Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Введение в германскую филологию» направлен на формирование следующих компетенций:






Процесс изучения дисциплины «Введение в германскую филологию» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации; постановке цели и выбора путей ее достижения (ОК-1);

б) профессиональные компетенции:

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах изучаемого (английского) языка (ПК-17);

- знание родственных связей изучаемого (английского) языка и его типологических соотношений с другими языками, его истории, современного состояния и тенденций развития ( ПК-18);

- умение анализировать изучаемый иностранный (английский) язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания и когнитивной лингвистики (ПК-19).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- сущность и особенности сравнительно-исторического метода, иметь представление о методике реконструкции, о понятиях синхронии и диахронии;

- основные этапы истории германских народов;

- специфику древнегерманской картины мира и мифологии;

- основные особенности фонетической системы германских языков, иметь представление о знаковых исследованиях в области германских языков;

- особенности структуры слова в германских языках, специфику и особенности германского глагола и имени, соотношения основных грамматических категорий языков германской группы;

- особенности синтаксиса древнегерманских языков.

Уметь:

- проводить языковой и сравнительно-языковой анализ текстов германских языков из различных периодов становления.

Владеть:

- рядом терминов общего языкознания и когнитивной лингвистики.

 

Решение поставленных задач достигается при чтении лекционного курса, параллельном анализе совместно со студентами текстов на языках германской группы в отдельные периоды их становления, а также в процессе самостоятельной работы студентов по изучению рекомендованной литературы и анализу предложенных текстов.

 

 

Тематический план

Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)

Темы Количество часов
Всего в том числе
Лекции   Самостоят. работа
Тема 1. Вводная лекция.      
Тема 2. Классификация языков мира. Индоевропейская языковая семья. Проблема пра-языка.      
Тема 3. История германских народов.      
Тема 4. История германской филологии.      
Тема 5. Общеиндоевропейские черты германских языков.      
Тема 6.Основные этапы развития германских языков.      
Тема 7. Основные особенности германских языков в области фонетики.      
Тема 8. Основные черты морфологического строя. Особенности древнегерманского имени.      
Тема 9. Основные грамматические категории германского глагола.      
Тема 10. Восточногерманская группа языков. Готский язык.      
Тема 11. Северогерманская группа языков.      
Тема 12. Западногерманские языки. Классификация.      
Тема 13. Древнейшие письменные памятники.      
Тема 14. История английского языка.      
Тема 15. Общие особенности западногерманских языков.      
Итого часов      
КСР      
Итого по дисциплине    

Содержание дисциплины

Содержание тематических разделов дисциплины

Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция; проблемная лекция и лекция-диалог.

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Вводная лекция. Предмет, цели, задачи курса. Современные германские языки и их распространение на земном шаре: 1. западногерманские языки и страны их распространения; 2. северогерманские языки и страны их применения.
2. Классификация языков мира. Индоевропейская языковая семья. Классификация языков мира. Индоевропейская языковая семья. Возникновение сравнительно-исторического метода, его особенности. Понятия родства языков и языка-основы. Методика реконструкции. Соотношение синхронии и диахронии.
3. История германских народов. Первые сведения о германцах. Германцы эпохи Цезаря и Тацита. Великое переселение народов. Формирование варварских королевств. Древнегерманская картина мира и мифология. Классификация древнегерманских племен и племенных языков. Свидетельства о германских языках в дописьменный период. Руническое письмо. Латинское письмо. Готическое письмо.
4. История германской филологии. Первые словари и сопоставительные грамматики. Формирование и развитие сравнительно-исторического метода. Методика сравнительно-исторического анализа.
5. Общеиндоевропейские черты германских языков. Ударение и система фонем. Морфологическая система: структура слова; имя; глагол. Лексика.
6. Основные этапы развития германских языков. Общие закономерности в развитии племенных языков. Формирование языков народностей. Образование наций и развитие национальных языков.
7. Основные особенности германских языков в области фонетики. Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, К. Вернер. Особенности германского вокализма. Особенности германского консонантизма. Германское передвижение согласных. Закон Вернера.
8. Основные черты морфологического строя. Особенности древнегерманского имени. Основные черты морфологического строя. Структура слова. Особенности древнегерманского имени. Система склонения имен. Основы на гласные и согласные.
9. Основные грамматические категории германского глагола. Сильные глаголы. Слабые, претерито-презентные глаголы в германских языках.
10. Восточногерманская группа языков. Готский язык. Восточногерманская группа языков. Классификация: готский, бургундский, вандальский. Готский язык. Первые сведения о восточногерманских племенах. Готы. Значение готского языка для германистики. Готская письменность и готские письменные памятники. Гласные и согласные готского языка.
11. Северогерманская группа языков. Северогерманская группа - скандинавские языки. Древнескандинавские племена. Эпоха викингов. Причины и последствия походов викингов. Язык надписей старшими рунами. Язык надписей младшими рунами. Классификация скандинавских языков.
12. Западногерманские языки. Классификация: английский, немецкий, нидерландский, фризский, идиш, африкаанс. Эпоха Великого переселения и ее последствия для формирования западногерманской группы языков. Завоевание Британии англами, саксами и ютами. Древнейшие королевства в Британии. Франки и их роль в формировании нового европейского сообщества наций. Эпоха Меровингов. Каролинги. Карл Великий и создание Германской Римской империи. Распад империи Карла. Формирование европейской континентальной государственности. Начала наций и национальных языков.
13. Древнейшие письменные памятники. Руны; «Codex Agenteus» - перевод Библии Вульфилы; древнеисландская «Эдда»; древненемецкие «Abrogans», Мерзебургские заклинания, Песнь о Гильдебранде. «Беовульф».
14. История английского языка. Древнеанглийский период: диалекты; фонетические и морфологические особенности; лексика. Среднеанглийский период: формы существования; основные изменения в фонетике и морфологии. Ранненовоанглийский период: «великий сдвиг гласных», упрощение морфологического строя. Становление нормы литературного языка.
15. Общие особенности современных западногерманских языков. Англо-фризская подгруппа и ее особенности. Основные особенности немецкого языка и развившегося из его диалектов идиша. Особенности нидерландского языка и развившегося из него африкаанс.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал