Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия, ее предмет и роль в обществе.Стр 1 из 46Следующая ⇒
ОТВЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ
При рассмотрении первого вопроса темы “Мировоззрение, его сущность и структура ” необходимо исходить из того, что человек в процессе своей жизнедеятельности время от времени размышляет о тайнах мироздания, о судьбах мировой цивилизации, о перспективах развития человека. Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением. Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Оно выступает как духовно-практическое явление и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок. Элементами структуры мировоззрения являются: мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание и мироотношение. Мировоззрение может быть повседневно-практическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское. Студенту необходимо более подробно ознакомиться с мифологическим и религиозным мировоззрением и их функциями в социальной жизни, исходя из того, что: Религия - это тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Мифология - тип мировоззрения, в котором различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции. Второй вопрос “Предмет философии” следует начать с уяснения того положения, что человек с давних времен стремился понять окружающий мир и свое место в нем. Слово “философия” (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) означает дословно «любовь к мудрости». Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор (УI в. до н.э.) был первым, кто назвал себя философом. Древнегреческий философ Платон (V в. до н.э.) употреблял термин “философия” как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н.э.) считал задачей философии анализ причин вещей. Первые философские системы появились примерно 2, 5 тысячи лет тому назад. Возникновение философии исторически совпало с возникновением научного знания. Философия сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Точнее, все знания как-то отличающиеся от мифологии и религии были названы философией. По мере накопления специальных научных знаний началось размежевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчлененного знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук. Одновременно происходило изменение и развитие самого философского знания. Предметом философии, в отличие от естественных и технических наук, оказалась область духовной деятельности человека, в основе которой лежит осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире. Философия - это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления. В философии концентрируются и получают наиболее последовательное выражение идеи, чувства, установки и настроения существующие в обществе. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении природы, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимообусловленности. Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир «внешний» по отношению к сознанию человека – объективная реальность и мир «внутренний» (психическая, духовная жизнь человека) - субъективная реальность. Различные отношения двух реальностей: объективной и субъективной, объекта и субъекта пронизывают всю философию на протяжении всей ее истории. Эти отношения характеризуют как - вопрос об отношении человека к миру, сознания к бытию, субъективного к объективному. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, который иногда называют основным вопросом философии, они разделились на два направления - материализм и идеализм. Материалисты утверждают, что первичным является материя, а вторичным, производным - сознание. Идеалисты первичным считают сознание, вторичным - материю. Как философское направление идеализм признает первичным абсолютную идею, мировой разум (Платон, Гегель) или сознание человека, «комплекс ощущений» (Беркли, Фихте) в качестве определяющей причины всего сущего. Философы часто пытаются завуалировать свою мировоззренческую позицию. Материалисты, например, называют себя субстанциалистами, а идеалисты – функционалистами, однако от такой игры в термины суть философского видения мира не изменяется. Философский принцип, согласно которому все существующее едино в своей основе, имеет один источник, называется монизмом. В соответствии с решением основного вопроса философии различают материалистический и идеалистический монизм. Первый - единство мира видит в его материальности. Второй - за основу всего принимает духовное начало (сознание). В истории философии встречались мыслители, пытавшиеся занять промежуточную позицию. Они признавали равноценность, независимость двух первоначал мира: материи и сознания. Таких философов называют дуалистами. Рассмотрение отношения человека к миру, сознания к материи, порождает вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познать окружающий мир? Этот вопрос: познаваем ли мир и если познаваем, то в какой степени - составляет вторую сторону (часть) основного вопроса философии. В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса о познаваемости мира занимают философы, они разделились на два направления. К первому, а их большинство, принадлежат сторонники познаваемости мира: материалисты и значительная часть объективных идеалистов. Среди тех, кто стоит на позициях познаваемости мира есть такие течения как: сенсуалисты - главную роль в познавании отводящие чувственному познаванию (Локк, Кондильяк); рационалисты - главную роль отводят разуму (Декарт, Спиноза); иррационалисты - отвергают или принижают роль разума в познании (Ницше, Бергсон). Ко второму (их меньшинство) - противники познаваемости мира: субъективные идеалисты и непоследовательные материалисты. Среди противников познаваемости мира выделяют два течения: скептицизм и агностицизм. Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире (Пиррон, Горгий). Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира (Юм, Кант). Рассматривая третий вопрос “ Основные функции философии ” студенту необходимо исходить из того, что философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определенные социальные потребности. Так, философия всегда выполняла и выполняет функцию универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию. Важнейшими функциями философии являются так же: - мировоззренческая, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно-практической сфере; - гносеологическая (теоретико-познавательная), решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания; - методологическая - выступает как система методов познания; - идеологическая (социальная), влияющая на социальные отношения и взаимосвязи; - гуманистическая, направленная на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей; - культурно-воспитательная, способствующая формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирующая человека на истину, добро и справедливость; - критическая, связана с ориентацией на ценности и идеалы, с оцен-кой социальной действительности под соответствующим углом зрения; - аксиологическая (ценностно-регулятивная) - заключается в оформ-лении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека; - эвристическая, служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям; - прогностическая, направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем. Эти и многие другие функции философии характеризуют ее роль в обществе, в нравственно-духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.
|