Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод структурной аналогии
Научные основы методологии прогнозирования и планирования
В мировой практике сформировались две методологии прогнозирования и планирования экономического и социального развития. Первая из них основана на марксистской теории расширенного воспроизводства, вторая — на кейнсианской, монетарной и других теориях. На первой методологии базировалось планирование в условиях командно-административной системы (директивное планирование). Вторая методология является основой прогнозирования и планирования в странах с рыночной экономикой. В связи с переходом бывших социалистических стран к рыночным отношениям формируется единая методология. Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. Принципы — это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов. Методы — это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования. Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений. Составной частью методологии является методика. Она носит частный характер и находится в соподчинении с методологией. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчетов. Примером могут служить методики Международного валютного фонда по прогнозированию макроэкономических показателей или методики определения эффективности внедрения научно-технических мероприятий, расчета показателей на микроуровне. Общеметодологический подход к исследованию социально-экономических процессов определяет диалектический метод, который позволяет проникать в суть изучаемых явлений и фактов, относящихся к исследуемым объектам, устанавливать связи между явлениями. Он реализуется на основе использования как общих научных подходов и методов исследования, так и специфических. Среди общих подходов можно выделить следующие: исторический, суть которого заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; комплексный — включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости с другими процессами и явлениями; системно-структурный — предполагает, с одной стороны, рассмотрение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого, с другой — расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии. В рамках комплексного подхода выделяются генетический и целевой подходы. Сущность генетического подхода состоит в том, чтобы проследить возможные направления и этапы будущего развития, опираясь на оценку исходного уровня настоящего и выявленные исследованием закономерности развития. Этот подход в полной мере учитывает инерционные моменты, возникшие в прошлом, настоящем и оказывающие влияние на будущее. При данном подходе связь и последовательность явлений рассматриваются от прошлого и настоящего к будущему. Генетический подход позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без влияния на этот объект. При целевом подходе определяется цель и возможные пути ее достижения, т.е. исходят из определенного результата, который должен быть достигнут в будущем. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему. Эти два подхода используются во взаимосвязи, потому что важно получить сведения о развитии объекта, не влияя на него и, задав цель, определить пути ее достижения. Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория. Прогностические функции выполняют законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии экономики является экономическая теория. Рассмотрим важнейшие положения кейнсианской, монетарной и марксистской теорий, на которых базируется методология прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов. Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение С +G+I+ (Е - М) = У, где С -- внутреннее потребление в частном секторе; G — государственные расходы; I — инвестиции; Е — экспорт товаров и услуг; М — импорт товаров и услуг; Y — объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления. В состоянии равновесия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране). Кейнсианская модель экономического роста основана на роли спроса, который обеспечивает сбалансированный рост. На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг. Представителем монетарной теории является М. Фридмен. Главный параметр стабилизационной политики, согласно данной теории, — объем денежного предложения, т.е. монетаризм делает упор на деньги. Основополагающим является уравнение обмена MV=PQ, где М - предложение денег; V — скорость обращения денег; Р — уровень цен; Q — физический объем произведенных товаров и услуг. Монетарная политика — один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента. Среди важнейших положений марксистской теории необходимо выделить следующие: деление общественного производства на две сферы — сферу материального производства, где производятся материальные блага и услуги, и непроизводственную сферу, оказывающую различные нематериальные услуги; деление производственной сферы на два подразделения: I подразделение — производство средств производства,, II подразделение — производство предметов потребления; деление совокупного общественного продукта и любого вида продукции (товара) по стоимости на две части: стоимость израсходованных средств производства (с) и вновь созданную стоимость (v+ т), где v — стоимость необходимого продукта и т — стоимость прибавочного продукта; положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоплении как источнике расширенного воспроизводства. Эти положения имеют важное значение при формировании (установлении) общеэкономических пропорций на прогнозный (плановый) период. На их основе выделяются приоритеты, обосновываются соотношения между фондами потребления и накопления, производством и потреблением и другие пропорции.
