![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оформление письменной отчетной работы.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Реферат, курсовая и дипломная работы: Методические рекомендации для студентов
Оформление письменной отчетной работы. Реферат, курсовая и дипломная работы: Методические рекомендации для студентов. - Красноярск: РИО КГПУ, 2010. - 36 с.
Составитель: Аликин И.А., канд. биолог, наук, доцент Рецензент: Лукьянченко Н.В., канд. психол. наук, доцент.
Правильное и грамотное оформление научного текста невозможно без знания определенных правил. Однако полных и достоверных методических рекомендаций, рассчитанных на студента, очень мало. Этот пробел и призвана восполнить данная работа. Требования, в ней изложенные, соответствуют государственным стандартам, и она снабжена большим числом примеров, их иллюстрирующих. Методические рекомендации могут быть полезны всем, сталкивающимся с необходимостью правильно оформить научную работу.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева СОДЕРЖАНИЕ 1.КАК РАБОТАТЬ С ДАННЫМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ 3
2.ОФОРМЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА 4 2.1.Титульный лист 4 2.2.Рубрикация работы 4 2.3.Абзацы, перечни 6 2.4.Сокращения 7 2.5. Числа и знаки 9 2.5.1.Числа 9 2.5.2. Части речи с числительным в составе 10 2.5.3.Даты 11 2.5.4.Знаки 11
3.1.Таблицы. 13 3.1.1.Заголовок 14 3.1.2.Головка 16 3.1.3.Боковик 16 3.1.4.Прографка 17 3.1.5.Примечания 18 3.1.6.Связь с текстом 19 3.2. Формулы 19 3.3.Иллюстрации 20 3.3.1.Обозначения и нумерация иллюстраций 20 3.3.2.Надписи и обозначения на иллюстрациях 21 3.3.2.1.Графики 21 3.3.2.2.Подпись 22 3.3.3.Связь с текстом 23 3.4.Латинский и иностранный текст 23
4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЕЧАТИ 24 4.1.Библиографическая ссылка 24 4.2.Библиографический список (указатель) 25 4.3.Библиографическая запись 25 4.3.1.Заголовок описания 26 4.3.2.Область заглавия и сведения об авторах 26 4.3.3.Область издания 27 4.3.4.Область выходных данных 27 4.3.5.Область количественных характеристик 28 4.4. Примеры библиографического описания 28 4.4.1.Книга 28 4.4.2.Многотомное издание или его том 28 4.4.3.Диссертация и автореферат диссертации 29 4.4.4.Депонированная статья 29 4.4.5.Статья 30 4.4.6.Тезисы 30 4.4.7. Электронное издание 31
5. СПЕЦИФИКА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА, КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТ 34 6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Научная статья – особый вид литературы. Своеобразный стиль изложения, характерная структура текста, специфические требования к оформлению его частей порой ставят в затруднительное положение даже научных работников. Как же быть студенту, впервые сталкивающемуся с оформлением текста реферата, курсовой или дипломной работы? Помочь в этом может методическое пособие, которое вы держите в руках, В нем собраны подробные объяснения и разнообразные примеры, призванные помочь вам правильно оформить выполненную работу. Следует первый раз полностью просмотреть весь этот текст, до написания чернового варианта текста, не останавливаясь на сложных и не вполне понятных местах. Необходимо выяснить для себя структуру текста и общие требования к оформлению письменной работы. При написании черновика следует поработать с теми главами методических рекомендаций, которые необходимы в данный момент. Перед написанием чистового варианта текста вашей работы следует еще раз проверить соответствие оформления различных элементов текста работы требованиям, изложенным в методических рекомендациях. Требования к оформлению иллюстрированы многочисленными примерами. Каждый пример отмечается особым графическим знаком (■) и арабской цифрой, являющейся номером данного примера. Большинство их расположены в тексте сразу после описания требования. Если они находятся на другой странице, то после требования к оформлению стоит ссылка, представляющая собой номер примера и страницу, на которой он расположен.
Любая научная работа состоит из следующих структурных частей: титульного листа, рубрик (тематические части текста), содержания или оглавления (если в работе есть главы), абзацев, перечней, сокращений, чисел и знаков.
2.1. Титульный лист Титульный лист - обязательный элемент оформления любой письменной отчетной работы. Он является ее первым листом, но номер на нем не ставится. На нем указывают: а) наименование министерства, высшего учебного заведения, факультета, кафедры, где выполнена данная работа: б) название работы, инициалы, фамилию и номер курса студента; в) инициалы, фамилию, ученую степень и ученое звание руководителя: г) город и год выполнения работы. Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен ниже (Прим. 4, С. 6). Отличие титульного листа дипломной работы только в том, что вместо слова " Курсовая" стоит слово " Дипломная", а номер курса отсутствует, Название " Реферат" располагается так же, как и название " Курсовая работа".
