной стоимости); сложная процедура регистрации; разделение функций собственности и контроля; в корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности (владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот)[12] Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской деятельности распределяются между его членами. В некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено отраслями, значение которых жизненно важно для безопасности страны; естественными монополиями; убыточными предприятиями и отраслями, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены. В России государственное предпринимательство представлено основными предприятиями ВПК, РАО «ЕЭС России», МПС (железнодорожный транспорт), убыточными предприятиями (ЗИЛ, АЗЛК, КамАЗ), некоторыми предприятиями угольной промышленности. Государственное предпринимательство осуществляется в двух основных формах: в форме предприятий, полностью находящихся в собственности государства (имущество этих предприятий является неделимым, поэтому их принято называть унитарными предприятиями (лат. иш1аз - одно целое); в форме предприятий, находящихся под контролем государства, через владение государством контрольным пакетом акций (в акционерных обществах). По признаку величины фирмы различают: мелкий бизнес, средний бизнес и крупный бизнес. Наиболее типичными формами мелкого бизнеса стали система франчайзинга и венчурного предпринимательства. Франчайзинг - система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции[13] Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы создаются и функционируют в России. Средний бизнес играет менее заметную роль. Он не прочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.). Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение широкого круга потребностей[14]
2.3 Традиционная теория фирмы
Из-за устойчивой ориентации на прибыль стремление фирм к извлечению максимальной прибыли принимается как должное. Большинство теорий фирм не только постулируют, что прибыль есть какая-то цель или главная цель, но в один голос утверждают, что вполне определенная цель состоит в том, чтобы извлечь максимальную прибыль и что фирмы можно рассматривать, как если бы они стремились максимизировать прибыль. Хотя было бы преувеличением рассматривать максимизацию прибыли в качестве показателя того, что любые действия и решения формы подлежат холодному расчету на предмет получения максимального превышения доходов над затратами, максимизация подразумевает, что выбирая из нескольких альтернатив с разной ожидаемой прибылью, фирма все-таки выберет вариант с наибольшей ожидаемой прибылью. С уверенностью можно сказать, что прибыль является целью почти всякой фирмы - возможно, доминирующей целью. Прибыль - это универсальная мера показателей бизнеса и лишь немногие фирмы могут предпринимать действия, которые определенно ведут к прибылям, более низким, чем они могли бы быть в долгосрочном периоде. Одни фирмы в большей мере ориентированы на прибыль, а другие в меньшей. В целом, фирмы, которые подвержены сильному давлению конкуренции, склоны в краткосрочном периоде преследовать цели максимизации прибыли; если же прибыли фирмы достаточно велики, чтобы удовлетворить акционеров, то такая фирма ведет себя несколько по-иному, позволяя сделать вывод, что помимо фактора максимизации прибыли, на управленческие решения влияют и другие факторы. Это объясняется несколькими причинами. В условиях суровой рыночной конкуренции, когда маржа прибыли мала, опасности велики, а способности фирм компенсировать убытки, невелики, ведется яростная борьба, в которой выживают только наиболее приспособленные. Рыночные силы оставляют мало места для произвольных действий. При таких условиях довольно тяжело заработать даже нормальную прибыль, и решения фирмы в наибольшей степени подвержены соображениям ближней перспективы. Скорее всего, будут выбираться такие действия, которые представляются собой оптимальными, с точки зрения максимизации прибыли, поскольку другие действия представляют опасность для жизни фирмы. То есть жесткие силы конкуренции могут сузить свободу действий фирмы на рынке и у нее не останется практически никаких альтернатив, кроме преследования цели извлечения максимальной прибыли в краткосрочном периоде. Аналогичные условия возникают, когда спад или инфляция ослабляют потребительский спрос в такой степени, что прибыль резко падает. Методологически, допущение о максимизации прибыли, хотя и не всегда точно отражающее реальность, остается все же достаточно хорошим приближением к реальному поведению большинства предприятий, попадающих в такие ситуации. Конечно же, это одно из лучших допущений, которые могут быть сделаны относительно целей, преследуемых такими фирмами. С другой стороны, если фирма до некоторой степени изолирована от конкуренции и удовольствуется прибылью сверх среднего уровня, она находится в наилучшей позиции, позволяющей ей отклониться от строгого следования принципу максимизации прибыли. Причина здесь в том, что коль скоро прибыль достаточна для удовлетворения акционеров, руководители имеют некоторую свободу преследовать другие цели, нежели извлечение высокой прибыли. Однако эта свобода не простирается слишком далеко. Было бы большим преувеличением утверждать, что поведение фирм, получающих солидные прибыли, направляется " неприбыльными" целями, или что руководители упускают из виду влияние, которое оказывает на прибыль достижение других целей. А вот традиционная теория фирмы как раз объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Эта категория основывается на 2-ух допущениях: 1) собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы; 2) единственное их желание - максимизировать прибыль. Теория основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Однако, на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки или прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам. Несмотря, на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления; и, за исключением мелкого единоличного предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное управления, привлекая для этого профессиональных менеджеров. Традиционная теория не лучшим образом объясняет поведение фирмы, из-за чего многими экономистами были предложены альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и объединяющие его иными целевыми установками. Подводя итоги, можно сказать, что допущение о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям: 1. Больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении индивидуальных фирм; 2. Интенсивной конкуренции; 3. Объяснения и предсказания общего воздействия специфических изменений на цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений; 4. Рассмотрения направлений, а не точных численных результатов деятельности. Но когда рассматривается поведение конкретных фирм, когда количество фирм небольшое, когда конкуренция не угрожает прибыльности и (или) когда требуется сделать точные численные оценки, тогда, прежде чем надежно объяснить и предсказать поведение, требуется ясно определить цели фирмы.
