![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система показателей, характеризующих деятельность налоговых органов и их оценка
Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регистрационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового контроля, а точнее, для повышения его эффективности. С ФНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), который представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ " О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" и утвержденными им " Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266. С помощью Единого государственного реестра юридических лиц можно найти любое юридическое лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только название и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее филиалам). Последнее обстоятельство имеет большое значение для повышения эффективности налогового контроля, и в целом - контроля за соблюдением налогового законодательства. Анализ динамики состоящих на учете налогоплательщиков-организаций и юридических лиц в 2011-2012 гг. представлен ниже.
Таблица 1 Анализ динамики, состава и структуры налогоплательщиков-организаций и физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах за 2011 – 2012 гг.
По состоянию на 1 января 2013 года на учете в налоговых органах на территории Чувашии состоят 22642 организации – юридических лица, и по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 514 организаций или на 2, 3% (см. Приложение 3). Такой рост произошел за счет увеличения числа юридических лиц, состоящих на учете в ИФНС по г. Чебоксары, на 530 организаций (на 3, 8%) по сравнению с 1 января 2012 года. Наибольшее количество юридических лиц состоит на учете в ИФНС по г. Чебоксары (14564 организации или 64, 3%, за предыдущий период - 14034 или 63, 4%) и ИФНС по г. Новочебоксарску (1558 организации или 6, 9%, за предыдущий период – 1542 или 7, 0%). Наименьшее число юридических лиц приходится на Межрайонную инспекцию ФНС №1 – 487 организаций или 2, 2% от общего числа (510 организаций или 2, 3% по состоянию на 1 января 2012 года). Кроме того МИ ФНС №1 имеет наибольшее сокращение за год – на 4, 5%. По состоянию на 1 января 2013 года на учете в налоговых органах на территории Чувашии состоят 38709 индивидуальных предпринимателя, и по сравнению с прошлым годом их количество сократилось на 3904 единицы или на 9, 2%. Такое сокращение объясняется общим уменьшением числа индивидуальных предпринимателей по всем инспекциям на 6, 0-17, 7%. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей состоит на учете в ИФНС по г. Чебоксары (18698 единицы или 48, 3%, за предыдущий период - 19897 или 46, 7%) и ИФНС по г. Новочебоксарску (3872 единицы или 10, 0%, за предыдущий период – 4288 или 10, 1%). Наименьшее число юридических лиц приходится на Межрайонную инспекцию ФНС №3 – 1449 единиц или 3, 7% от общего числа (1761 единиц или 4, 1% по состоянию на 1 января 2012 года). Кроме того МИ ФНС №3 имеет наибольшее сокращение за год – на 17, 7%. Другими важными показателями деятельности налоговых органов являются показатели поступления налогов и сборов в бюджетную систему. Таблица 2 Динамика поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ за 2011-2012 гг.
В таблице 2 представлены показатели поступления налоговых поступлений за 2011-2012 гг. Можно заметить рост поступлений в отчетном периоде на 4, 9 млрд. руб. или на 17% (с 27, 7 млрд. руб. в 2011 году до 32, 6 млрд. руб. в 2012). Такое увеличение связано с ростом поступлений по всем налогам за исключением ЕСХН, водного налога и прочих налогов и сборов. Анализируя удельный вес налогов в общей сумме поступлений, можно сказать, что наибольшую долю занимают налог на добавленную стоимость (2012 г. – 9, 9 млрд. руб. или 30, 3%, 2011 г. – 8, 4 млрд. руб. или 30, 3%), налог на доходы физических лиц (2012 г. – 9, 2 млрд. руб. или 28, 3%, 2011 г. – 7, 8 млрд. руб. или 28, 0%) и налог на прибыль организаций (2012 г. - 5, 6 млрд. руб. или 17, 2%, 2011 г. – 19, 6 млрд. руб. или 19, 6%). По налогу на прибыль организаций наблюдается снижение удельного веса из-за незначительного роста в 2012 году на 3, 3% в сравнении с общим ростом на 17, 7%. Наименьшую долю занимают водный налог, налоги и сборы за пользование природными ресурсами, ЕСХН и налог на имущество физических лиц (от 0, 01% до 0, 3% за отчетный период). Рассматривая изменения в абсолютном отношении, можно выделить рост поступлений по НДФЛ, НДС (на 1, 5 млрд. руб. по обоим налогам) и акцизам на алкогольную продукцию (на 0, 8 млрд. руб.). В процентном соотношении выделяется рост по налогу на имущество физических лиц (в 4, 4 раза) и акцизам на алкогольную продукцию (в 3, 4 раза). Снижение потерпели поступления по ЕСХН (на 2, 1 млн. руб. или на 10, 6%), водному налогу (на 1, 8 млн. или 34%) и прочим налогам и сборам (на 4, 2 млн. руб. или 2, 6%) (см. Приложения 4, 5). Для более тщательного анализа эффективности деятельности налоговых органов в области поступлений налогов и сборов, рассмотрим выполнение контрольных показателей по бюджетам и внебюджетным организациям за 2012 год. Для удобства разделим сведения на 3 части, соответственно по уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Таблица 3 Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по федеральному бюджету в разрезе инспекций за 2011-2012 гг.
Анализируя данные, можно выделить рост поступлений в федеральный бюджет на 24% по сравнению с прошлым годом. Рост поступлений по межрайонным инспекциям ФНС №№ 1, 5, 7, 8 и инспекции ФНС по г. Чебоксары. Наибольшее увеличение поступлений замечено в межрайонной инспекции ФНС №8 – в 2, 1 раза. По остальным инспекциям наблюдается снижение поступлений в федеральный бюджет, причем наибольшее снижение поступлений приходится на инспекцию ФНС по г. Новочебоксарску (на 47, 8%). Касательно выполнения контрольных показателей, итоговый процент выполнения задания составил 101%, т.е. задание перевыполнено на 1%. Выполнение плана наблюдается по всем инспекциям, за исключением межрайонной инспекции ФНС №6, в которой процент выполнения задания составил 98, 8%. Наибольшее перевыполнение плана приходится на межрайонную инспекцию ФНС №8 (на 3, 7%). Далее анализируем сведения в разрезе налогов и сборов.
Таблица 4 Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по федеральному бюджету в разрезе налогов и сборов за 2011-2012 гг.
Анализируя сведения о поступлениях в федеральный бюджет в разрезе налогов и сборов, можно выделить, что план был выполнен по всем основным налогам. Можно отдельно отметить перевыполнения поставленного задания по НДС (Республика Беларусь) на 14, 7 млн. руб. или на 17, 6%, НДС – на 84, 3 млн. руб. или на 0, 9% и прочим налогам и сборам – на 374 тыс. руб. или на 0, 4%. Перейдем к сведениям о поступлениях и выполнении контрольных показателей республиканскому бюджету.
Таблица 5 Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по республиканскому бюджету в разрезе инспекций за 2011-2012 гг.
Поступления в республиканский бюджет в 2012 году составили 14, 7 млрд. руб. (16, 2 млрд. руб. с учетом межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам), что на 9, 6% (13, 8%) больше, чем за 2011 год. Рост (на 10, 3%-33%) наблюдается по межрайонным инспекциям ФНС №№ 1, 2, 3, 4, 8 и инспекции ФНС по г. Чебоксары. По остальным инспекциям произошло снижение поступлений в республиканский бюджет, причем наибольшее снижение замечено по межрайонной инспекции ФРС № 7 – на 22, 4%. Касательно выполнения контрольных показателей, то задание по налоговым доходам было выполнено по всем инспекциям с общим процентом выполнения 100, 5%. Наилучший показатель принадлежит межрайонной инспекции ФНС №3 – 101, 5%.
Таблица 6 Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по региональному бюджету в разрезе налогов и сборов за 2011-2012 гг.
Хотя общий процент выполнения задания по поступлениям в республиканский бюджет составляет 100, 5%, сведения о выполнение контрольных показателей в разрезе налогов и сборов имеют иную картину, чем в разрезе инспекций. Контрольные показатели не были выполнены по большинству налогов и сборов: НДФЛ (98%), акцизы на пиво (95, 8%), налог на имущество организаций (98, 3%), УСН (99, 8%), ЕСХН (96, 1%) и прочие (96, 9%). Особо выделяется отрицательное отклонение по НДФЛ на 113, 7 млн. руб. Выполнено же задание было благодаря перевыполнению плана по налогу на прибыль организаций (101, 7%), акцизам на алкогольную продукцию (146, 6%) и транспортному налогу (109, 9%). Далее рассмотрим сведения по местному бюджету.
Таблица 7 Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по местному бюджету в разрезе инспекций за 2011-2012 гг.
Анализируя сведения по местному бюджету в разрезе инспекций, можно сказать, что в 2012 году поступило 5, 3 млрд. руб., что на 18, 2% превышает прошлогодний показатель. Кроме того, рост наблюдается по всем без исключения инспекциям (на 6, 7%-31, 7%). Общий процент выполнения задания по поступлениям в местный бюджет составил 103, 2%, причем его выполнили все инспекции. Наибольший показатель представлен межрайонной инспекцией №3 – 106, 8%. Таблица 8 Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по местному бюджету в разрезе налогов и сборов за 2011-2012 гг.
Сведения в разрезе налогов показывают, что процент выполнения по всем налогам превышает 100%, за исключением госпошлины и единого сельскохозяйственного налога. Госпошлина имеет лишь 71, 9% выполнения (отрицательное отклонение от контрольного показателя составляет 27, 4 млн. руб.), ЕСХН – 95, 0% (отклонение – 662 тыс. руб.). Значительное превышение над бюджетными назначениями имеют налог на доходы физических лиц (на 101, 3 млн. руб. или на 2, 9%) и земельный налог (на 45, 1 млн. руб. или на 7, 1%). Подведем итоги по всем бюджетам, представив данные в следующей таблице.
Таблица 9 Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей в бюджеты всех уровней за 2012 г.
Анализируя показатели поступлений в 2012 году, можно выделить, что общая сумма поступлений превысила контрольный показатель на 234, 8 млн. руб. или на 0, 7%. Такое превышение стало возможным благодаря поступлениям по акцизам на алкогольную продукцию (рост на 375, 5 млн. руб. или на 47, 2%), налогу на прибыль организации (на 88, 2 млн. руб. или на 1, 6%) и налогу на добавленную стоимость (на 84, 3 млн. руб. или на 0, 9%). В то же время есть и налоги и сборы, поступления по которым не достигли контрольных показателей: единый сельскохозяйственный налог (процент выполнения задания - 95, 3%), акцизы на пиво (95, 8%), налог на имущество организаций (98, 3%), единый налог в связи с применением УСН (99, 8%), НДФЛ (99, 9%) и прочие (87, 9%). Далее рассмотрим и проанализируем контрольную работу УФНС России по Чувашской Республике.
|