Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и основные направления ГМП (Королев С.В. ГМП)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Ильинский, В.А.Луков, Люкшин, Лисовский В.Т., Балакирева, Антонов М.Г., Чупров В.И., Зубок Ю.А. В РФ «МП» выделилась в самостоятельную сферу гос.деят-ти в процессе современных полит.преобразовний. Сам термин вошёл в отеч.юрид-ю систему в 1991 г. с принятием Закона «Об общих началах ГМП в СССР». МП - это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 30 лет. Ильинский “ МП ” рассматривал как часть внутренней политики страны, которая направлена на саморазвитие и самореализацию молодежью своего потенциала. Основные мероприятия ГМП осуществляются в соответствии со Стратегией ГМП в РФ, принятой на 2006-2016 гг., в которой представлены такие приоритетные Программы: Новый взгляд (инф.сеть, медиаресурс для молодежи); Доброволец России (орг-я добровол.деятельности); Карьера (професс. потенциал молодежи, труд-во); Шаг навстерчу (подд-ка м-жи в ТЖС); Успех в твоих руках (под-ка талантл.м-жи); Команда (самоуправление, подд-ка МДОО); Молодая семья (подд-ка мол.семей). Главным результатом реализации ГМП должно стать улучшение положения молодёжи в обществе. Главное в ГМП - повышение субъектности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов. ГМП (в Стратегии 2006-2016) – система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи для развития ее потенциала в интересах России. ГМП формируется и реализуется органами гос.власти и местного самоуправления при участии МДОО, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Целью ГМП является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Основные направления ГМП: 1. Гос. поддержка в сфере образования, воспитания и развития: · расширение доступности образования, повышение его качества и эффективности; · поддержка и поощрение талантливых молодых граждан в области образования, науки и техники и культуры; · формирование и реализация системы мер по повышению правовой культуры молодых граждан и т.д.; 2. Содействие и поддержка в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании ЗОЖ: · обеспечение ЗОЖ, обеспечение безопасного материнства, профилактика заболеваний; · активизация мер по профилактике зависимости от наркотических и психотропных веществ, по лечению и реабилитации молодых граждан, по сохранению психического здоровья молодежи; · пропаганда ЗОЖ, привлечение молодежи к активному занятию физической культурой и спортом; 3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности и реализации их трудовых прав и обязанностей: · содействие занятости молодежи, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда; · содействие молодёжному предпринимательству; · формирование и реализация программ содействия социальной адаптации молодежи; · проведение мероприятий по созданию рабочих мест для несовершеннолетних, в первую очередь для детей, попавших в ТЖС; 4. Государственная поддержка молодых семей: · разработка и принятие ФЦП, РЦП по гос.поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении их проблем; 5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в ТЖС: · разработка и реализация мер по соц-правовой, псих-педаг., инф-й и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в ТЖС; · обеспечение медицинской, соц-псих., соц.реабилитации и адаптации; 6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений: · активизация мер по поддержке общественных инициатив МДОО, общественно полезной деятельности молодых граждан, по созданию условий для реализации созидательной активности, потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни. В субъектах РФ приоритетные направления ГМП определяются на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий данных субъектов. МП реализуется на основании трех составляющих: 1. нормативная база: ФУ - Стратегия ГМП; Концепция ФЦП «Молодежь России»-закончилась, новая не утверждена еще; Проект Закона о ГМП на ФУ-не принят пока). РУ - Инициаторы МП – регионы (83 субъекта РФ), и в более чем в 70 – принят Закон о ГМП. В УР данный закон принят в 1997 г. (посл.поправки в 2005г.). Также в УР действует РЦП «Молодежь России» 2009-2013 гг., РЦП «Дети Удмуртии» 2009-2012 гг. МУ – тоже реализуются свои муниципальные целевые программы (МЦП " МОЛОДЕЖЬ Г.МОЖГИ") 2. организационно-структурный элемент: ФУ – 2 федеральных органа - Министерство спорта, туризма и МП (Мутко) и Федеральное агентство по ДМ – Россмолодежь (Якименко). РУ – в УР сначала Госкомитет по делам молодежи (с 1997 г.), затем в 2009г. переименовано в Министерство по делам молодежи УР (Только в 2 субъектах РФ органы по делам молодежи в виде Министерства – УР и Республике Дагемтан). Также в УР МП реализуют 9 учреждений – РЦСТМ, АБ, МДС-Тур, Центр патриотического воспитания «Патриот Отечества», Психолог Плюс, РЦ «Молодая семья», Центр экономического образования молодежи и предпринимательства, Респ. Центр развития МиД движения, Молодежный лагерь «Елочка». Также в УР действуют МДОО, в реестре 32 (посл. 2 зарег-ны в 2012 г. Удм.рег-я ОО воинов-пограничников запаса «Патриоты границы», ОО «Удмуртский центр творческих коммуникаций «Артефакт»). Отряд общественных объединений в УР очень мощный – органы студенческого самоуправления, студенческие трудовые отряды (УРО МООО «РСО»), правовые отряды, молодежные советы на предприятиях. МУ – ОДМ или секторы по ДМ (30 шт.), а также уполномоченные по ДМ (216 чел.) реализуют ГМП. 3. Компонент – ресурсы: финансовые, информационные, материально-технические и особенно хочется выделить кадровые, т.к. у нас в УдГУ осуществляется профессиональная подготовка работников в сфере ГМП (ОРМ), а также в УдГУ действует Межрегиональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров сферы ГМП. Т.об., на основании выше перечисленного, я считаю, ГМП в УР вполне может называться отраслью, т.к. МП в УР исполнилось уже 20 лет, Министерство по делам молодежи очень плодотворно работает в данной сфере. Мы этого заслужили!
2. Законодательная и нормативно-правовая база ГМП: федеральный и региональный уровни (Королев С.В. ГМП) Т.М. Королева, Криворученко Вл.К., В.А.Луков, Люкшин, Лисовский В.Т., Балакирева, Антонов М.Г. Нормативно-правовой основой ГМП является законодательство, законодательные акты различного уровня, нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления. 1991 г. – принят Закона СССР «Об общих началах ГМП в СССР», который определял общие начала ГМП в СССР и признавал их в качестве правовой основы для развития соответствующего законодательства республик. Законодательство о ГМП в СССР призвано было обеспечить реализацию ГМП, укрепить юридические гарантии осуществления прав и свобод молодых граждан, а также прав молодёжных организаций. 1992 г. - вышел Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области ГМП» в целях принятия мер по организационному и финансовому укреплению органов по делам молодёжи в структуре исполнительной власти. А также в целях поддержки социально-значимых инициатив молодёжи стимулировать её участие в разработке и реализации молодёжных и детских программ. Этот нормативный документ показал, что ГМП становилась государственной общественной политикой. 1993 г. - затем было принято Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях ГМП в РФ», кот. выделило след.осн.направления: обеспечение прав м-жи; гарантии в сф.труда и занятости; содействие мол.предприниматеьству; подд-ка мол.семей; подд-ка мол.людей в ТЖС; подд-ка талантл.м-жи; дух.и физ.здоровье; подд-ка МДОО; сод-е м/н мол.струдничеству. 1995 г. – Закон «О гос.подд-ке мол-х и дет-х общ-х объед-й» 1999 г. - ФЗ «Об основах ГМП в РФ» 2001 г. - Концепция ГМП в РФ, в основе которой идея, что молодежь - партнер гос-ва 2008г. - Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» Стратегия ГМП в РФ (2006-2016 г.) Также в число основополагающих документов, регулирующих ГМП в РФ, входят: 1. Конституция РФ (12 дек.1993 г.) 2. Семейный кодекс РФ (1995г.) 3. ст.16 ФКЗ «О Правительстве РФ», в соответствии с которой к полномочиям Правительства РФ относятся меры по реализации МП» (1997 г.) 4. ст. 17 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несов-х» (1999г.) 5. Постановление Правительства РФ «О Министерстве спорта, туризма и МП РФ» (2008 г.) 6. Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по делам молодёжи» (2008 г.) 7. «Концепция долгосрочного соц-экон. развития РФ на период до 2020 г.» (2008 г.) В реализации ГМП на всех уровнях широко используется программно-целевой подход: в 2000 г. Правительством РФ была утверждена ФЦП «Молодёжь России» до 2005 г. (2006-2010 гг.) Сейчас данная программа на стадии разработки. В наст. время действуют следующие программы: ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» (2002 г.) ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей») ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» РУ: В субъектах РФ свои приоритетные направления ГМ, которые определяются с учётом собственных социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий данных субъектов, но в соответствии с законодательством РФ. В большинстве субъектов приняты свои нормативно-правовые акты по ГМП: законы, указы, постановления, в которых прописаны экономические и организационные механизмы реализации МП в регионе. Они устанавливают: - Функции исполнительной власти в этой сфере и ответственность за их осуществление; - Программный подход к экономическому и организационному обеспечению ГМП; - Опора на негосударственные организации и структуры; - Применение кредитных отношений с молодежью. Например, в Удмуртии действуют такие региональные документы по ГМП: 1. Закон УР " О ГМП в УР" (1997 г., посл. поправки в 2005 г.) 2. РЦП «Молодежь Удмуртии на 2009 - 2013 годы» (2008 г.) Также хорошо развита норм-прав.база в Башкортостане, Татарстане, Ханты-Мансийском округе, Новосиб. И Волгоградской обл. Важный элемент МП – «Ежегодный доклад о положении молодежи», где приводятся выводы, заключения, рекомендации. ФУ: минус в том, что отсутствует норм-прав.акт по ГМП, что сдерживает проведение и реализацию МП. РУ: возможности регионов не одинаковы, поэтому и различается МП, ведь ресурсы регионов разобщены и тратятся не эффективно, присутствует субъективизм при принятии программ, которые зависят от должностного лица. Т.об., анализируя состояние норм-правовой базы ГМП необходимо отметить, что процесс её формирования находится в стадии становления.
|