2.4 Менеджеральная теория фирмы
Данная концепция вытекает из следующих предпосылок: 1) оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры; 2) цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода. Эти предпосылки имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль над деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации. Что касается второй предпосылки, она так же очень реалистична. Один из авторов этой концепции У.Дж. Бауман, отмечал в 1959 году, что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объемов продаж. Прежде всего это объясняется прямой зависимостью жалования и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки. Разрабатывая далее менеджеральную концепцию, Уильямсон в 1963 году в качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников, растет его ранг служебной иерархии.
График на рис. 1 демонстрирует степень возможного расхождения в объемах выпуска продукции фирмы и максимальной прибыли и максимальной торговой выручки. (приложение3) В последнем случае объем производства и реализации увеличивается вплоть до того момента, пока предельный доход от продажи Qs-й единицы не станет равен 0. Это значит, что совокупный доход более не может увеличиваться, следовательно, он достиг максимума. При максимизации прибыли объем производства устанавливается на уровне Qp, поскольку именно в этой точке достигалась максимальная разница между совокупным доходом и совокупными издержками, т.е. прибыль была максимальной. Легко заметить, что при максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимальной прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли. В этом случае, если такой ограничитель снижения прибыли установлен на уровне PR, менеджеры будут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов. Новый объем продаж будет установлен на уровне Qs', соответствующем точке пересечения прямой PR и прямой совокупной прибыли. Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 году, показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие. Из компаний с числом занятых свыше трех тысяч человек, каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью. Тогда как среди всех компаний - лишь каждая четырнадцатая. Результаты исследования института стратегического планирования США (1974 год) выявили, что в краткосрочном аспекте фирма предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимальная прибыль.
2.5 Теория максимизации роста фирмы
Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964), полагают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизация роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме. Центральным звеном теории Маркса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства. Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образуют норму нераспределенной прибыли, или норму удержанной прибыли. Если менеджеры будут распределять львиную долю прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы. Возможна иная ситуация. Менеджеры оставляют основную часть прибыли нераспределённой, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры не довольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке. Таким образом, распределение прибыли на две части и определение нормы удержания прибыли не простое дело и сопряжено с рядом трудностей и противоречий. При решении этой проблемы обычно придерживаются принципа " сбалансированного роста", то есть выбор темпов роста капитала фирмы и объёма ее продаж осуществляется с учетом нормы удержания прибыли и, следовательно, с оглядкой на средний уровень прибыли в целом (рис. 2). Очевидно, что при увеличении капитала и объёма продаж фирмы средний уровень прибыли понижается. Вследствие действия закона убывающей полезности (в данном случае доходности от дополнительных инвестиций).(приложение 4) В каждом конкретном случае фирма выбирает требуемую комбинацию прибыльности и роста. Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции. Всё это требует финансирования. Первый путь можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками внутреннего роста фирмы служат: 1) собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределённая часть прибыли, в некоторой степени - амортизационный фонд; 2) заёмные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов; 3) средства от дополнительных эмиссий ценных бумаг. Роль и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаково и меняются в зависимости от ситуации. Табл. 1 (Приложение 1) дает преставление о значении и динамике отдельных источников внутреннего роста британских фирм в период с 2004 по 2012 г. Как видно из табл. 1, доля внутренних ресурсов неуклонно повышалась до середины 80-х годов, когда она составила 83, 5% всех источников финансирования, но затем стала резко снижаться и к концу 80-х годов равнялась лишь 35, 1%. Напротив, доля заёмных средств выросла в этот период более чем вдвое и достигла 47, 3%. Доходы от выпуска акций традиционно были несущественным источником внутреннего роста. Второй путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощения. Практика показывает, что это весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Динамика слияний и поглощений неравномерна: наблюдаются пики слияний и последующие периоды затишья. Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике не всегда бывает легко отделить одно от другого. Слияние означает обоюдный договор руководства двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния - замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает название прежних фирм. Для осуществления, как правила не требуются специальные фонды финансирования. Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы Б выкупить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, существенно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо. Слияние (поглощение) бывает нескольких типов. Основными являются: · горизонтальная интеграция; · вертикальная интеграция. · конгломерат. Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию некоторого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Примером может служить объединение фирм, производящих шарикоподшипники, или компаний, выпускающих швейные машины, или поглощение супермаркетом мелких магазинчиков. Начиная с 60-х годов и по настоящее время в Великобритании, например, свыше 80% всех поглощений и слияний относятся к типу горизонтальной интеграции. Подобные объединения дают экономию за счет масштабов на уровне производства и на уровне управления. Вертикальная интеграция происходит при объединении фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. По сути это межотраслевая концентрация и централизация производства. Примером может служить приобретение нефтедобывающей компанией предприятий нефтеперерабатывающих химических заводов, нефтепроводов и танкеров, бензозаправочных станций и т.д. Другим примером является приобретение торговой фирмой текстильных и швейных предприятий. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком. Однако этот тип слияний дает лишь около 5% их общего числа. Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы ни как не связаны. Так, например, англо-голландский концерн " Юнилевер" имеет многочисленные предприятия пищевой, бумажной, химической промышленности, в производстве моющих средств, в транспорте, в парфюмерии, изготовлении питания для животных, тропическом плантационном хозяйстве и т.д. Конгломерат образуется либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения по " случаю" чужих фирм. При диверсификации слияния и поглощения преследует цель рассредоточить риск, распределив капитал по разным отраслям; освоить новые рынки, образующиеся на стыке прежних видов производства; занять даже самые мелкие ниши на рынке; максимально эффективно использовать достижения науки и техники; применяя их одновременно в разных областях (так называемое " перекрестное опыление технологии"). В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую схему, устойчивость которой зависит от эффективности управления. Основной организационной формой таких объединений являются концерн. Если же конгломерат образуется в спекулятивных целях, когда предприятия приобретаются и продаются лишь на том основании, что конъюнктура на фондовом рынке обеспечивает выигрыш соответственно при покупке или продаже. Такие объединения не являются устойчивыми, носят аморфный характер, легко распадаются. В 60-е годы наблюдался бум объединений конгломеративного типа, однако уже в 70-е годы многие из них показали себя " колоссами на глиняных ногах" и распались. В начале 90-х годов около 10% новых слияний и объединений можно было отнести к категории конгомеративных. Одна из важных тенденций последнего десятилетия - это тенденция деконцентрации и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет становится выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами. Теперь рассмотрим еще одну теорию фирмы - поведенческие теории фирмы: множественность цели.
2.5. Поведенческие теории фирмы
Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (P, V продукции, рост), которая максимизируется. Другие теории - поведенческие - из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта посылка опирается на трактовку корпорации как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя: · интересы рабочих, стремящихся к высокой зарплате, хорошим условиям труда, технологической безопасности, интересному содержанию труда, повышению квалификации и профессиональному росту и т.д.; · интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов; · интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды; · интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы. Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом их конфликты, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы. Поведенческие теории (данное направление называется " бихевиоризм") получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров состоит в следующем: " Залог успеха - высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух - результат удовлетворения заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и не удовлетворенные работники. Задача администрации гармонизировать интересы работников и фирмы". Существует множество частных вариантов поведенческих теорий, предлагающих разные рецепты согласования частных и общих интересов в рамках корпорации. Многие из них уже достаточно апробированы практикой и показали высокую результативность. Один из рекомендуемых способов, предложенный Х.А. Саймоном состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, зарплату и прочее. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной, по каждой цели в отдельности, тем не менее, удовлетворяла бы все заинтересованные стороны. Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения на каком-либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий администрация должна активно вмешаться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом. К числу предлагаемых советов относятся такие, как: · установление временных ограничителей для выработки компромисса; · установление бюджетных ограничителей для каждой заинтересованной группы; · четкое распределение обязанностей, прав каждой структурной группы и др. Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма. Один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отмечал в 1984году, что существуют более 2-ух тысяч различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению, и гибко реагировать на его изменения.
|