Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие философской мысли в Украине XV-XVIII вв
При рассмотрении второго вопроса “Развитие философской мысли в Украине XV-XVIII вв.” следует обратить внимание на то, что в конце XV - начале XVI вв. коренным образом меняется социально-политическая ситуация в Украине, которая характеризовалась окончательной потерей государственности Киевской Руси. Украина была включена в состав Польского королевства. Украинский народ был вынужден вести тяжелую борьбу за политическое самоопределение и собственное существование как отдельной этничной и национальной общности. Резкое обострение религиозных конфликтов в Украине XVI в., связанное с попытками окатоличить украинское население, сделало религиозную проблематику особенно актуальной. Поэтому социальные, политические и национальные противоречия украинской жизни того времени приобрели религиозную форму. Следует учитывать и то, что с включением Украины в Польское королевство происходило активное взаимодействие с культурой Западной Европы эпохи Возрождения. Центральной идеей этой эпохи был гуманизм. В его основе лежало культивирование самоценности личности, ее свободы, справедливого общественного строя. Именно эти идеи развивали основатели гуманистической культуры Украины такие как: Юрий Котермак (Дрогобыч), Павел Русин, Станислав Ориховский. На основе утверждения достоинства личности, они развивали свои взгляды на смысл человеческой жизни и человеческой истории. Большое значение для развития культуры и гуманизма имел Острожский культурно-образовательный центр, основанный в 1576 г. в г. Остроге на Волыни князем Константином Острожским. В конце XVI - начале XVII вв. во многих городах Украины возникают братства - религиозно-национальные объединения населения городов, которые противостояли экспансии Ватикана и польской шляхты. Братства создавали школы, больницы, типографии, развивали и защищали свой язык, культуру, духовные традиции. Они содействовали развитию философской мысли Украины. Особое внимание следует обратить на роль Киево-Могилянской Академии (1632 г.) в развитии духовной культуры Украины, а также всех восточных славян. Академия давала фундаментальное образование в области древних и современных для того времени языков, а также естественнонаучные, теологические, философские знания. Преподавание философии в ней было отделено от теологии. Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево-Могилянской академии: С. Яворский, Т.Прокопович, Г. Щербацкий, М Козачинский и др. Они обосновывали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы. В первой половине XVIII ст. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики как практической философии. Познание законов природы и человеческого мышления рассматривалось как подготовка к этике. Этика становится важным инструментом формирования свободной личности. Человека пытаются понять в единстве и целостности, как одновременно природное и общественное существо, концентрирующее в себе единство личного и общественного блага.
|