Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие предпринимательской деятельности в России ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Сегодня предпринимательство играет важнейшую роль в достижении экономического успеха государства и высоких темпов роста его промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития[15]. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует модернизации и реконструкции устаревших. Кроме того, предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы достижения устойчивого развития экономики страны. Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на производственно-хозяйственную деятельность предпринимательских структур. Так, согласно данным статистики отчета Минэкономразвития сегодня в России работают около 1, 3 млн. малых предприятий и 4 млн. индивидуальных предпринимателей. Эксперты организации «ОПОРА России» подчеркивают, что это больше показателя годичной давности. Рост числа предпринимательских структур во многом связан с реализацией различных государственных программ поддержки предпринимательства, которые стали активно развиваться в период кризиса. Во-первых, это субсидии и льготы для желающих стать предпринимателем. Во-вторых, снижение административных барьеров малому бизнесу и уменьшение числа проверок со стороны контрольно-надзорных органов. Кроме того, расширился список сфер деятельности с уведомительным порядком начала работы. А также региональные власти, которые теперь могут самостоятельно снижать ставку налога с 15 % до 5 % малым предприятиям, использующим упрощенную систему налогообложения (Приложение 1). Однако представители Национального института системных исследований проблем предпринимательства НИСИПП категорически не согласны с растущим числом малых предприятий и столь большим их количеством. По данным этого института в России на первое апреля 2010 г. было зарегистрировано 219, 6 тыс. субъектов малого предпринимательства. Как видно, эти данные намного меньше данных Минэкономразвития. Вероятно, что такое расхождение в цифрах связано со сложностью ранжирования бизнеса по его масштабам. Общепринято не выделять малый бизнес как таковой, а оценивать долю в экономике именно малых и средних предприятий в совокупности по критериям, определенным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ[16]. Кроме того, малый бизнес в России, по данным НИСИПП, демонстрирует отрицательную динамику. Так, субъектов малого предпринимательства на первое апреля 2010 г. оказалось на 3, 5 % меньше показателя годичной давности, а число малых предприятий уменьшилось за год на 5, 6 единиц до 154, 6 единиц на 100 тыс. россиян. Среднесписочная численность занятых на предприятиях малого бизнеса за год снизилась на 4, 3 %, а объем инвестиций в основой капитал сократился на 16, 8 %. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в первом квартале 2010 г. оказался на 3, 5 % выше показателя за аналогичный период прошлого года. Однако это вовсе не означает, что малый бизнес демонстрирует лишь отрицательную динамику. Во многих регионах его уровень существенно вырос. Лидером здесь стал Дальневосточный федеральный округ, где увеличение составило 4, 9 %, или 7, 2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей. На втором месте обосновался Уральский федеральный округ, где количество малых предприятий выросло более чем на 3, 9 %, или 4, 3 единицы на каждые 100 тыс. жителей. При этом, сокращение произошло в Южном федеральном округе - на 16, 7 %, или 26 малых предприятий на каждые 100 тыс. чел. населения. Такой важный параметр, как квартальный оборот малых предприятий, за первые три месяца текущего года вырос на 3, 5 % по сравнению с показателем годичной давности. Одновременно средняя занятость на предприятиях малого бизнеса сократилась на 4, 3 %, а объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 16, 8 %. Российский малый бизнес все еще находится в кризисе. Дополнительно об этом свидетельствует еще и то, что число малых предприятий может и растет, а их обороты сильно падают. В 2009 г. в России стало на 9 % больше малых предприятий, чем в 2008 г. Одновременно обороты малого бизнеса уменьшились на 12, 8 %, а объемы инвестиций в основной капитал уменьшились более чем на четверть. Для большей точности выделены отдельно малые предприятия, где работает не более ста человек, и микропредприятия, с численностью работников до 15 человек. В итоге первых в 2009 г. стало на 20 % меньше, а вторых на 30 % больше. Но оборот микропредприятий за этот же период сократился на 9, 7 %, а инвестиции в основной капитал сократились почти на треть. Таким образом, о качественном улучшении положения в сегменте малого бизнеса в целом пока говорить не приходится. Однако государственная поддержка этого сектора в 2009 г. позволила в значительной степени нивелировать негативное давление кризиса. В том числе, положительную роль сыграли программы Минздравсоцразвития по привлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан и лиц, находящихся под угрозой увольнения. Увеличение же числа микропредприятий связано, во-первых, с перерегистрацией в них малых предприятий, во-вторых, с выдачей государственных субсидий на открытие собственного дела. Кроме того, сокращение количества малых предприятий зачастую связано и с их банкротством. Таким образом, можно предположить, что на докризисный уровень обороты малых и микропредприятий выйдут в среднем через полтора-два года. Все будет зависеть от роста спроса в российской экономике. Сегодня восстановление малого бизнеса идет все более быстрыми темпами, и этот процесс завершится в ближайшее время. Следует отметить, что аналитики ИК «Финнам» считают, что из кризиса выйдет совершенно другой МСБ - более устойчивый, с большим пониманием бизнес-процессов и потребностей