Критерии и показатели оценки эффективности производства. Методы их прогнозирования и планирования
Эффективность определяется соотношением результата производства (эффекта) и затрат, обусловливающих этот результат. Экономическая эффективность показывает конечный полный эффект от применения средств производства и живого труда, другими словами, отдачу совокупных вложений. Эффективность является сравнительной оценкой результата деятельности, отражающей не только ее способность к обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать прогрессивные структурно-качественные изменения. Под критерием обычно понимают «существенную характеристику явления», «особый признак», «свойство» или «характерную черту». Критериями эффективности производства являются максимум результатов и минимум затрат. Критерии и показатели эффективности производства взаимосвязаны. Показатели конкретизируют критерий, дают им количественное выражение. Экономический показатель выражает явление количественно в единстве с его качественной определенностью. Любой показатель состоит из взаимосвязанной качественно-количественной стороны явления и числового выражения. Однако проблему оценки эффективности производства нельзя сводить только к выбору одного или двух обобщающих показателей, поскольку результативность хозяйства проявляется через множество факторов. Формой проявления общего критерия эффективности является совокупность изменений частных показателей. Кроме того, показатель эффективности общественного производства не может быть непосредственным показателем эффективности хозрасчетного предприятия. Сложный и разносторонний процесс количественных и качественных изменений в общественном производстве невозможно измерить одним показателем, так как даже самый комплексный и «всеохватывающий» показатель не может отразить все стороны такой экономической категории, как эффективность общественного производства, а также не может раскрыть влияние не только группы факторов, но даже одного фактора на все стороны воспроизводства. Необходимость системы показателей вызвана также и тем, что они призваны давать численную характеристику как изучаемого явления в целом (экономическую эффективность общественного производства, т.е. глобальную характеристику), так и отдельных его составных частей – отраслей национальной экономики, предприятий, различных сторон расширенного воспроизводства, различных экономических процессов и явлений (экономическая эффективность НТП, капитального строительства, размещения производительных сил и др.). Эффективность находит свое выражение в конечном результате процесса производства. В знаменателе показателя эффективности должны учитываться комплексные затраты, в состав которых включаются не только затраты совокупного труда, непосредственно расходуемые на производство данного продукта, но и те приращения затрат на производство других продуктов, которые связаны с производством данного продукта, т.е. так называемые затраты обратной связи, поскольку народнохозяйственный подход к эффективности требует минимизации не индивидуальных, а народнохозяйственных затрат. Для измерения экономической эффективности производства используются три группы показателей: затратные, ресурсные и затратно-ресурсные (смешанные). Числителем во всех этих показателях служит результат производства (продукция), а знаменателем в затратных показателях – текущие затраты живого и овеществленного труда, в ресурсных – сумма производственных ресурсов (труд и средства труда), измеряемых единовременными затратами, в затратно-ресурсных показателях – те или иные комбинации отдельных элементов единовременных и текущих затрат. Задаче измерения эффективности производства в наибольшей мере соответствуют ресурсные показатели, так как они, учитывая изменения не только трудоемкости и материалоемкости продукции, но и ее фондоемкости, дают исчерпывающую оценку экономической эффективности. Затратные и ресурсно-затратные показатели учитывают лишь ту или иную часть связанных с процессом производства единовременных и текущих затрат общественного труда и, следовательно, не дают полной характеристики эффективности производства. Поэтому их целесообразно использовать в качестве частных показателей по отношению к ресурсам. Поскольку эффективность является следствием использования всех ресурсов, применяемых в производственном процессе, постольку результат (эффект) следует соотносить с используемыми ресурсами. Отношение результата к ресурсам характеризует эффективность использования ресурсов, а отношение результата к текущим затратам – эффективность текущих затрат. Отношение результата к текущим затратам тоже является показателем эффективности, однако оно еще не дает представления об использовании ресурсов, так как не все применяемые ресурсы входят в состав текущих затрат, в то время как степень их использования отражается на величине текущих затрат. Прогнозирование – это метод предвидения возможных направлений развития. Бывает: долгосрочным(свыше 5 лет; иногда до 15-20 лет), среднесрочным (от года до 5 лет); краткосрочным (обычно на год). Его точность только вероятностна. Методы прогнозировнаия: -Неформальные (наглядная информация, письменная информация, промышленный шпионаж) -Количественные (экстрапаляция- повторение прошлого, временные ряды, причинно-следственное моделирование) -Качественные методы (мнение, ожидание потребителя, экспертной оценки).
Планирование- это процесс разработки плана, определяющего: кто, что, с использованием каких ресурсов и когда должен выполнить. Методы планирования -матричное (на основе нормируемых единиц) -оптимальное (на основе определённого критерия) -адаптивное (учитывающее изменение) -балансовый (достижение баланса доходов и расходов) -планирование от достигнутого уровня (на основе данных за отчётный период) -планирование с ориентацией на конкурентов
Метод структурной аналогии Суть данного метода заключается в том, что при установлении цены нового товара определяют структурную формулу цены по его аналогу. Для этого используют фактические или статистические данные о доле основных элементов в цене или себестоимости аналогичного товара. Если возможно точно определить для нового товара один из элементов цены, например материальные затраты по рабочим чертежам, нормы расхода и т.п., то, перенося структуру аналога на новый товар, можно рассчитать ориентировочную цену. Например, производство нового подшипника для трактора потребует затрат на материалы в размере 600 руб. Поскольку на предприятии выпускается однотипная продукция, структура цен которой практически одинакова (60% - материальные затраты, 30% - заработная плата, 10% - остальные расходы), то возможная цена подшипника составит 1000 руб. (600 руб.: 60% х 100). В тех случаях, когда в цене важно учесть качественные параметры продукции, используют параметрические методы расчета цен. Частное от деления цены на значение главного показателя качества изделия характеризует удельную цену. В отечественной практике затратные методы применяются при установлении цен: -на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с выпускаемой продукцией и недостаточно известна величина спроса; -продукцию, производимую по разовым заказам с индивидуальными особенностями производства (строительные, проектные работы, опытные образцы); -товары и услуги, спрос на которые ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости). Затратные методы достаточно популярны не только в отечественной практике ценообразования, но и в зарубежной. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе. Поэтому затратные методы считаются достаточно простыми. Во-вторых, они являются наиболее справедливыми по отношению и к продавцам, и к покупателям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем получают необходимую прибыль для нормальной деятельности. Наряду с достоинствами затратные методы имеют и недостатки, связанные с невозможностью учета при установлении цены спроса, потребительских свойств товаров.
|