![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешнеэкономические связи регионов Юга России со странами ЧКР. (Гриневич)
Географическое положение Юга России во многом определяет не только его место в общенациональном разделении труда, но и обусловливает его военно-политическое и геостратегическое значение для Российской Федерации. К региону приковано пристальное внимание со стороны других государств, в том числе Ирана, Турции, Балкан, Ближнего Востока, США, Китая. Он является зоной конкуренции и противостояния ведущих мировых держав. Исторически Южнороссийский регион являлся своеобразной зоной разлома цивилизаций, где осуществляется непосредственный контакт двух крупнейших мировых цивилизаций – христианской и мусульманской. Локализация на территории Южнороссийского региона или в непосредственной близости от него множества сложнейших и трудноразрешимых очагов межэтнических и др. конфликтов – Чечни, Абхазии, Южной Осетии и т.п. – делают Юг России одним из самых напряжённых регионов мира. По данным Южного Таможенного Управления стоимостные объемы внешнеторгового экспорта в 2011 году оцениваются в 16, 1 млрд долл. США, физические – в 39, 1 млн тонн. При увеличении стоимости относительно 2010 года почти на четверть, зафиксировано снижение веса на 12%. На рост стоимостных объемов экспорта в большей степени повлияло увеличение средних цен основной номенклатуры экспортируемых товаров, на снижение физических объемов – сокращение поставок нефтепродуктов. География стран-импортеров значительных изменений относительно предшествующего года не претерпела, сохранив ведущие позиции за Египтом (24% продовольственного экспорта), Турцией (16, 5%), Италией (5, 5%), Саудовской Аравией (5, 9%) и другими странами. Экспортные поставки ориентированы на Италию (35%), Швейцарию (14%), Украину (8%) Турцию (7%). Грузия ü Научное сотрудничество: Юг России и Грузия – «Диалог молодых профессионалов для мира и сотрудничества». Цель проекта – способствовать формированию платформы сотрудничества и построению доверия между молодыми грузинскими профессионалами и профессионалами юга России (Северо-Кавказский Федеральный округ и Южный Федеральный округ). Азербайджан, Иран Железная дорога Астара — Решт — Казвин — строящийся транспортный коридор, который соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Проект осуществляется в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг», целью которого является интеграция транспортно-информационных магистралей России, Азербайджана, Ирана, Индии и Омана.
59.Финансовые системы стран ЧКР: общая характеристика, специфика. (Гриневич) Иран Хозяйственное строительство по исламскому образцу было начато в Иране после революции 1979 г., ликвидировавшей правление шахской династии Пехлеви. В 1983 г. с целью перестроить за счет трансформации банковского сектора всю экономическую систему принимается новый закон о банковской деятельности. Согласно ему, прежняя система, основанная на ссудном проценте, была демонтирована и заменена беспроцентной банковской системой. 28 имевшихся в стране частных банков были национализированы и объединены в 11 учреждений. В соответствии с конституцией страны все они принадлежат государству. Главная роль в формировании, функционировании и развитии банковской системы Ирана отведена Центральному Банку Ирана (Банк Маркази), который формулирует и реализует на практике кредитно-денежную политику, осуществляет эмиссию денежных знаков, управляет золотовалютным запасом страны, регулирует денежное обращение, кредит. В 2001г. банковская система Ирана, кроме ЦБ, была представлена 6 коммерческими и 4 специализированными банками, которые располагают 12 тыс. отделений по всей стране. В Иране функционируют многочисленные банки провинций, деятельность которых ограничена по территориальному принципу, а по видам совершаемых операций их можно отнести к универсальным банкам. Все банки в Иране занимаются финансовой посреднической и прямой инвестиционной деятельностью, выступая учредителями или соучредителями производственных компаний в государственном и частном секторах экономики. Государство жестко контролирует кредитную политику банков, устанавливая квоты предоставления кредитов для различных отраслей экономики. В 2001г. Закон о госбюджете предписывал отраслевое распределение кредитов: промышленность – 33, 5%, сельское хозяйство – 25%, строительство – 29%, торговля и другие услуги – 12, 5%. Все операции с валютой контролируются ЦБ, который требует от всех банков получения у него разрешения на каждую конкретную сделку. Денежный рынок в Иране по-прежнему регулируется административными методами через установление лимита для кредитов, выдаваемых банковской системой, а также путем установления обязательной структуры распределения кредитов по отраслям экономики. Денежной единицей Ирана является риал. Сегодня иранская экономика имеет огромный государственный сектор. 85% национальных ресурсов контролируются и управляются 2500 государственными предприятиями и агентствами, в большой своей части убыточными (до революции в Иране было 133 госпредприятия). Они производят основную массу товаров и услуг, финансирование которых осуществляется во многом за счет центрального банка и - на льготных условиях - коммерческих банков, а цены субсидируются. Организованная подобным образом финансовая система является мощным источником инфляции и бюджетного дефицита.
Армения Современное состояние финансового сектора Армении характеризуется достаточно слабо развитыми институтами финансового посредничества, как, впрочем, и несостоятельностью других секторов финансовой системы. Среди множества существующих проблем отметим наиболее концептуальные, решение которых позволило бы реанимировать финансовую систему страны наиболее эффективным способом. Особенности и слабые стороны финансовой системы Армении: Выводы:
Турция. Турецкая экономика в первой четверти 2011 года выросла на 11 %, опередив экономику Китая и став головной болью для Центробанка, пытающегося обуздать кредитный бум. Большое число кредитов и значительный торговый дефицит, по мнению экспертов, представляют угрозу финансовой стабильности в стране. По показателю экономического роста Турция в первой четверти 2011-го года опередила все страны «Большой двадцатки» (G-20), куда входят наиболее крупные экономики мира. Экономика Китая за первые четыре месяца 2011 года выросла на 9, 7 %. В 2010 году ВВП Турции вырос на 8, 9 %. Официальный прогноз на текущий год составляет 4, 5 %, однако министры уже заявили, что экономический рост по итогам года составит не менее 6 %. Рост цен в глобальном энергетическом секторе может привести к еще большему дефициту. Но Центральный банк Турецкой Республики настаивает на том, что угрозы «перегрева» экономики нет. Банковская система охватывает большую часть турецкой финансовой системы. Почти все виды деятельности, как на денежных рынках и рынках капитала осуществляются банками. Это является следствием экономического и исторического развития страны, что финансовая система Турции и ее банковского сектора являются практически синонимами друг с другом. Азербайджан Банковская система является важным элементом финансовой системы Азербайджана. Сегодня банки по объему активов и капитала, по региональному охвату намного опережают других финансовых посредников. В настоящее время в республике действует развитая, основанная на рыночных принципах двухступенчатая банковская система (на первой ступени находится Национальный Банк Азербайджанской Республики, на второй - коммерческие и иные небанковские кредитные учреждения). Банковская система, в которой, присутствует иностранный капитал так и не стала достаточно открытой, чтобы эффективно влиять на всю экономику. Заторможенный характер азербайджанской налоговой системы также говорит о том, что когда есть большие нефтяные деньги и такой донор как ГНКАР (и, тем более, поступления ГНФАР) интерес к живой и подвижной налоговой политике заметно падает. Налоги собираются плохо и, зная, например, что во многих организациях часто наряду с зарплатой в ведомости есть и зарплата в конвертах, наши налоговики выводит налог от средней зарплаты (по городу или отрасли). Финансовой системе, так или иначе, придется перестраиваться под меняющийся характер экономики. Мало инвестировать в ненефтяной сектор, последний должен еще получить соответствующие налоговые импульсы. Первый сигнал к этому - начало процесса укрупнения банков, которое стало неизбежно после пятикратного роста минимального УК банков. Второе это более гибкая курсовая политика, расширяющая возможности для экспортного выхода национальной продукции. Разумеется, это также более жесткий контроль над бюджетными расходами. И, наконец, развитие финансового рынка в стране.
Грузия Экономика Грузии находится в большой зависимости от внешних финансовых вливаний, в том числе от иностранной помощи, кредитов, инвестиций, денежных переводов из-за границы. В 2005 году банковская система Грузии насчитывала 21 банк — 19 национальных и 2 филиала иностранных банков. Объём общих активов всей банковской системы к сентябрю 2005 года составил $ 2, 1 млрд.
60. Финансовый потенциал и финансовые ресурсы регионов Юга России: формирование, использование, развитие. (Барашьян) Финансовые ресурсы являются наиболее мобильным видом ресурсов региона и формируются в региональном экономическом кругообороте федеральными и региональными институтами государственного управления и включают в себя а) поток чистых налогов (разность налогов и трансфертных платежей), которые население региона отчисляет от своих доходов в федеральные и региональные органы финансовой системы страны; б) государственные расходы, которые представляют государственные закупки товаров и услуг, осуществляемых федеральными и региональными органами управления. Этот вид расходов увеличивает совокупный спрос на региональном рынке готовых товаров и услуг, обеспечивая тем самым рост объемов реализации совокупного регионального продукта. Базовой составляющей финансовых ресурсов региона являются бюджетно-налоговые поступления. Более половины доходов регионального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, в которых более 25% составляет налог на прибыль предприятий и организаций, около 5% - плата предприятий за пользование природными ресурсами, около 4% - налог на совокупный доход предпринимателей. В структуру финансовых ресурсов входят налоговые и неналоговые доходы регионов (субъектов РФ), финансовые трансферты, заемные ресурсы (источники финансирования бюджетного профицита). Далее в работе на примере Южного Федерального округа рассмотрены особенности процесса формирования финансовых ресурсов региона. На Южный федеральный округ приходится 8, 7 % бюджетных расходов России, но доля налоговых поступлений по территории округа составляла только 4, 8 % всех налоговых поступлений по РФ (без таможенных платежей). Налоговые доходы субъектов ЮФО покрывают лишь 51, 1 % расходов его бюджета. Текущие потребности территорий Юга России, таким образом, не могут быть обеспечены собственными финансовыми ресурсами. Динамика бюджетных расходов в ЮФО относительно незначительная, поскольку ограничивается низкой динамикой налогового потенциала и лимитированием роста трансфертов из федерального бюджета уровнем инфляции. Дисбаланс между налоговым потенциалом и потенциалом бюджетных расходов вызывает потребность в существенной финансовой помощи из федерального бюджета (горизонтальное бюджетное выравнивание). Южный федеральный округ в системе бюджетного выравнивания по объемам поступления средств из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации занимает одно из первых мест. Уровень дотационности республик Северного Кавказа в 2-3 раза выше, чем краев и областей ЮФО (табл.1). Чем выше уровень развития региона, тем ниже удельная дотационность региона. Поскольку высокая дотационность и несбалансированность налоговых ресурсов и бюджетных расходов в ЮФО по оценкам Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг.» сохраняется в среднесрочной перспективе, дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации сохраняется на высоком уровне (рост в среднем по республикам на 14-15 %)2. Таблица 1 – Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности убъектов федерации в ЮФО 3
Однако, методика распределения дотаций должна учитывать возможности субъектов Федерации по обеспечению определенных темпов экономического роста, исходя из сложившейся структуры региональной экономики. Это определяет необходимость учета в рамках методики расчета индекса налогового потенциала региона факторной декомпозиции прироста ВРП региона на составляющие, обусловленные макроэкономической динамикой, отраслевой структурой региональной экономики и эффективностью экономической политики региональной администрации. В связи с тем, что в 2003-2007 гг. в регионах обострилась проблема дефицита бюджетного финансирования по той причине, что на формирование их доходного потенциала значительное влияние оказывали ежегодные изменения федерального бюджетного и налогового законодательства, а также перерегистрация высокодоходных юридических лиц в других регионах, в дальнейшем необходима более основательная экспертиза внесения изменений в налоговое законодательство с точки зрения последствий для бюджетного финансирования. Сложившаяся ситуация с формированием доходов региональных бюджетов должна быть существенно улучшена, поскольку регионы не могут качественно прогнозировать доходы на средне- и долгосрочную перспективу. Нет механизмов, стимулирующих их к укреплению базы роста всех закрепленных доходных источников.
61.Модернизационные процессы в ЧКР: характеристика, общие закономерности, страновые и региональные особенности. (Барашьян)
|