![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы оценки правильного развития недоношенного ребенка.⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Вы можете использовать два нижеприведенного способа для того, чтобы проверить, отстает ли ваш недоношенный ребенок в развитии от доношенного ребенка так, как это ему положено в норме, или имеется дополнительная задержка развития Вашего ребенка из-за поражения его мозга (патология). Способ №1. Для оценки развития недоношенного ребенка воспользуйтесь таблицей, приведенной ниже. Как Вы видите, основной критерий для оценки – это вес при рождении. В таблице приведены средние сроки освоения основных двигательных (Д), психических(П) и речевых (Р) навыков относительно веса при рождении. Как пользоваться таблицей. Для примера, оценим первый навык, указанный в таблице. В левом столбце указано, в каком возрасте расположенные на этой строке навыки обычно имеются у доношенных детей. Как Вы видите, доношенный ребенок уже на 1-ом месяце жизни пытается удержать голову, лежа на животе. Недоношенный ребенок, родившийся с весом менее 1.500 г., начинает удерживать голову значительно позднее, только на 3-4 месяце жизни. Ребенок с легкой степенью недоношенности начинает удерживать голову на 2-ом месяце жизни, а иногда и раньше. Если он к концу 2-го мес. жизни не удерживает голову, то можно подозревать, что ребенок не только недоношен, но и то, что у него имеется и поражение нервной системы, которое требует лечения. Большинство недоношенных детей развивается быстрее, чем указано в таблице. В таблице приведены навыки, которыми должны владеть все недоношенные дети в данном возрасте. Поэтому, развитие в пределах таблицы не исключает полностью патологию нервной системы у недоношенного ребенка. Все равно надо регулярно посещать детского невролога на первом году жизни. Если же имеется даже незначительное отставание «от таблицы», то к к неврологу надо обращаться срочно, внепланово.
Для более развернутой и достоверной оценки развития своего недоношенного ребенка вам следует не ограничиваться этой таблицей, а обращаться к основному тексту книги (этапы развития). Во-первых, там подробно описаны навыки, только кратко указанные в таблице, и описана методика их проверки. Во-вторых, в таблице приведено очень ограниченное количество навыков. Ориентируясь на сроки развития тех навыков, которые указаны в таблице, Вы можете проверить наличие и развитие у ребенка схожих к ним навыков, приведенных на аналогичном этапе развития ребенка в основном тексте. Способ №2. Основные навыки, приобретаемые младенцами на первом году жизни, появляются и закрепляются у детей, родившихся с весом 1500– 2000 г, на два-три месяца позднее. Поэтому Вы их по книге и проверяйте таким образом. Например, если вашему ребенку, родившемуся с указанным весом, исполнилось 6 мес. – то его развитие должно соответствовать этапам 3-4 мес. в книге (то есть, 6 мес. – 2-3 мес. = 3-4 мес.). Если же ваш ребенок родился с весом 2000–2500 г – то проверять развитие в книге следует с учетом его задержки на один-два месяца. Постепенно этот разрыв сокращается: большинство недоношенных малышей догоняют своих доношенных сверстников по психомоторному развитию в год-полтора. Исключение составляют лишь дети с III и IV степенями недоношенности (вес при рождении менее 1.750), которые в норме могут наверстать отставание иногда только лишь на третьем году жизни. И развитие у них происходит неравномерно – до 5-6 мес. жизни они не только отстают от доношенных детей, но и темпы развития у них более медленные, чем у доношенных. Они как бы накапливают силы (дозревают) до рывка в развитии на 6-7 месяце жизни. С этого возраста глубоко недоношенные дети особенно быстро начинают догонять доношенных по развитию тонкой моторики и лепета. Разрыв в глобальной моторике (удержание головы, сидение, стояние, ползание) с доношенными детьми сокращается медленнее. Развитие тонкой и глобальной моторики не совпадают так, как это изложено в этапах в книге. То есть, если смотреть по этапам развития в книге, то, кроме того, что недоношенные дети развиваются на более низких этапах, но и развитие разных функций в норме у них может соответствовать не одному, а соседним возрастным этапам в книге. После значительного сокращения разрыва с доношенными детьми, начиная с 6-7 месячного возраста, – уже ближе к году темпы сокращения разрыва несколько замедляются. При этом и на втором году жизни остается неравномерность (не параллельность) в развитии разных основных групп навыков: движений, психики и речи. Несмотря на быстрое вначале развитие лепета, медленнее всего у таких глубоко недоношенных детей развивается речь – они догоняют по развитию речи доношенных детей только к 24 мес. жизни. Развитие психики у них происходит быстрее, чем двигательное развитие, особенно на первом году жизни. На втором году жизни двигательное развитие «догоняет» психику и к 18-20 мес. глубоко недоношенные дети по двигательному и психическому развитию должны быть такими же, как и их доношенные сверстники. Впрочем, задержка развития тонкой моторики рук остается в норме может оставаться до трех лет жизни ребенка (хотя на первом году жизни она развивалась быстрее, чем глобальные движения). Доношенные близнецы в нервно-психическом развитии быстрее догоняют своих сверстников, чем недоношенные, родившиеся с таким же весом.
|