клиентов. С учетом наблюдающихся в России тенденций и ориентации руководства страны на развитие инновационного и малого предпринимательства, в посткризисное время предпринимательские структуры получат активное развитие и смогут увеличить свою долю в национальном ВВП. Тем не менее, российская экономика, преимущественно сырьевая, продолжит таковою оставаться еще как минимум 10-15 лет в силу ряда объективных факторов. При этом, предприниматели должны быть весьма осторожны. Ведь если государство будет применять лишь «точечные» финансовые меры поддержки, значительный успех в создании широкого рынка предпринимательских структур с увеличением доли неторговых предприятий сектора в ВВП РФ будет весьма трудно достижим. Проблема в том, что более дорогостоящие проекты, связанные с общим повышением в экономике спроса на продукцию малого бизнеса, носят весьма сдержанный характер ввиду слабости бюджета. Доля госрасходов в ВВП, по прогнозам Минфина, снизится к 2012 г. до 18% с 22% в 2010 г. При этом, согласно расчетам российского Центра Развития, доля социальных расходов бюджета к 2015 г. может составить 70 %, что приведет к 50-процентному урезанию всех остальных бюджетных расходов. Кроме того, сохраняются высокие макроэкономические риски, связанные с ожидаемым повышением в 2011 г. доли налоговых отчислений к ВВП с 30 до 32 %, согласно официальным данным, и в связи с повышением ставки ЕСН. В результате экономика РФ может в ближайшие годы получить еще один кредитный «пузырь», на этот раз в сфере малого бизнеса, продукция и услуги которого окажутся невостребованными широким рынком»[17]. Одним словом, предприниматели могут радоваться, что кризис почти отступил, а малый бизнес в России окреп и набирает обороты. И все же, сфера развития малого предпринимательства в России пока невелика. За последнее время оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Это связано не только с незначительными для огромной страны масштабами развития малого бизнеса, но, прежде всего, с тем, что экономические условия его существования не позволяют малому предпринимательству способствовать развитию отраслей материального производства. Малое предпринимательство не допускается в сырьевые и фондообразующие отрасли. Отсутствие или нехватка средств для начала дела ведут к образованию новых малых предприятий в сфере обращения, занимающихся торгово-закупочной и посреднической деятельностью. Такой процесс в экономике приводит к тому, что на второй план отодвигается общехозяйственная задача насыщения рынка товарами. Острейшей проблемой малых предприятий, которые все-таки решили работать в производственной сфере, является формирование первоначального капитала и приобретение оборудования. В нынешних условиях малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы. В результате, потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Кроме того, интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени. Таким образом, сегодня со стороны государства крайне необходимо принять меры, направленные на стимулирование развития предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики[18]. При этом помимо федеральной поддержки центра требуется активизация процесса формирования инфраструктуры малого предпринимательства на местах и на региональном уровне, в частности, организация и содействие развитию бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центрбв. Здесь чрезвычайно важно создание благоприятных условий для развития предпринимательства в приоритетных для региона отраслях, содействие в приобретении оборудования, помощь с помещениями, финансовая поддержка, предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков для малых предприятий, введение налоговых льгот для малого предпринимательства, формирование позитивного образа предпринимателя и многое другое. Опыт показывает, что весьма эффективным может оказаться сотрудничество региональных и местных органов законодательной и исполнительной власти с общественными объединениями предпринимателей. К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных предпринимательских структур приходится 84 %. Малые предприятия, располагая 3, 4 % стоимости основных средств экономики России и 14 %числа занятых, производят 12 % ВВП и дают 25 % всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития предпринимательства. Однако на сегодняшний день существует ряд проблем, мешающих развитию предпринимательства. Так, российские предпринимательские структуры на современном этапе развития экономики, как правило сталкиваются: - несовершенством законодательства, нестабильностью законодательной базы, существенными законодательными пробелами, касающимися дефицита правовых гарантий равенства всех форм собственности, защитой частной собственности, внутренней противоречивостью законов, невыполнением или недостаточно полным выполнением уже имеющихся законов; - несовершенством налоговой системы, при которой уровень действующих ставок налогов превышает разумные пределы. Такая ситуация заставляет предпринимателей искать способы уклонения от налогов, вести «теневой» бизнес; - несовершенством финансово-кредитной системы, жесткими требованиями банков при оформлении кредита и высоким процентом за пользование кредитными ресурсами, нецелевым использованием органами власти и самими предпринимательскими структурами выделенных для поддержки предпринимательства бюджетных средств; - безопасностью деятельности предпринимателя, которая нарушается целым рядом потенциальных угроз и отсутствием практических возможностей законодательного противодействия им. К таким угрозам относятся и невыполнение контрагентами условий договоров, особенно, в части оплаты, и произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предпринимательских структур путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничения товародвижения, и прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг «по охране», и утечка конфиденциальной информации о предпринимательской деятельности в криминальную сферу; - отсутствием надежной системы государственной и общественной поддержки предпринимательской деятельности; - несовершенством инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, которое не позволяет институту предпринимательств конкурировать как на внутренних, так и на внешних рынках, т. е. не позволяет достичь устойчивого развития экономики страны. Сами представители предпринимательских структур распределяют по важности свои проблемы следующим образом: 1. Недостатки налоговой системы. 2. Отсутствие оборотных средств. 3. Низкий платежеспособный спрос населения. 4. Высокая арендная плата. 5. Экономическая политика государства. 6. Недоступность кредитов. 7. Дороговизна сырьевых ресурсов. 8. Слабое развитие внутреннего рынка. 9. Высокие тарифы на перевозки. 10. Отсутствие производственных площадей. Таким образом, в целях дальнейшего успешного развития предпринимательства в современной России необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательской деятельности. Для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. При этом важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Кроме того, необходимо снизить уровень регулирования экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять внимания этому вопросу, а ликвидировать «постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки»[19]. Повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских структур также будет способствовать упрощению процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть необходимо перераспределить функции в системе жизнеобеспечения предпринимательских структур. Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т. е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности «в резерв» с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий. Еще одним перспективным направлением поддержки предпринимательства может быть стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. На сегодняшний день существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции могут быть самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т. д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки. В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров и т. д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с неопытностью менеджеров и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий. Отдельно следует отметить, что в качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги[20]. В связи с этим необходимо изменить систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным предпринимательским структурам создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость. Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги. Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения. В направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный доход. Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов. Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому зачастую предпринимательские структуры обращаются к «теневому» капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении. Итак, развитие предпринимательской деятельности в России - сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать. Предпринимательство действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания[21]. Предложения по преодолению проблем предпринимательской деятельности в России
Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области. К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят: А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами. Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя: · Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки: · Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью. · Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных. · Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы. · Поддержку новых производств. Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений: Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то -старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись), -переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия; -на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением. Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство. В) Информационную поддержку предприятий-производителей. 1.Сведения о производственных предприятиях города:
-основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб), -данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции, -данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.), -сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие), -сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг. 2.сведения о государственных или муниципальных ресурсах: -сведения о муниципальном и областном заказах, -сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг, -утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб, -утвержденный на год объем зачетов. Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству): 1.Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности); 2.Нормативно-правовое обеспечение: -разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий; 3.формирование производственной инфраструктуры: -имущественная поддержка малых предприятий: аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет; 4.Информационно-консультационное обеспечение: -развитие единой системы информационного обеспечения на территории области; -обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности; -проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса. Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.
Заключение
В процессе написания курсовой работы нами была рассмотрена фирма как субъект рыночной экономики и ее предпринимательская деятельность. Таким образом, можно сказать, что фирма является господствующей организационной формой экономических процессов. Роль и значение предпринимательского сектора в экономике государства трудно переоценить. Можно сказать, что предпринимательский сектор – это платформа социально-экономического развития государства. Свою социальную миссию предпринимательские субъекты выполняют, создавая рабочие места, обеспечивая доходами население, производя отчисления во внебюджетные фонды в целях обеспечения государства возможностью выплаты пенсий и социальных пособий. Государство же оказывает социальную поддержку населению в первую очередь за счет налоговых платежей предпринимательских субъектов. Современное российское предпринимательство - это новый, сложный, системный объект в поле экономико-социологических исследований. Многочисленные особенности национальной социально-экономической системы, хозяйственных практик и экономической культуры накладывают отпечаток на предпринимательство и во многом определяют его развитие. Социально-экономическая роль российского предпринимательства неоднозначна. Если в начале 90-х гг. отмечалась его идеализация как «спасителя» русской экономики, то спустя несколько лет массовое сознание стало видеть в нем причину многочисленных бедствий и утрат, постигших социум. Подводя итоги, выделим основные особенности развития предпринимательства в современной России. Такими особенностями являются: - отсутствие морально-нравственной легитимации; - рассогласование формальных и неформальных рыночных институтов и механизмов; - недостаточные легитимация частной собственности и отделение собственности от власти; - преобладание простых форм собственности, значительное упрощение декларированных сложноструктурных моделей; - отсутствие развитых институтов корпоративного управления; - недостаточная дифференциация социума и отсутствие развитых институтов гражданского общества; - доминирование традиционных элементов в экономической культуре социума. Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области. К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят: А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами. Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя: · Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки: · Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью. · Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных. · Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы. · Поддержку новых производств. Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений: Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то -старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись), -переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия; -на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением. Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство. В) Информационную поддержку предприятий-производителей. 1.Сведения о производственных предприятиях города: -основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб), -данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции, -данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.), -сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие), -сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг. 2.сведения о государственных или муниципальных ресурсах: -сведения о муниципальном и областном заказах, -сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг, -утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб, -утвержденный на год объем зачетов. Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству): 1.Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности); 2.Нормативно-правовое обеспечение: -разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий; 3.формирование производственной инфраструктуры: -имущественная поддержка малых предприятий: аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет; 4.Информационно-консультационное обеспечение: -развитие единой системы информационного обеспечения на территории области; -обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности; -проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса. Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2009.- № 209-ФЗ принят ГД ФС РФ 06.07.2009 2. Анисимов А.С., Ручка А.С. Проблемы и условия развития предпринимательства в современной России // Сервис plus. - 2009. - № 1. - С. 53-58. 3. Ахтямов М.К., Гончар Е.А. Современные проблемы развития предпринимательства в России. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2013. - Т. 7. - № 3. - С. 168-171. 4. Бутенко Л.А., Телятникова В.С. Предпринимательство в современных условиях России // Актуальные вопросы образования и науки. - 2011. - № 3-4. - С. 52-55. 5. Виноградова Е.В. Проблемы обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в России на современном этапе. // Вестник Академии. - 2010. - № 4. - С. 55-57. 6. Грициенко Г.В. Тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в современной экономике России: усиление роли государственной поддержки. // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 8. - С. 64-69. 7. Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010– 320 с. 8. Малышев О.М., Соломонов А.П. Развитие предпринимательства в современной России: проблемы и перспективы. // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 6. - С. 135-140. 9. Орлова Е.В. Особенности развития предпринимательства в современной России. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2009 -№ 4. - С. 74-77. 10. Предпринимательство: Учебное пособие / Под ред. проф. С.Г. Светунькова и проф. Л.С. Тарасевича. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2009 – 579 с. 11. Смагина В.В., Манохин А.Ю. Основные подходы к формированию стратегии развития малого и среднего предпринимательства в современной России. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009 - № 3. - С. 57-62. 12. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. – М.: Эксмо, 2009 – 416 с. 13. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с. 14. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с. 15. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с. 16. Экономическая теория: Учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 557с. 17. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с. 18. Экономическая теория. Экономика: Учебное пособие / Под общ. ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 – 552 с.
Приложение 1 Таблица 1. Динамика источников внутреннего роста британских фирм
Приложение 2
|