![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КомпетеницияЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
сли кратко обрисовать фактическое разграничение компе- тенции между Федерацией и землями, то можно сделать вывод, что в сфере законодательной компетенции доминирует Федера- ция, а в сфере управления и правосудия — земли. В сфере законодательной компетенции различаются: • исключительная компетенция федерального законодателя; • конкурирующая компетенция Федерации и земель; • компетенция по принятию основ федерального законодатель- ства (то, что в Российской Федерации относится к совмест- ной компетенции Федерации и ее субъектов); • исключительная компетенция земельного законодателя.
Различаются исключительная компетенция федерации внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), вопросы иностранных дел, обороны, федерального гражданства, денежно-валютной системы (и части налогового законодательства), воздушного и федерального железнодорожного сообщений, почты и телекоммуникаций, таможенного и торгового единства территорий, свободы передвижения, паспортного режима, иммиграции и эмиграции и др. (ст. 73). валютное регулирова- ние, денежная эмиссия, федеральный, железнодорожный и воз- душный транспорт, информация и связь, федеральная государ- ственная служба, охрана промышленной собственности, авторское и издательское право, таможенное регулирование и некоторые другие (ст. 73). В сфере исключительной законодательной компетенции федерации земли могут осуществлять законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку они прямо управомочены на это федеральным законом (ст. 71).
конкурирующая (совместная) компетенция и компетенция земель. Земля может издавать законы в сфере конкурирующей компетенции, если вопрос не урегулирован федеральным законом. В сфере совместной (конкурирующей) законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не пользуется законодательными правами (ст. 72). Совместная компетенция включает более обширный перечень вопросов (около 30), хотя многие из них носят более дробный и частный характер (ст. 74). . К сфере конкурирующей компетенции относятся граждан- ское, уголовное и процессуальное право, отношения, связанные с реализацией конституционного права на объединения и свободу собраний, хозяйственное право, трудовое право, законодатель- ство о промышленных корпорациях, о купле-продаже земель- ных участков, земельное и жилищное законодательство, правила уличного движения и речного судоходства, почти все налоговое законодательство и некоторые другие (ст. 74).
Федерация вправе принимать основы законодательства, федерация наделена правом издавать общие предписания по ряду других вопросов: общие принципы высшего образования, общее положение печати и кино, охрана природы, отвод земель, регистрация жителей и др. По существу, это основы законодательства, законы-рамки. Используя данное право, федерация расширяет свою компетенцию за счет земель. При определенных условиях федерация имеет право издавать типовые (рамочные) предписания для законодательства земель по ряду других вопросов, включая общие принципы высшего образования, общее положение печати и кино, распределение земли, охрана природы и др. (ст. 75). ре- гулирующие правовое положение должностных лиц, которые со- стоят на государственной службе в органах земель, муниципали- тетах и других органах местного самоуправления, а также уста- § 5. Государственные органы. Местное самоуправление 507 навливающие общие принципы организации и функционирования высшей школы, прессы и кинематографии, охраны природы, зем- леустройства и водопользования, службы регистрации и инфор- мации, охотничьего хозяйства.
Компетенция земель в Основном законе ФРГ прямо и детально не определяется и носит остаточный характер. В ст. 30 говорится в общей форме, что «осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям, поскольку Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования». Все, что не относится к исключительной компетенции Феде- рации, к конкурирующей компетенции и к основам законодатель- ства, входит в исключительную компетенцию земель. Федерация вправе издавать законы и в сфере, относящейся к землям, если полагает, что вопрос не может быть эффективно решен землей, если регулирование одной земли может нарушить интересы другой земли и т.д. В основном к их ведению относятся строительство, местные финансы, образование, культура и др. В той мере, в какой земли обладают законодательной компетенцией, они могут с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (ст. 32). Если земля не выполняет возложенные на нее конституцией или другим федеральным законом федеральных обязанностей, то федеральное правительство с согласия Бундестага может применить меры федерального принуждения (ст. 37). В ведении земель прежде всего находятся: конституционное законодатель- ство и административное устройство земель, школа, культура, средства массовой информации, некоторые аспекты социальной сферы и законодательство о местном самоуправлении. Последнее объясняет, почему в ФРГ сложились разные системы местного самоуправления.
|