Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность общественного мнения и его социальная природа.
· Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. · Впервые понятие " общественное мнение" появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его " автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: " Vox populi – vox Dei" – " Глас народа – глас Божий". · В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения: - монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным (" народ ошибаться не может")) - мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться) - плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует). · Специфика общественного мнения: - это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности - критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности; - массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности); - общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность; - оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. · Цель формирования общественного мнения –не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий. · Типология общественных мнений: A. по степени развитости: - зарождающиеся, - активно формирующиеся, - вполне сложившиеся, - угасающие (утрачивающие актуальность); B. по степени соответствия общественным потребностям: - актуальные (современные), - прогрессивные (устремленные в будущее), - реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов); C. по различным видам признаков и особенностей: - индивидуальные и групповые, - истинные и ложные, - устойчивые и изменчивые, - ясные и расплывчатые, - господствующие и оппозиционные, - официальные и неофициальные, - консервативные и новаторские, - запоздалые и своевременные и т.д. · Социально-психологические свойства общественного мнения: - оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества; - в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени; - оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия; - оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства; - ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения); - сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство. · Факторы формирования общественного мнения: - социальные интересы людей; - различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы); - уровень компетентности. · Структура общественного мнения: - субъекты (субъекты-создатели – " творцы" мнений, субъекты-носители – " лидеры" мнений, " массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения); - объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы); - рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте; - социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального; - общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту. · Стадии развития общественного мнения: - зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения; - формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные; - функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций. · Устойчивость функционирующего общественного мнения проявляется в следующем: - сохраняющемся интересе людей к его объекту; - страстной убежденности в правоте своей позиции; - стремлении к ее отстаиванию и защите, - преобразовании мнения в конкретные решения и практические действия. · Факторы, определяющие характер, содержание и степень влияния общественного мнения на социально-политические процессы в обществе: - уровень распространенности; - интенсивность; - достоверность; - стабильность.
|