Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология по характеру формирования доходной базы бюджета ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Существует классификация субъектов РФ по степени наполнения доходной части их бюджетовисходя из принятой налоговой политики. Различают в основном две категории субъектов РФ по характеру формирования доходной базы бюджетов: • регионы-доноры – это регионы, которые платят налоги, удовлетворяют собственные потребности и делятся с другими регионами частью своих доходов; • регионы-реципиенты (или дотационные) – регионы, которые не в состоянии полностью прокормить своих бюджетников и получают из столицы трансферты - безвозмездные дотации; Для того чтобы определить, каким регионам необходима финансовая помощь, необходимы методики отнесения их к регионам-донорам и регионам-реципиентам. На законодательном уровне такие методики не приняты, однако имеются разного рода ведомственные инструкции, согласно которым регионы относятся к донорам либо реципиентам. Примерные критерии разграничения следующие: К регионам-донорам относятся: · финансово-экономические центры (Москва, Санк-Петербург) · преимущественно сырьевые регионы · экономически развитые регионы (Башкирия, Татарстан) · промышленно развитые и частично сырьевые регионы (Красноярский край, Пермская, Самарская, Липецкая области) · «неустойчивые» доноры (Ярославская область). К регионам-реципиентам относятся: 1. Кризисные регионы Основные показатели социально-экономического развития существенно отклоняются в худшую сторону от средне-национальных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране. Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса: Центральный пояс, Южный пояс, Уральский пояс, Восточный пояс. Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: спад производства, высокая безработица, низкий уровень жизни, низкая бюджетная обеспеченность, высокий уровень депопуляции населения. Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения. В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются: спад производства, хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью, низкий уровень жизни, низкая бюджетная обеспеченность, межэтнические военные конфликты, высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев. Таким образом, в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы. Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как: o Локальный спад производства o Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности. Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области. Основными проблемами данного пояса являются: спад производства и высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения, слабая транспортная доступность, низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения, низкий уровень развития отраслей региональной специализации. Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов. 2. Отсталые регионы Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются: состояние длительного застоя, низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура экономики, слабый научно-технический потенциал, низко развитая социальная сфера. На сегодня, к данной категории регионов можно отнести следующие регионы: большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, республика Калмыкия. Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера. К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет. 3. Депрессивные регионы Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Отличительными признаками депрессивных регионов являются: высокий уровень накопленного научно-технического потенциала, значительная доля промышленности в структуре экономики, относительно высокий уровень квалификации кадров. Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин: снижение конкурентоспособности основной продукции, отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса, истощение минерально-сырьевой базы, структурные сдвиги в экономике страны. 4. Приграничные регионы К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию. Ниже мы привели таблицу налоговых отношений Москвы со всеми регионами по итогам 2011 года. Расшифровка столбцов: Как видно из таблицы, самые живущие за чужой счёт — это отдельные регионы Кавказа и Сибири. Мордовия, несмотря на все ужимки и 103%, выглядит даже похуже республики Марий-Эл. 26 регионов в России из 83 являются донорами (+ Саратовская область по нулям). У Татарстана средние донорские показатели, как всегда по соседству Башкирия) Москва и Питер тоже доноры, но надо учитывать, что у них платят налоги многие компании, перетащившие свои офисы поближе к власти.
Представленные обзоры типологий регионов позволяют сделать ряд выводов. В последние годы резко усилился интерес исследователей и политиков к типологиям российских регионов, что связано с огромной, к тому же все нарастающей дифференциацией их социально-экономического состояния. Внимание проявляют политики как федерального, так и регионального уровней власти при проведении региональной политики. Этот интерес к типологии легко обнаружить и в соответствующей литературе. Так, за последнее десятилетие резко возросло разнообразие создаваемых типологий, что связано с увеличением сфер их практического применения, и прежде всего в области принятия решений инвесторами, предпринимателями и т. д. Обзор типологий показывает, что комплексность, всеохватность используемых показателей не всегда решают все поставленные задачи, между тем как узконаправленная (целенаправленная) типология более эффективно выполняет свою задачу. Узконаправленность не означает ограниченности количества показателей, она предполагает прежде всего конкретность, единичность цели. Наиболее часто встречающимися показателями среди рассмотренных типологий является уровень безработицы, природно-ресурсный потенциал, ВВП на душу населения, инвестиционная активность. В связи с возрастающей востребованностью процедура типологизации требует усовершенствования. Как вытекает из изложенного выше обзора, необходимость проведения типологии регионов вызвана тем, что до последнего времени исследования региональных проблем производились на всей совокупности регионов РФ в целом, как правило, без учета специфики отдельных регионов или их групп. Это было вызвано в основном тем, что ряды статистической информации за период развития России были явно недостаточны для проведения эконометрического анализа отдельных регионов. В то же время различные регионы России существенно различаются между собой как по экономическому поведению, так и по социальным характеристикам и политическим предпочтениям населения, что, безусловно, должно учитываться при проведении региональных исследований. В связи с этим первым этапом любого исследования, проводимого в региональном разрезе, должна быть классификация регионов по различным наборам изучаемых показателей и сравнение полученных группировок между собой с целью выявления однородных в том или ином смысле групп регионов. Все вышеприведенные типологии преследовали разные цели и задачи, которые использовались в разные периоды развития страны.
|