Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалы для мониторинга и контроля образованности обучающихся (уровня сформированности предметных компетенций)






Для всех специальностей

по дисциплине «Профессиональный русский язык»

 

Задания для промежуточного контроля № 1

Вариант

Задание 1. Расставьте ударения в следующих существительных.

Дефис, маркетинг, пиццерия, диспансер, хаос, некролог, квартал, пуловер, нувориш, эксперт, каталог, закупорить, христианин.

Задание 2. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал – стал) вопрос о выборе профессии. 2. Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную – заглавную) роль. 4. Девочка (одела – надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел – произвел) опрос учащихся.

Задание 3. Найдите и подчеркните антонимы, к каждому из них подберите синонимы.

Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые (Б. Черкасов).

Задание 4. Найдите и подчеркните омонимы в каламбуре известного русского поэта 19 века Д.Минаева.

В полуденный день на Сене

Я искал напрасно сени,

Вспомнив Волгу, где на сене

Лежа, слушал песню Сени:

«Ах вы, сени, мои сени…»

 

Задание 5. Найдите слова и выражения, не относящиеся к нормированному русскому языку. Объясните, с какой целью такого рода лексику использует писатель.

– Ты, парень, слышь, чирикаешь в газетку? – остановил меня однажды вредный старикашка с вредными мышиными глазами по прозванью Коршун… – Чирикаешь – чирикай, всё не баловство. Глядишь, и в люди выйдешь… А я тебе, парнишка, подарю совет: ищи струю – не брызги… Вы, говнюки, придумали мне кличку, а если разобраться по уму, то вовсе я не в коршуны гожусь, скорее, парень, в сокола! – Он взял меня под локоть и заглянул в глаза, обдав табачным смрадом. – Я расскажу, а ты рассуди, где тут струя, где брызги…

(Н. Коняев.)

Задание 6. О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?

1. Что написано пером, того не вырубишь топором. 2. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

 

 

Вариант

Задание 1. Расставьте ударения в следующих существительных.

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, приданое, свекла, статуя.

Задание 2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить – предоставить.

1. Мне … квартиру (дали, выделили).

2. … вам самим решать такие вопросы (даю возможность решать).

3. Нужно срочно … отчет о работе (дать, вручить).

4. … вам моего друга (знакомлю).

5. Отца … к ордену (наградили).

6. Все меня … чудаком (считают, называют).

7. Фильм был … на фестивале (показан).

8. Актер умел … пение соловья (копировать).

9. Этот дом … собой небольшой замок (является).

Задание 3. Подберите к предложенным словам антонимы, объясните значения посредством контекста.

Архаизм –

Бережливость –

Бодрый –

Возвышать –

Действительный –

Разум –

Симпатия –

Уважение –

Ясный –

Задание 4. Найдите в приведенных примерах слова, имеющие омонимы. Определите их вид и значение.

1. Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар. (А. Пушкин.)

 

1. Я к вам пишу, случайно, право,

Не знаю как и для чего. (М. Лермонтов.)

 

1. Свободы захотели?

А разве нет ее?

(И звучат не слишком бодро голоса:

«Есть!)

Есть!»…(Евг.Евтушенко.)

Задание 5. Найдите слова и выражения, не относящиеся к нормированному русскому языку. Объясните, с какой целью такого рода лексику использует писатель.

А иноземцы энти до того наглые, что просто жуть. Приезжают из-за своих границ и прямиком шасть к царю, чтоб, значит, должность какупосытней ухватить. И такими цацами поначалу прикинутся! Мы, мол, есть вам делать прогресть. Знамо кака такая прогресть! Займут местечко потеплей, присмотрятся, пригреются и давай царю на ухо нашёптывать: «Ми есть вас друзия». А сами всё к тому клонют, чтобы он, значит, русским людям, каки при дворе есть, отставку дал. «Русский есть тёмный, в этикет мало понимайт!»… (А. Козловский.)

 

Задание 6. На какие особенности устной речи указывают следующие сочетания.

Говорит как по-писаному; говорит – уснуть можно; говорит сухим языком; говорит по-газетному; излагает по-книжному; говорит по-простому.

Вариант

Задание 1. Расставьте ударения в следующих существительных.

Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, камбала, нефтепровод, творог, статуя, ходатайство, щавель, втридешева.

Задание 2. С данными словами-паронимами составьте словосочетания.

Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

Задание 3. Найдите в стихотворении Р.Рождественского антонимы. Объясните их значения при помощи синонимов. Определите стилистическую роль антонимов.

1. Ах, как замечательно

Жалеем мы себя!

Ах, как плохо

Мы других жалеем.

 

1. Какое это чудо –

Человек!

Какая это

Мерзость –

Человек!

 

1. Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет, – поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно.

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

 

Задание 4. Найдите в приведенных примерах слова, имеющие омонимы. Определите их вид и значение.