2.2. Рубрикация работы В объемных научных работах после титульного листа помещают содержание или оглавление, т.е. список составных тематических частей работы (рубрик) с указанием страниц, на которых они располагаются. Каждая рубрика отмечается номером (арабские или римские цифры) или литерой (прописные буквы русского алфавита или строчные с закрывающейся скобкой). ■ 1Раздел А < название раздела>; а) < название параграфа> Нумерация и литерация тематических частей текста позволяют понять его структуру, соподчиненность разделов и упростить ссылки в тексте на ту или иную рубрику (нужно только указать буквенно-цифровой код этой части текста). Выделяют несколько структурных элементов текста, иерархически подчиняющихся друг другу: часть, раздел, глава, параграф. Соподчиненность их происходит в том порядке, в котором они записаны. То есть " часть" включает в себя несколько " разделов", каждый из которых содержит несколько " глав", а те, в свою очередь, ряд " параграфов". Присваивание буквенно-цифрового кода различным частям, разделам, главам, параграфам подчиняется следующим правилам. Рубрики более высокого порядка отмечаются римскими цифрами, подчиненные им – прописными буквами, еще боле низкие арабскими цифрами, а самые низкие – строчными буквами (прим.3). ■ 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Кафедра педагогики и психологии начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Общая психология»
■ 3 Часть I Раздел А Глава 1 Параграф а) Рубрики более высоких номеров тоже нумеруются насквозь, а более низкие или насквозь или в пределах параграфа (пример 3). ■ 4 Глава 1 Глава 1 §1 §1 1) 1) 2) 2) 3) 3) §2 §2 4) 1) 5) 2) Глава 2 Глава 2 §3 §1 6) 1) 7) 2) Индексационная нумерация применяется при дробной рубрикации и удобна в ссылках. Форма индекса - арабские цифры, разделенные точкой (Прим. 5-7). Примером является также нумерация этой работы. Можно использовать сочетание арабских и римских цифр, а также строчных букв русского алфавита (высшие рубрики отмечаются римской цифрой. ■ 5 1. ■ 6 I. ■ 7 А. 1.1. I.1. А.1. 1.2. I.2. А.2. 1.3. I.3. А.3. 1.3.1. I.3.1. А.3.1. 1.3.2. I.3.2. А.3.2. 1.4. I.4. А.4. 2. II. Б. 2.1. II.1. Б.1.
В курсовых и дипломных работах наиболее крупные части работы (главы, разделы) начинают с новой страницы, а параграфы продолжают текст работы на той же странице, на которой окончился предыдущий параграф данной главы.
2.3. Абзацы, перечни Абзац - часть текста, объединенная одной мыслью. Он всегда начинается с абзацного отступа - красной строки (4х интервалов). Следующий абзац должен содержать другую мысль. Не рекомендуется делать абзацы слишком большими или слишком маленькими. Часто необходимо составлять различные перечни понятий, названий, положений и т.п. Как это делать? Для наглядности элементы перечня выделяют каким-либо образом (нумеруют, литеруют или отмечают графически, чаще всего знаком тире). По структуре перечни подразделяют на два вида: а) внутриабзацные, состоящие из одного или нескольких слов; б) с элементами — абзацами, представляющими развернутое многословное предложение или несколько предложений. Перед внутриабзаиным перечнем, после обобщающего слова или словосочетания ставят двоеточие. Элементы перечня пишут со строчной буквы и нумеруют (литеруют) арабскими цифрами (строчными буквами русского алфавита), отделяя круглой скобкой. Между элементами перечня ставят запятую, если элементы простые (Прим. 8), или точку с запятой, если они сложные (многословные, со знаками препинания внутри, Прим. 9). ■ 8 Н нн ннннн: а) ннн ннннн, б) нннннн, в) ннннинннн. ■ 9 Н нннннн нн: а) ннннннн, нннннн, нннннн; б) ннннн; в) ннннн, ннннн, ннннннн; г) ннннннннн. Эти правила распространяются и на перечни с элементами-абзацами (Прим. 10, 11). Дополнительно следует учесть, что если абзацы сложные, состоящие из нескольких предложений, то их начинают с прописной буквы, отделяют друг от друга точкой и нумеруют римскими цифрами с точкой или прописными русскими буквами с точкой (Прим. 12, 13). Элементы перечня - абзацы - можно выделить и графически. Для этого перед ними ставится тире. Если они начинаются со строчной буквы, то их разделяют запятой или точкой с запятой, а если с прописной, то точкой (Прим. 14, 15). ■ 10 Нннн нннн нннн: ■ 11 Ннннн инннн ннн: 1) ннн нннн нннн нннннннн, а) ннн нннн нннн нн нннннн, 2) ннн нннн нннн нннннннн, б) ннннннн ннннн ннн, 3) нн нннн ннннннн. в) нннн ннннннннннн. ■ 12 Нннн нннн нннн: ■ 13 Нннн ннннн нннннн: I. Ннн нннн нннн нннннннн. А. Нннн ннннн ннннннннннн. II. Ннн нннн нннн нннннннн, Б. Ннн нннн нннн ннннннннн, III.Ннн ннннн нннннннннннн. В. Нннн нннн нннннн нннн. ■ 14 Нннн ннннн нннн: ■ 15 Нннннн ннннн нннннн: - Ннн нннннннн нннн нннннннн, - нннн нннннн ннн нннннн, - Ннн нннннн нннн иннниини. - нннннн ннн нннннннн; - Ннн нннн нннн нннннннн. - н ннн нннннн ннн нннннн.
2.4. Сокращения В текстовой части работы разрешаются сокращения слов и словосочетаний при условии соблюдения некоторых правил. Необходимо выдержать во всей работе единообразие их использования. Сокращения при перечислении (и др., и пр., и т.д., и т.п.) применяются в конце предложения. Допустимо их использование и в середине предложения, если далее нет согласуемого с ним слова. ■ 16 " Рисунки, чертежи и т.п. оформляют...". Но: "... книги и тому подобные издания". Сокращения слова " имени" - им. - используется в названиях учреждений (например: МГУ им. М.В. Ломоносова). Сокращение слова город (г.) недопустимо использовать в начале предложения, а сокращенное слово область (обл.) ставится после названия области, при написании его в скобках (Рязанская обл.). Широко используемые сокращения гл., рис., табл., с, п., пп. применяются при ссылках и всегда только с цифрами (Прим. 17). ■ 17 " На рис. 9 показано... "; " как уже ранее упоминалось (С.34)...". Но " Как видно из приводимой таблицы...". Перед ссылками на главу, страницу и т.п. используется слово «смотри» (см.), а перед библиографической ссылкой дополнительно с двоеточием (см.:). ■ 18 см. гл. 6: см.: Иванов И.И., 1988. Сокращения слов год (г.), года (гг.), век (в.), века (вв.) указываются при датах (в 1993 г.; в течение 1986-1990 гг.). Сокращения млрд и млн пишутся вместо нулей в круглых цифрах без точки в именительном и винительном падежах (1 млрд жителей, 34 млн клеток) и с точкой после цифр в остальных падежах (2 млн., 16 млрд.). Сокращение слова тысяч (тыс.) пишется после цифр вместо нулей и всегда с точкой (12 тыс. проб, на 2 тыс. проведенных опытов). Нельзя сокращать эти слова при употреблении перед цифрами и при отдельном употреблении от цифр (Прим. 19). ■ 19 Верно: Примерно тысяч 40, около 40 тыс. Общепринятые аббревиатуры (МГУ, ЛГУ, ЭВМ и др.) и специальные, но широко распространенные в определенной области науки (ДНК, РНК, ВНД и др.), не требуют специальной расшифровки в тексте. Если применяемые аббревиатуры мало известны, то при первом упоминании в тексте приводят полное название, а рядом в скобках дают буквенную аббревиатуру и далее уже используют только ее. Если сокращенное слово относится к нескольким числам, названиям, наименованиям и т.п., то его указывают один раз - перед перечислением либо после него (в табл. 5, 6 и 9; в 1988, 1989 гг.).
2.5. Числа и знаки
2.5.1. Числа Числа в тексте могут быть написаны в виде цифр (13, XIII), слов (тринадцать, тридцать семь) или в буквенно-цифровой форме (13-й, 5%-ный). Чаще всего в тексте цифры используются как количественные и порядковые числительные, а также при задании пределов изменения величин. Количественные числительные. Их пишут в основном в цифровой или бук Числительные при наименовании единиц физических величин и денежных единиц рекомендуется писать в цифровой форме (длина образца-стимула достигает 50 мм). Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже (17, 5 метра, но не 17, 5 метров). Порядковые числительные. Пишут арабскими цифрами с падежным окончанием, которое должно быть: а) однобуквенным, если последней букве предшествует гласная, ■ 20 Правильно: Неправильно: 6-й (шестой), 6-я (шестая), 6-м (шестым) 6-ой, 6-ая, 6-ым 50-е годы (пятидесятые) 50-ые годы б) двухбуквенным, если последней букве предшествует согласная. ■ 21 Правильно: Неправильно: 6-го (шестого), 6-му (шестому) 6-ого, 6-ому 20-ми (двадцатыми) 20-ыми Если более двух порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, разделены запятой, то наращивание падежного окончания делают только для последнего. Но если два порядковых числительным разделены не запятой, а союзом, то падежные окончания наращивают у обоих. ■ 22 Ученики 6, 7, 8-ых классов. Ученики 6, 7-ых и 8-х классов. Если два порядковых числительных разделены знаком тире, и падежные окончания у них одинаковые, то окончание пишется только у второго, а если равные, то у обоих. ■ 23 60-70-е годы; но начало 70-х - 80-е годы. Не наращивают падежные окончания у числительных, обозначающих номера страниц, глав, томов, иллюстраций, рисунков, приложений и т.п., если родовое название предшествует им, и наращивают, если они предшествуют родовому названию. ■ 24 в т.5, на с.24, см. рис< 8, но 6-м томе, на 24-й странице. Порядковые числительные пишут римскими цифрами при номере съезда, конференции, конгресса, века, квартала, месяца. С римскими цифрами никогда не употребляется наращивание падежных окончаний. ■ 25 XII Международный зоологический конгресс, I Всероссийская конференция, XX век, П квартал, 6/ТУ. Пределы величин в тексте обозначают предельными числами, между которыми ставят тире, многоточие или предлоги " от" и " до". Первым обычно ставится меньшее число. Знак тире не применяется, если одна или обе величины числа отрицательные. В таких случаях рекомендуется употреблять предлоги. ■ 26 Правильно: Неправильно: При температуре от-5 до+10 С° При температуре -5 - +10 С° При температуре от -5 до -10 С При температуре -5 - -10 С° Не рекомендуется опускать нули при обозначении нижнего предела. Но возможно не ставить у этого числа обозначения тыс., млн. и т.п., которые пишутся только один раз. ■ 27 Правильно: Неправильно: Частота вращения центрифуги Частота вращения центрифуги 15 000-20 000 об/мин 15 - 20 000 об/мин Частота вращения центрифуги Частота вращения центрифуги 15 - 20 тыс. об/мин 15 тыс. - 20 тыс. об/мин Частота вращения центрифуги Частота вращения центрифуги от 15 до 20 тыс. об/мин 15 тыс. до 20 тыс. об/мин Предельные отклонения и средний размер величины должны быть приведены в одинаковых величинах (20±2 мм).
2.5.2. Части речи с числительным в составе Сложные существительные и прилагательные с числительным в составе следует писать в буквенно-цифровой форме (через дефис). ■ 28 150-летие, 90-летний, 45-процентный. Не разрешается к написанной буквами части сложного существительного
■ 29 Правильно: Неправильно: 25-километровый 25-тикилометровый 17-процентный 17-типроцентный Допускается замена прилагательного, образованного от единиц физических величин, сокращенным обозначением этих величин. ■ 30 15-км расстояние, 12-мм рассеивание. Рекомендуется в сложных прилагательных, в состав которых входит слово " процентный", заменять его знаком (%), либо с окончанием " -ный", л-ного", " -ному", либо даже без этого окончания. ■ 31 15%-ный раствор, 15% раствор, к 15%-му раствору, к 15% раствору. Важно соблюдение единого написания сокращений во всей работе.
2.5.3. Даты Учебный, хозяйственный и финансовый годы пишут через косую линию. В остальных случаях между годами ставят тире, причем второй год тоже пишут полностью. Слова " год", " годы", " век" и " века" при числах сокращаются (г., гг., в., вв.). ■ 32 Правильно: в 1988/89 учебном году, в 1925-1927 гг.; Неправильно: 1980-81 гг. Слово " год" не ставится при датах, взятых в круглые скобки. Обычно эти даты означают: годы жизни (стоят рядом с фамилией какого-либо лица); год издания произведения (после названия книги), элемент библиографической ссылки (на произведение печати, приведенное в списке литературы), дату исторического события. ■ 33 Ч. Дарвин (1809-1882), наблюдая... В работе И.П. Мой " Волевые процессы" (1984) показано... Исследованиями Власик установлено... (Власик, 1978)
2.5.4. Знаки Знаки № (номер), § (параграф), % (процент), %о (промилле), ° (градус), ' ■ 34 Правильно: Неправильно: № 5, в § 12, № пять, в § двенадцать, угол 10°15'23\. угол десять °... при температуре 20 С°, при температуре двадцать С0 Знак № не ставится перед порядковыми номерами таблиц, рисунков, глав, страниц и т.п. ■ 35 табл. 3, рис. 24, на с. 17 Знаки №, %, § и т.п. при нескольких числах не удваивают и ставят только один раз до или после ряда чисел. ■ 36Правильно: Неправильно: № 1, 2, 3, 4; § 8, 13, 14; № 1, № 2, № 3, № 4; § 8, § 13, § 14; 50, 60 и 74%; от 40 до 65 %; 50%, 60%, и 74%; от 40% до 65%; между № 10 и 14. между № 10 и № 14. Математические обозначения =, //, <, > и др. применяют только в формулах и при цифрах в таблицах. В тексте их передают словами " равно", " параллельно", " меньше", " больше".
|