Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом
Изучение первого вопроса " Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом" следует начинать с выяснения содержания понятия “личность”. При этом надо исходить из того, что проблема личности является одной из актуальных и перспективных направлений философских исследований. Это предопределяет не только множество подходов к изучению проблемы, но и многообразие определений самого понятия “личность”. В их числе имеются: а) описательное; б) субъективное; в) поведенческое; г) психологическое; д) биофизическое; е) биосоциальное; ж) структурное; з) моральное, морально-правовое, морально-интеллектуальное и другие. Несмотря на такое многообразие определений, все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями “индивид”, “индивидуальность”, “человек”, “личность”. Под индивидом понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека. Что касается понятий “человек” и “личность”, то нередко допускается их отождествление, приводящее к ошибкам, неточностям, о которых следует знать. Все дело в том, что в соотношении понятий “человек”, и “личность”, необходимо различать их объем и содержание. По объему эти понятия тождественны, так как все люди, независимо от пола, расы, национальности - личности. Однако по своему содержанию эти понятия различаются. Во-первых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека. В-третьих, человек является материальным носителем личности, а последняя выражает совокупность общественных свойств человека. Иначе говоря, понятие “личность” обозначает тот же предмет, что и понятие “человек”, но уже поднявшийся до определенного уровня социализации. Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями. Атрибутивными признаками личности признаются разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, самостоятельность, определенность, стремление к свободе, сила воли, собранность, оригинальность чувств, ответственность. Эти признаки личности детерминируются всей системой, всем укладом общественной жизни. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое “Я” из “не - Я” и не только осознавший свои взаимоотношения с “не - Я”, но и активно воздействующий на “не - Я” в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности. Анализируя данное положение, видим, что человек не только продукт общественных отношений, но и их творец. Такой вывод становится само собой разумеющимся, если принять во внимание тот факт, что человек существо деятельное, а основным видом его деятельности является труд. В труде проявляются творческие, созидательные, социальные качества человека, которые и делают его личностью. Это позволяет с полной уверенностью говорить, что общество формирует личность путем ее социализации, через влияние на нее социальной среды. В то же время личность не только формируется социальной средой, но и сама влияет на нее в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль среды в формировании личности и обратное влияние личности на среду - основной закон взаимосвязи личности и общества. Вместе с тем надо учитывать, что эта взаимосвязь проявляется и в зависимости индивидуальной жизнедеятельности личности от потребностей и возможностей общества, и в том, какие условия созданы в нем для общения и обособления личности, для ее самосозидания. Решая задачу самосовершенствования форм взаимосвязи личности с обществом, недопустимо игнорирование ее природной, биологической основы. Поскольку человек соединяет в себе биологическое и социальное начала, а оба они постоянно изменяются, то наилучший результат будет достигнут лишь в случае их гармонического развития. Значит, общество в равной мере должно быть заинтересовано как в укреплении биологической сущности, так и в нравственно-интеллектуальном развитии человека как личности.
|