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо? (А. Пушкин.)

 

Мильоны– вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами. (А. Блок.)

 

Я спросил сегодня у менялы.

Что дает за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю». (С. Есенин.)

Задание 5. Найдите слова и выражения, не относящиеся к нормированному русскому языку. Объясните, с какой целью такого рода лексику использует писатель.

Не в тридевятом царстве-государстве, не в соседнем, а у нас в Расее было. Сто лет назад, а может быть, и все двести. В ту пору у царя нашего при дворе много всяких иноземцев ошивалось. А как получилось-то. Вздумалось нашему расейскому царю у себя иноземные порядки завесть. Ну, чтоб, значит, от других стран не отличаться. Вот и наприглашал всяких разных советников, чтоб ему, как и что у них принято, объясняли. Он так-то царь хороший был, хотел, чтоб и Расея вровень с другими державами шла, да не понимал, видать, что не всё так просто, как поначалу кажется. (А. Козловский.)

Задание 6. Конкретизируйте, если необходимо, ситуацию (когда, где, с кем, о чем) перечисленных ниже видов коммуникаций. Напишите, в каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и та, и другая.

Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.

Вариант

Задание 1. Расставьте ударения в следующих существительных.

Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, приданое, свекла, статуя.

Задание 2. С данными словами-паронимами составьте словосочетания.

Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить –заменить, представить – предоставить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

Задание 3. Вспомните и запишите пословицы, в которых употреблены антонимы. Например: корень ученья горек, да плод его сладок.

 

Задание 4. Употребите следующие слова в контекстах и определите явление, которое они иллюстрируют.

1. Простой, стекло, напасть, три, течь.

2. Стать, сорок, вина, семью, дали.

 

Задание 5. Прочитайте отрывки из пьес. Оцените речь персонажей с точки зрения нормативности, чистоты. Назовите элементы, «загрязняющие» речь. На какие группы их можно разделить?

1. Госпожа ПростаковаТришке:

– А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире… Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Д. Фонвизин.)

2. Людмила:

– Крысёнок какой, деревня прыщавая, а? Одна извилина в башке– след от фуражки, а туда же. Будто бревном на стройке придавили. На халяву дорвался, курит и курит чужое, курит и курит, урод, ломом подпоясанный, надоел. А туда же – командовать! Водит и водит их, всё портянками провоняло. (Анжелика плачет.) Плачь, дуру, плачь, плачь, идиотина, плачь, вы мне всю жизнь сломали, вся ваша святая троица, всё из-за вас! Из-под этой г…о всю жизнь, с этой алкашкой мучаюсь, на тебя, дуру, всю жизнь робила, воспитывала и – что воспитала?! Я для себя не жила, а для вас всё, гадины, вы меня высосали, всю мою жизненную энергию! (Рыдает.) (Н. Коляда «Уйди-уйди».)

Задание 6. Напишите несколько названий телепередач, для которых характерна в основном книжная речь, и передач, в которых преобладает разговорная речь. От чего это зависит?

Для справок: «Новости», «Доброе утро», «Клуб путешественников», «Сегоднячко», «До шестнадцати и старше», «Однако», «Сегодня», «Парламентский час», «В мире животных», «Слушается дело», «Герой дня», «Герой без галстука», «Модный приговор».

 

 

Вариант

Задание 1. Поставьте ударение в словах. Распределите слова на три группы: 1) допускающие только одно ударение в современном русском литературном языке, 2) допускающие два равноправных ударения, 3) допускающие два варианта ударения, один из которых имеет стилевую окраску (является разговорным или устаревшим).

Августовский, айвовый, алкоголь, балованный, баржа, бармен, в сети, газопровод, грушевый, двери, деньгами, договор, донельзя, досуг, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, звонит, индустрия, казаки, квартал, кета, километр, компас, корысть, кухонный, мастерски, медикаменты, металлургия, моста, мышление, набело, налитый.

Задание 2. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова.

Удачливый–

поступок–

доходный –

иронический –

классный–

грецкий –

злой –

искусно –

Задание 3. Вспомните произведения художественной литературы, в названиях которых употреблены антонимы. Например: «Война и мир» Л.Н.Толстого.

Задание 4. Определите значения данных омофонов, составьте с ними словосочетания.

1. Компания – кампания.

2. Адаптировать – адоптировать.

 

Задание 5. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные). Исправьте предложения.

1. Этап история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 2. Куприн — потрясающий писатель своего времени. 3. На репетиции я пытался таким манером подсказать, как им быстрее освободиться от этой восточноевропейской скованности и зажатости. 4. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива. 5. В голове у меня вертится много разных интересных мыслей. 6. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. 7. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания

Задание 6. Как вы полагаете, изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением компьютера, интернета, сотового телефона, видеотелефона? Изложите свое мнение в форме письма к другу.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал