![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Территориальный принцип, земли и симметрия федерацииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Германский федерализм Историческая ретроспектива Конституционный федерализм Территориальный принцип, земли и симметрия федерации Конституционные основы Децентрализация Приоритет федерации в законодательстве Призумпция компетенции земель в сфере исполнительнои судебной власти ФКС Принцип верности Фыендерации Концепция кооперативного федерализма Реформа гриманского федерализма
Историческая ретроспектива
Прежде всего следует сказать, что федерация — традици- онная для Германии форма государственного устройства. Герма- ния как единое государство существует сравнительно недолгий исторический срок. Еще в середине XIX в. на территории страны располагались десятки независимых государств. После объедине- ния в 1871 г. и создания единого государства прежде независимые государства стали его членами, и им были сохранены некоторые атрибуты государственности. Веймарская республика сохранила федеративную организацию государства. 12 лет гитлеровской уни- фикации и централизации серьезно подорвали, но не смогли пол- ностью уничтожить традиции регионализма, тем более что их поддержание препятствовало антидемократическим тенденциям в строительстве новой германской государственности. Создание современного германского федерализма было в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав, которые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централизованного милитаристского германского государства. Конституционный федерализм
Германия сегодня — это конститутивная федерация, т. е. фе- дерация, основанная на конституции, а не на союзном или феде- ративном договоре между ее субъектами. (упомянутый выше договор об объединении ФРГ и ГДР — это акт иного рода). Хотя после 1945 г. земли как государственные образования появились раньше, чем образо- валась ФРГ, создание последней явилось не результатом догово- ра или иного соглашения земель, а следствием принятия Основ- ного закона, вступление в силу которого и означало рождение нового государства.
Территориальный принцип, земли и симметрия федерации Германский федерализм. ФРГ — построенная по территориальному принципу. После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями существуют различия По своим объективным характеристикам в уровне экономического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. однако в конституционно-правовом отношении они равно- правны.
Крупнейшая по территории земля Бавария в 174 раза больше самой малой земли Бремен, а наиболее населенная земля Северный Рейн — Вестфалия в 26 раз превосходит тот же Бремен. Различаются и диалекты земель, но не языковый фактор стал основанием их обособления, так как все это немецкий язык.
При обособлении земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические связи.
Подавляющее боль- шинство земель образовалось после 1945 г. и не имеет ничего об- щего с исторически самостоятельными германскими государствами._ Исключение составляют Бавария и Саксония, история кото- рых как самостоятельных государств насчитывает не одно столе- тие, а также ганзейские города Бремен и Гамбург, имеющие в прошлом статус свободных (" вольных") имперских городов.
В своей основе это — симметричная федерация, ибо вся ее территория состоит только из однородных субъектов (земель), имеющих в принципе одинаковый правовой статус. Других территориальных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (административно-территориальное деление — это уже деление земель).
Но поскольку в ней при этом имеют место существенные элементы известного неравноправия субъектов федерации, постольку ее нельзя рассматривать как абсолютно симметричную. Так, ст. 51 Основного закона ФРГ устанавливает, что в верхней палате парламента (Бундесрате) земли могут иметь неравное число своих представителей: каждая — не менее трех, но земли с населением свыше двух миллионов жителей — четыре, свыше шести миллионов — пять, а с населением более семи миллионов — шесть. Поэтому германский федерализм — это преимущественно, относительно симметричный федерализм.
Конституционный статус земель в Основном законе не опре- делен. Конституции ряда земель (Баварии, Берлина, Гамбурга) называют земли государствами, однако это не вытекает из тек- ста Oci овного закона. Правовая доктрина ФРГ не выработала по этому вопросу единой точки зрения. Представляется, что земли нельзя считать государствами в общепринятом значении этого сло- ва, это скорее особые государственные образования, самостоя- тельность которых ограничена федеральной конституцией. Сказан- ное подтверждается тем, что конституционный строй земель дол- жен соответствовать требованиям Основного закона, федеральная конституция не предусматривает права сецессии, существует воз- можность применения федерального принуждения в случае, если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом и другими федеральными законами обязанностей._
Как уже говорилось, земли имеют свои законодательные органы — ландтаги (сенаты). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 года или 5 лет. Они формируют правительства земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положение премьер-министра земли аналогично положению федерального канцлера.
|