Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Князь и рейхсканцелярия






Яна Шевченко, заведующая домом Волконских – такой же кладезь информации о декабристах и их женах, как и Евгений Ячменев. Семейные истории, родственные связи декабристов, их подлинные вещи – все это для нее не абстрактные понятия, а целый, пусть и ушедший в историю мир. То, что осталось от него материального – своего рода инструменты его познания. Посетители музея не случайно останавливаются перед пирамидальным фортепиано Марии Волконской в ее комнате. Сделано оно около 1792 года в Вене и находится в рабочем состоянии. Таких инструментов в мире осталось всего два. Второй выставлен в музее Гете, в Германии, но от него остался всего лишь корпус.

На своем месте, например, портрет национального героя России генерала Николая Раевского. Еще выше портрет великого прадеда Марии Волконской Михаила Ломоносова. А как пройти мимо медальона, принадлежавшего Наталье Фонвизиной, так восхищавшей многих великих писателей. С нее писал идеал русской женщины Пушкин, своим ангелом-хранителем считал Достоевский, а Лев Толстой просил разрешения переписать ее сибирский дневник.

Немало уникальных вещей и предметов и на мужской половине. Трубка Сергея Волконского, его потрет, такой же, как в галерее Славы Зимнего дворца. После известных событий портрет убрали, и обнаружился он на чердаке Эрмитажа уже в царствование последнего российского самодержца. Когда директор Эрмитажа спросил императора, а можно ли повесить портрет героя на место, Николай ответил: «Конечно же, ведь это было так давно». Здесь же медали, посвященные главным битвам Отечественной войны 1812 года, за участие в которой 24-летний Сергей Волконский не только получил золотую шпагу, но и стал генерал-майором. Кстати, медали сделаны по рисунку члена Тайного общества Федора Толстого. Высочайше было повелено оставить участие Толстого без внимания, и он даже сделал неплохую карьеру в Академии художеств. А вот мебель в кабинете хозяина когда-то принадлежала семье декабриста Дмитрия Завалишина.

Практически за каждым экспонатом своя необыкновенная история, порой это настоящий детектив. Например, едва ли не фантастическим образом в кабинет князя вернулись две книги с его личным автографом. Они, как рассказал Ячменев, были в сибирской библиотеке князя, потом хранились на Украине. В конце Великой Отечественной их нашел среди хлама в одном из бункеров рейхсканцелярии советский офицер Владимир Грусланов, сам страстный библиофил. На корке одной из книг он увидел автограф князя и спас эти реликвии. После войны он убедился в подлинности автографов, и в 1972 году подарил два томика иркутскому музею. «Мы, когда представили, какой головокружительный путь проделали эти книги, то были поражены, – восклицает Евгений Ячменев. – Изданы они были в Лейпциге, затем попали в Сибирь, потом оказались на Украине и в Германии. А свой круг через Ленинград завершили в Иркутске!»

В последние годы, хотя скептики и уверяют Ячменева и его коллег, что уже ничего отыскать не удастся, они доказывают обратное. За это время музей пополнили почти два десятка подлинников. В 2000 году Евгению Александровичу удалось разыскать коллекцию акварелей тульских Раевских, которые, как известно, приходились родственниками Волконским: «В небольшом поселке Подмосковья эти реликвии нам подарила семья Рискиных. Среди работ акварельный портрет друга семьи Волконских великого Михаила Щепкина. В театроведческой литературе он считался утраченным, а он теперь в нашем музее!»

Задумок, как всегда у творческих людей, громадье, но недостаток купюр сушит многие из них на корню. Есть и еще одна проблема, о которой музейные работники уже устали говорить, – низкая зарплата. Экскурсоводы получают столько, что, как я ни пытал Евгения Ячменева, он так и не осмелился назвать эту цифру. Прокомментировал кратко: «Слезы!» Потом добавил, что эти абсурдные цифры неудобно говорить даже вслух. Нищенские оклады порождают другую беду – текучку кадров. Люди с университетскими дипломами, с иностранными языками, работают год, другой, достигают определенного уровня в музейном деле и не выдерживают испытания бедностью. Остаются только горячие энтузиасты.

Кстати, около 50 тыс. человек ежегодно считают необходимым поклониться памяти декабристов. Музей посещал Владимир Путин, в гостиной читал свои стихи Евгений Евтушенко, выступали известные всей стране актеры и певцы Василий Лановой и Алексей Кузнецов, Наталья Варлей, Валентина Цыдыпова и многие, многие еще. Так и живет далекий сибирский музей, который провинциальным никак не назовешь, хотя бы по созвездию имен, создавших ему славу и признание.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал