Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие предпринимательской деятельности в России






 

Сегодня предпринимательство играет важнейшую роль в достижении экономического успеха государства и высоких темпов роста его промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития[15].

Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует модернизации и реконструкции устаревших.

Кроме того, предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы достижения устойчивого развития экономики страны.

Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на производственно-хозяйственную деятельность предпринимательских структур.

Так, согласно данным статистики отчета Минэкономразвития сегодня в России работают около 1, 3 млн. малых предприятий и 4 млн. индивидуальных предпринимателей. Эксперты организации «ОПОРА России» подчеркивают, что это больше показателя годичной давности. Рост числа предпринимательских структур во многом связан с реализацией различных государственных программ поддержки предпринимательства, которые стали активно развиваться в период кризиса.

Во-первых, это субсидии и льготы для желающих стать предпринимателем. Во-вторых, снижение административных барьеров малому бизнесу и уменьшение числа проверок со стороны контрольно-надзорных органов. Кроме того, расширился список сфер деятельности с уведомительным порядком начала работы. А также региональные власти, которые теперь могут самостоятельно снижать ставку налога с 15 % до 5 % малым предприятиям, использующим упрощенную систему налогообложения (Приложение 1).

Однако представители Национального института системных исследований проблем предпринимательства НИСИПП категорически не согласны с растущим числом малых предприятий и столь большим их количеством. По данным этого института в России на первое апреля 2010 г. было зарегистрировано 219, 6 тыс. субъектов малого предпринимательства. Как видно, эти данные намного меньше данных Минэкономразвития. Вероятно, что такое расхождение в цифрах связано со сложностью ранжирования бизнеса по его масштабам. Общепринято не выделять малый бизнес как таковой, а оценивать долю в экономике именно малых и средних предприятий в совокупности по критериям, определенным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ[16].

Кроме того, малый бизнес в России, по данным НИСИПП, демонстрирует отрицательную динамику. Так, субъектов малого предпринимательства на первое апреля 2010 г. оказалось на 3, 5 % меньше показателя годичной давности, а число малых предприятий уменьшилось за год на 5, 6 единиц до 154, 6 единиц на 100 тыс. россиян.

Среднесписочная численность занятых на предприятиях малого бизнеса за год снизилась на 4, 3 %, а объем инвестиций в основой капитал сократился на 16, 8 %. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в первом квартале 2010 г. оказался на 3, 5 % выше показателя за аналогичный период прошлого года.

Однако это вовсе не означает, что малый биз­нес демонстрирует лишь отрицательную динами­ку. Во многих регионах его уровень существенно вырос. Лидером здесь стал Дальневосточный федеральный округ, где увеличение составило 4, 9 %, или 7, 2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей. На втором месте обосновался Уральский федеральный округ, где количество малых пред­приятий выросло более чем на 3, 9 %, или 4, 3 еди­ницы на каждые 100 тыс. жителей. При этом, со­кращение произошло в Южном федеральном ок­руге - на 16, 7 %, или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. чел. населения.

Такой важный параметр, как квартальный оборот малых предприятий, за первые три месяца текущего года вырос на 3, 5 % по сравнению с по­казателем годичной давности. Одновременно средняя занятость на предприятиях малого бизне­са сократилась на 4, 3 %, а объем инвестиций в ос­новной капитал уменьшился на 16, 8 %.

Российский малый бизнес все еще находится в кризисе. До­полнительно об этом свидетельствует еще и то, что число малых предприятий может и растет, а их обороты сильно падают.

В 2009 г. в России стало на 9 % больше малых предприятий, чем в 2008 г. Одновременно оборо­ты малого бизнеса уменьшились на 12, 8 %, а объ­емы инвестиций в основной капитал уменьши­лись более чем на четверть.

Для большей точности выделены отдельно малые предприятия, где работает не более ста че­ловек, и микропредприятия, с численностью ра­ботников до 15 человек. В итоге первых в 2009 г. стало на 20 % меньше, а вторых на 30 % больше. Но оборот микропредприятий за этот же период сократился на 9, 7 %, а инвестиции в основной ка­питал сократились почти на треть.

Таким образом, о качественном улучшении положения в сегменте малого бизнеса в целом по­ка говорить не приходится. Однако государствен­ная поддержка этого сектора в 2009 г. позволила в значительной степени нивелировать негативное давление кризиса. В том числе, положительную роль сыграли программы Минздравсоцразвития по привлечению в предпринимательскую дея­тельность безработных граждан и лиц, находя­щихся под угрозой увольнения.

Увеличение же числа микропредприятий свя­зано, во-первых, с перерегистрацией в них малых предприятий, во-вторых, с выдачей государствен­ных субсидий на открытие собственного дела. Кроме того, сокращение количества малых пред­приятий зачастую связано и с их банкротством.

Таким образом, можно предположить, что на докризисный уровень обороты малых и микро­предприятий выйдут в среднем через полтора-два года. Все будет зависеть от роста спроса в рос­сийской экономике. Сегодня восстановление ма­лого бизнеса идет все более быстрыми темпами, и этот процесс завершится в ближайшее время.

Следует отметить, что аналитики ИК «Фин­нам» считают, что из кризиса выйдет совершенно другой МСБ - более устойчивый, с большим по­ниманием бизнес-процессов и потребностей кли­ентов. С учетом наблюдающихся в России тен­денций и ориентации руководства страны на раз­витие инновационного и малого предпринима­тельства, в посткризисное время предпринима­тельские структуры получат активное развитие и смогут увеличить свою долю в национальном ВВП. Тем не менее, российская экономика, пре­имущественно сырьевая, продолжит таковою ос­таваться еще как минимум 10-15 лет в силу ряда объективных факторов.

При этом, предприниматели должны быть весьма осторожны. Ведь если государство будет применять лишь «точечные» финансовые меры поддержки, значительный успех в создании ши­рокого рынка предпринимательских структур с увеличением доли неторговых предприятий сек­тора в ВВП РФ будет весьма трудно достижим.

Проблема в том, что более дорогостоящие проекты, связанные с общим повышением в эко­номике спроса на продукцию малого бизнеса, но­сят весьма сдержанный характер ввиду слабости бюджета. Доля госрасходов в ВВП, по прогнозам Минфина, снизится к 2012 г. до 18% с 22% в 2010 г. При этом, согласно расчетам российско­го Центра Развития, доля социальных расходов бюджета к 2015 г. может составить 70 %, что при­ведет к 50-процентному урезанию всех остальных бюджетных расходов. Кроме того, сохраняются высокие макроэкономические риски, связанные с ожидаемым повышением в 2011 г. доли налого­вых отчислений к ВВП с 30 до 32 %, согласно официальным данным, и в связи с повышением ставки ЕСН. В результате экономика РФ может в ближайшие годы получить еще один кредитный «пузырь», на этот раз в сфере малого бизнеса, продукция и услуги которого окажутся невостре­бованными широким рынком»[17].

Одним словом, предприниматели могут радо­ваться, что кризис почти отступил, а малый биз­нес в России окреп и набирает обороты.

И все же, сфера развития малого предприни­мательства в России пока невелика. За последнее время оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Это связано не только с не­значительными для огромной страны масштабами развития малого бизнеса, но, прежде всего, с тем, что экономические условия его существования не позволяют малому предпринимательству способ­ствовать развитию отраслей материального про­изводства. Малое предпринимательство не допус­кается в сырьевые и фондообразующие отрасли. Отсутствие или нехватка средств для начала дела ведут к образованию новых малых предприятий в сфере обращения, занимающихся торгово-заку­почной и посреднической деятельностью. Такой процесс в экономике приводит к тому, что на вто­рой план отодвигается общехозяйственная задача насыщения рынка товарами. Острейшей пробле­мой малых предприятий, которые все-таки реши­ли работать в производственной сфере, является формирование первоначального капитала и при­обретение оборудования.

В нынешних условиях малое предпринима­тельство обладает огромным потенциалом, по­зволяющим ему сделать рывок вперед в интере­сах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа ма­лых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России. Это налоговый прессинг, усложненность систе­мы налогообложения, трудности сбыта продук­ции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда при­чин, недостаточность стартового капитала, труд­ности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практи­ческая невозможность получения кредитных ре­сурсов, недостаточность инвестиционного (осо­бенно венчурного) процесса в экономике, недос­таток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому пред­приятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, раз­решительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев на­селения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.

В результате, потенциал малого бизнеса оста­ется нереализованным. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением иму­щества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы.

Кроме того, интересы малого предпринима­тельства практически не учитываются при рас­пределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государст­венных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулиро­вании.

Ориентируясь преимущественно на макро­экономические реформы, государство, по сущест­ву, сняло с себя ответственность за судьбу эконо­мически активных граждан, работающих в секто­ре малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении эко­номических реформ. Иначе говоря, мнение и по­зиция представителя малого предпринимательст­ва, его групповые насущные потребности, про­блемы и заботы учитываются государством в ми­нимальной степени.

Таким образом, сегодня со стороны государ­ства крайне необходимо принять меры, направ­ленные на стимулирование развития предприни­мательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, необходима целостная системная методоло­гия развития малого предпринимательства, а так­же контроль за использованием средств на разви­тие этого сектора экономики[18].

При этом помимо федеральной поддержки центра требуется активизация процесса формиро­вания инфраструктуры малого предприниматель­ства на местах и на региональном уровне, в част­ности, организация и содействие развитию биз­нес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центрбв. Здесь чрезвычайно важно создание благоприят­ных условий для развития предпринимательства в приоритетных для региона отраслях, содействие в приобретении оборудования, помощь с помеще­ниями, финансовая поддержка, предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков для малых предприятий, введение налоговых льгот для малого предпринимательства, формирование позитивного образа предпринимателя и многое другое. Опыт показывает, что весьма эффектив­ным может оказаться сотрудничество региональ­ных и местных органов законодательной и исполнительной власти с общественными объедине­ниями предпринимателей.

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве част­ных, государственных и муниципальных, общест­венных предпринимательских структур прихо­дится 84 %. Малые предприятия, располагая 3, 4 % стоимости основных средств экономики России и 14 %числа занятых, производят 12 % ВВП и дают 25 % всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития предпринимательства.

Однако на сегодняшний день существует ряд проблем, мешающих развитию предприниматель­ства. Так, российские предпринимательские структуры на современном этапе развития эконо­мики, как правило сталкиваются:

- несовершенством законодательства, не­стабильностью законодательной базы, сущест­венными законодательными пробелами, касаю­щимися дефицита правовых гарантий равенства всех форм собственности, защитой частной соб­ственности, внутренней противоречивостью зако­нов, невыполнением или недостаточно полным выполнением уже имеющихся законов;

- несовершенством налоговой системы, при которой уровень действующих ставок налогов превышает разумные пределы. Такая ситуация за­ставляет предпринимателей искать способы укло­нения от налогов, вести «теневой» бизнес;

- несовершенством финансово-кредитной системы, жесткими требованиями банков при оформлении кредита и высоким процентом за поль­зование кредитными ресурсами, нецелевым исполь­зованием органами власти и самими предпринима­тельскими структурами выделенных для поддержки предпринимательства бюджетных средств;

- безопасностью деятельности предприни­мателя, которая нарушается целым рядом потен­циальных угроз и отсутствием практических воз­можностей законодательного противодействия им. К таким угрозам относятся и невыполнение контрагентами условий договоров, особенно, в части оплаты, и произвол чиновников, вмеши­вающихся в деятельность предпринимательских структур путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничения товародвижения, и прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязыва­ния услуг «по охране», и утечка конфиденциаль­ной информации о предпринимательской дея­тельности в криминальную сферу;

- отсутствием надежной системы государ­ственной и общественной поддержки предприни­мательской деятельности;

- несовершенством инфраструктурного обес­печения предпринимательской деятельности, ко­торое не позволяет институту предпринимательств конкурировать как на внутренних, так и на внешних рынках, т. е. не позволяет достичь ус­тойчивого развития экономики страны.

Сами представители предпринимательских структур распределяют по важности свои про­блемы следующим образом:

1. Недостатки налоговой системы.

2. Отсутствие оборотных средств.

3. Низкий платежеспособный спрос насе­ления.

4. Высокая арендная плата.

5. Экономическая политика государства.

6. Недоступность кредитов.

7. Дороговизна сырьевых ресурсов.

8. Слабое развитие внутреннего рынка.

9. Высокие тарифы на перевозки.

10. Отсутствие производственных площадей.

Таким образом, в целях дальнейшего успеш­ного развития предпринимательства в современ­ной России необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательской деятельности. Для этого следует ввести упорядоченную и эф­фективную нормативно-правовую базу предпри­нимательства, которая будет стимулировать раз­витие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. При этом важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Кроме того, необходимо снизить уровень регулирования эко­номики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять внимания этому вопросу, а ликвидиро­вать «постоянную готовность чиновников отрегу­лировать любой бизнес в режиме ручной на­стройки»[19].

Повышению эффективности производствен­но-хозяйственной деятельности предпринима­тельских структур также будет способствовать упрощению процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (на­пример, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен пе­рейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть необходимо перерас­пределить функции в системе жизнеобеспечения предпринимательских структур.

Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении пред­лагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о фор­мально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного исполь­зования располагаемых мощностей и производст­венных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничест­во, т. е. опять же улучшение правовой базы, под­держка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специаль­ные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощно­сти «в резерв» с соответствующим освобождени­ем от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощно­стей крупных предприятий в малый бизнес. Пред­ставляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на кон­курсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать пред­принимательским структурам в регионах с благо­приятным предпринимательским климатом. Част­ные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государствен­ных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или ра­дикально реорганизуемых по причине их бан­кротства, должна быть предусмотрена возмож­ность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Еще одним перспективным направлением поддержки предпринимательства может быть стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. На сегодняшний день существует точка зрения, что в качестве магистрального направле­ния развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и коопе­рации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции могут быть самые раз­нообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под опре­деленные финансовые гарантии и т. д. Преимуще­ством такого варианта промышленной организа­ции является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случа­ях, когда финансово-промышленные группы осу­ществляют прорыв на экспортные рынки.

В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновацион­ной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров и т. д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство не­удач малых фирм связано с неопытностью ме­неджеров и профессиональной некомпетентно­стью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

Отдельно следует отметить, что в качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляю­щее число предпринимателей отмечают высокие налоги[20].

В связи с этим необходимо изменить систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития предпринимательства в про­цессе пересмотра и обновления указанных зако­нодательных норм следует сосредоточить внима­ние не на отдельных видах налогов, пошлин, ли­цензионных и аналогичных запретов и ограниче­ний, а на ряде общих положений, ликвидирую­щих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным предпринимательским структурам создают им незаслуженные конкурентные пре­имущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроиз­водителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.

Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, ко­торые пытаются устанавливать произвольные налоги.

Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные усло­вия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

В направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но резуль­таты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный до­ход.

Представляется принципиально важным ус­тановить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация нало­гов с целью ограничения или стимулирования от­дельных видов деятельности и, во-вторых, запре­щается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогопла­тельщиком доходов от своей деятельности, сдер­живающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

Особое внимание необходимо уделить про­блеме кредитования малого предпринимательст­ва. Специфические особенности предприятий ма­лого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлека­тельным для кредиторов. Кредитная необеспе­ченность вынуждает уходить в тень или оформ­лять низкую рентабельность для прикрытия под­польного бизнеса. Кредитов нет, поэтому зачас­тую предпринимательские структуры обращаются к «теневому» капиталу. Банки отказываются ра­ботать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учре­ждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необ­ходимо усилить поддержку в этом направлении.

Итак, развитие предпринимательской дея­тельности в России - сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенно­стей, которые необходимо учитывать. Предпри­нимательство действительно является незамени­мой силой хозяйственной динамики, конкуренто­способности и общественного процветания[21].

Предложения по преодолению проблем предпринимательской деятельности в России

 

 

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

· Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:

· Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

· Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

· Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

· Поддержку новых производств.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то

-старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

-переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;

-на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

В) Информационную поддержку предприятий-производителей.

1.Сведения о производственных предприятиях города:

 

-основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),

-данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,

-данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

-сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),

-сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

2.сведения о государственных или муниципальных ресурсах:

-сведения о муниципальном и областном заказах,

-сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

-утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,

-утвержденный на год объем зачетов.

Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

1.Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);

2.Нормативно-правовое обеспечение:

-разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;

3.формирование производственной инфраструктуры:

-имущественная поддержка малых предприятий: аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет;

4.Информационно-консультационное обеспечение:

-развитие единой системы информационного обеспечения на территории области;

-обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности;

-проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.

 

Заключение

 

В процессе написания курсовой работы нами была рассмотрена фирма как субъект рыночной экономики и ее предпринимательская деятельность.

Таким образом, можно сказать, что фирма является господствующей организационной формой экономических процессов.

Роль и значение предпринимательского сектора в экономике государства трудно переоценить.

Можно сказать, что предпринимательский сектор – это платформа социально-экономического развития государства. Свою социальную миссию предпринимательские субъекты выполняют, создавая рабочие места, обеспечивая доходами население, производя отчисления во внебюджетные фонды в целях обеспечения государства возможностью выплаты пенсий и социальных пособий. Государство же оказывает социальную поддержку населению в первую очередь за счет налоговых платежей предпринимательских субъектов.

Современное российское предпринимательство - это новый, сложный, системный объект в поле экономико-социологических исследований. Многочисленные осо­бенности национальной социально-экономической сис­темы, хозяйственных практик и экономической культуры накладывают отпечаток на предпринимательство и во многом определяют его развитие. Социально-экономи­ческая роль российского предпринимательства неодно­значна. Если в начале 90-х гг. отмечалась его идеализация как «спасителя» русской экономики, то спустя несколько лет массовое сознание стало видеть в нем причину мно­гочисленных бедствий и утрат, постигших социум.

Подводя итоги, выделим основ­ные особенности развития предпринимательства в совре­менной России. Такими особенностями являются:

- отсутствие морально-нравственной легитима­ции;

- рассогласование формальных и неформальных рыночных институтов и механизмов;

- недостаточные легитимация частной собствен­ности и отделение собственности от власти;

- преобладание простых форм собственности, зна­чительное упрощение декларированных сложноструктурных моделей;

- отсутствие развитых институтов корпоративного управления;

- недостаточная дифференциация социума и отсутст­вие развитых институтов гражданского общества;

- доминирование традиционных элементов в эко­номической культуре социума.

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

· Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:

· Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

· Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

· Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

· Поддержку новых производств.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то

-старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

-переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;

-на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

В) Информационную поддержку предприятий-производителей.

1.Сведения о производственных предприятиях города:

-основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),

-данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,

-данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

-сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),

-сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

2.сведения о государственных или муниципальных ресурсах:

-сведения о муниципальном и областном заказах,

-сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

-утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,

-утвержденный на год объем зачетов.

Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

1.Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);

2.Нормативно-правовое обеспечение:

-разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;

3.формирование производственной инфраструктуры:

-имущественная поддержка малых предприятий: аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет;

4.Информационно-консультационное обеспечение:

-развитие единой системы информационного обеспечения на территории области;

-обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности;

-проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2009.- № 209-ФЗ принят ГД ФС РФ 06.07.2009

2. Анисимов А.С., Ручка А.С. Проблемы и условия развития предпринимательства в современной России // Сервис plus. - 2009. - № 1. - С. 53-58.

3. Ахтямов М.К., Гончар Е.А. Современные проблемы развития предпринимательства в России. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2013. - Т. 7. - № 3. - С. 168-171.

4. Бутенко Л.А., Телятникова В.С. Предпринимательство в современных условиях России // Актуальные вопросы образования и науки. - 2011. - № 3-4. - С. 52-55.

5. Виноградова Е.В. Проблемы обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в России на современном этапе. // Вестник Академии. - 2010. - № 4. - С. 55-57.

6. Грициенко Г.В. Тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в современной экономике России: усиление роли государственной поддержки. // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 8. - С. 64-69.

7. Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010– 320 с.

8. Малышев О.М., Соломонов А.П. Развитие предпринимательства в современной России: проблемы и перспективы. // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 6. - С. 135-140.

9. Орлова Е.В. Особенности развития предпринимательства в современной России. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2009 -№ 4. - С. 74-77.

10. Предпринимательство: Учебное пособие / Под ред. проф. С.Г. Светунькова и проф. Л.С. Тарасевича. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2009 – 579 с.

11. Смагина В.В., Манохин А.Ю. Основные подходы к формированию стратегии развития малого и среднего предпринимательства в современной России. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009 - № 3. - С. 57-62.

12. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. – М.: Эксмо, 2009 – 416 с.

13. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.

14. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.

15. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.

16. Экономическая теория: Учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с.

17. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.

18. Экономическая теория. Экономика: Учебное пособие / Под общ. ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 – 552 с.

 

 


Приложение 1

Таблица 1. Динамика источников внутреннего роста британских фирм

Годы Собственные средства, % Заёмные средства, % Доходы от эмиссии акций, %
  60, 7 22, 4 3, 2
  73, 5 7, 1 8, 8
  66, 1 22, 3 4, 9
  62, 1 26, 9 4, 7
  83, 5 20, 7 3, 7
  52, 5 21, 6 12, 5
  52, 2 20, 8 19, 4
  45, 1 41, 2 7, 1
  35, 1 47, 3 6, 2

 

 

 

 

Приложение 2


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал