Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Джордж: Герберт Мид
Джордж Герберт Мид (1863—1931) родился в штате Массачусетс в семье профессора теологии. После получения степени бакалавра в 1883 г. в Оберлин-колледже (штат Огайо) работал школьным учителем, инспектором железнодорожных компаний, частным учителем. В возрасте 24 лет продолжил высшее образование в Гарварде, а затем в Германии в университетах Лейпцига и Берлина. Изучал философию и социальную психологию. После возвращения в США некоторое время работал преподавателем Мичиганского университета, а с 1894 г. по приглашению Джона Дьюи работает в Чикагском университете. В этом же университете работает в это время и В. Томас. Д. Мид тесно связан с Чикагской школой в социологии. Он много времени уделяет муниципальной политике, с 1912 г. член Совета директоров, а в 1919 г. Президент «Чикагского городского клуба». В 1909—1919 гг. — вице-президент Лиги защиты иммигрантов. Лекционная деятельность оказалась главной сферой приложения сил человека, который, по словам одного из его биографов, «был самым оригинальным мыслителем в области философии Америки среди последних поколений». В своих лекциях Д.Г. Мид разрабатывал прежде всего вопросы социальной психологии, теории личности, межличностной коммуникации. Мид называл себя социальным бихевиористом, хотя в истории американской общественной мысли он занял место основоположника символического интеракционизма. Идеи Мида получили посмертное признание благодаря тому, что его бывшие ученики издали курс его лекций под общим названием " Mind, Self, and Society" («Разум, Самость и общество», 1934). Одна из главных идей Мида заключается в том, что самосознание личности как отдельного человека складывается в процессе ее взаимодействия с другими людьми. Причем каждый акт взаимодействия порождает в данной личности («Я») процесс внутреннего диалога с самим- собою («Me»). Так возникает то, что у Мида называется «самость» («Self»). При этом внутренний диалог, оказывающий определяющее воздействие на восприятие и оценку ситуации данной личностью, строится с учетом существования позиции «Генерализированного (обобщенного) Другого». Эти четыре категории — I, Me, Self, Generalized Other (Я, Внутреннее Я, Самость, Обобщенный Другой) — стали ключевыми понятиями социальной психологии Д. Мида, оказавшими огромное воздействие на формирование символического интеракционизма как одного из доминирующих направлений современной социологии. В Хрестоматию мы включили отрывок из четвертого раздела книги Дж. Мида, в котором рассматривается «Общество», — после того, как автором рассмотрены «Разум» и «Самость». Отрывок дает представление о том, какое место занимает образ Обобщенного Другого во всякой человеческой коммуникации, и прежде всего в формировании и действиях организации людей. Он служит одним из источников положений о соотношении личности и общества, которые излагаются в главе 4 базового пособия учебного комплекса. А.З. ВОСПРИЯТИЕ «ДРУГОГО»*
|