Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сознание его сущность и структура
Приступая к изучению первого вопроса «Понятие и структура сознания», важно уяснить, что человеческое сознание – явление сложное, многоплановое и многоаспектное. Оно является объектом изучения многих наук. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных проблем сознания как сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его познания. Вокруг этих вопросов с древности и до наших дней ведутся споры, дискуссии, поиски. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала и не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. В отличиеот идеализма и дуализма, материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, не всеобщее. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи – человеческому мозгу. Однако, осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, при том, человек в единстве с системой - природной, социальной, культурной - в которую он включен как активно действующий элемент. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции); 2) психо-физиологическом (сознание – функция головного мозга человека); 3) гносеологическом (сознание – высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью). Сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные уровни и элементы своего существования. И, вместе с тем, сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся между собой в закономерных связях. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция. Так, ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля – это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности. Эмоции – это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямогоее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознаваемости путей и средств ее решения, в непосредственности постижения истины. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения. Студенту необходимо знать, что единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов обеспечивают достижение истины, адекватное отражение мира.
|