Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религия как социальный институт, ее структура и основные функции.
· Религия – социальный институт, система определённых верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. · Структура религии: A. РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАНИЕ: два уровня: ü Религиозная психология – своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, установок, иллюзий, влечений и т.д. ü Религиозная идеология – совокупность религиозных догматов и представлений о мире и человеке, система понятий, принципов, рассуждений, аргументаций и концепций: а) Учение о Боге, мире, природе, обществе и человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами – богословие, теология, вероучение и т.д. б) Основанная на религиозном мировоззрении трактовка экономики, права, морали, искусства и т.д. – теология труда, теология культуры, политическая теология и т.д. в) Религиозная философия, находящаяся на пути от философии к богословию – неотомизм, русская религиозная философия и т.д. Интерактивная черта – РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА: - В реальное существование объекта веры (Бог, ангел, душа, а, рай и т.д.) - В возможность общения с этими существами и получения от них помощи - В реальность определённых событий (например, воскресение Христово), в причастность к ним - В истинность религиозных представлений, религиозных авторитетов (святых, пророков и т.д.) B. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: две формы: ü Внекультовая осуществляется в духовной сфере: - Систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений - Участие в пропаганде религиозных взглядов через СМИ, преподавание в богословских учебных заведениях ü Культовая. Культ –форма реализации религиозной веры, система исторически сложившихся священных действий, с помощью которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественному. C. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: складываются в процессе религиозной деятельности в соответствии с религиозным сознанием: - Характер солидарности - Терпимости - Нейтралитета - Конкуренции - Борьбы с сильной тенденцией религиозного фанатизма. D. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: 4 основных типа: ü Церковь – религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность. ü Секта – религиозная группа, возникающая как оппозиция к той или другой церкви. ü Деноминация – религиозная организация, которой признаёт возможность духовного возрождения для всякого верующего. ü Культ - религиозные группы, которые существуют исключительно благодаря энтузиазму своих приверженцев, не опираясь при этом на организацию. · Функции религии: а) Мировоззренческая – задача «предельных» критерий абсолюта, с точки зрения которых осмысливается мир б) Коммуникативная – общение с Богом и другими верующими в) Регулятивная – с помощью ценностей, образцов, традиций осуществляется управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин: воспитание ответственности перед Богом г) Компенсаторная – психологическая защита, утешение, восстановление душевного равновесия д) Интегрирующая – дезинтегрирующая – укрепляет социальное единство, сплачивает социальные группы (интеграция). Ослабляет социальное единство, если в обществе существуют противостоящие конфессии (дезинтеграция). е) Культуротранслирующая – способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, сохранению и развитию ценностей религиозной культуры. 51. Понятие массовой культуры. · Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий. · Причины (факторы) появления: - Урбанизация - Индустриализация - Распространение законов рынка на культуру - Техническое развитие - Результаты всеобщей грамотности - Демократизация общества · Признаки - Создание большого количества тиражей с помощью распространения в СМИ - Ориентация на массового потребителя - Общедоступность и общезначимость текстов массовой культуры (расчёт на пассивное, не критическое восприятие) - Использование стереотипов, мифов, доступных для восприятия художественно не притязательной публики - Сводится к тривиальному, банальному общедоступному, рассчитанному на все вкусы искусству. · Последствия: - мощное средство манипуляции сознания - торможение духовного развития людей · В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры. - Кич-культура — массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. К основным характеристикам кича относят: ü упрощенную подачу проблематики; ü опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ü ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура. - Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом. - Арт-культура — массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
52. …..
|