![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональная экономическая политика и модернизационные процессы на Юге России. (Барашьян)
Преобладающие в нашей стране процессы и тенденции в разнообразных сферах об- щественной жизни в силу глубочайших экономических, социальных, природно-климатических, национально-демографических и прочих различий российских регионов оказывают ярко выраженное дифференцированное воздействие на региональное развитие, определяя его преимущественно как рискогенное. Анализ ресурсной наполненности, географических, климатических, национально-этни- ческих, социально-культурных условий показал, что регионы Юга России обладают зна- чительным и разнообразным природно-сырьевым потенциалом, квалифицированными трудовыми ресурсами, многообразием отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, развитой транспортной и социальной инфраструктурой. В то же время каждый регион не обеспечивает полноценного вовлечения многообразных ресурсов в процесс воспроизводства, вследствие чего не наблюдается гармоничного сочетания, системного единства, максимального усвоения и наполненности факторов производства в процессе деятельности, снижая эффективность последней, не обеспечивая достижение целевых ориентиров развития, продуцируя и накапливая в основном негативные риски. Экономика регионов Юга РФ характеризуется самым высоким удельным весом изношенных основных фондов, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, транспорт. Его реальная отдача и перспективы роста полностью зависят от того, сумеет ли российская экономика инициировать инвестиционный бум в производство и модернизировать изношенный и морально устаревший основной капитал. Организационный фактор обладает некоторым запасом инерционных возможностей и сильных сторон (наследие советской эпохи). Однако он слабо адаптирован к потребностям нового времени и обременен угрозами в адрес системы управления экономикой. Институциональный фактор представляет собой сгусток реальных проблем и потенциальных угроз. Институциональная неупорядоченность отечественной экономики сама по себе является самой масштабной угрозой ее функционированию и развитию. Слабые меры со стороны государства по совершенствованию и упорядочению институциональной среды не адекватны рискам и угрозам в этой сфере. Информационный фактор относится к числу наиболее сбалансированных. Это объясняется ускоренным развитием информационного обеспечения социально-экономических процессов в последние десятилетия, инвестированием создания информационных сетей и банков данных как за счет государства, так и за счет частного бизнеса. Кроме того, наблюдается асимметрия факторов, при которой несколько факторов доминируют над остальными. Такая асимметрия означает, что комбинации без участия доминирующих факторов или с их незначительным участием будут заведомо менее эффективны, нежели комбинации с их представительным участием. Следствиями указанных тенденций являются резкие перепады социально-экономического развития и уровня жизни от одной части страны к другой. Такие различия в большинстве своем обладают значительной инерцией, что отражается на скорости осуществляемых преобразований, а также на возможности синхронизации проведения позитивных реформ в различных регионах. Перспективная ресурсная и факторная наполненность регионального пространства и концентрация наиболее ценных факторов и ресурсов в точках инновационного роста являются императивами процесса формирования и развития входящих в макрорегиональные образования субъектов РФ. Применительно к хозяйственному пространству регионов Юга России это означает, что ретроспективная нацеленность на добычу, транзит и продажу сырьевых и энергетических ресурсов должна смениться перспективной ориентацией на интенсивное развитие рынков человеческого и финансового капитала, а также на создание необходимых общих условий для утверждения инновационного типа развития.
|