![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы выполнения диссертационного исследования
Схема выполнения диссертационного исследования Процесс диссертационного исследования включает несколько этапов. I. Подготовительный этап: – постановка проблемы; – выбор темы и обоснование ее актуальности; – определение объекта и предмета исследования; - постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования; - выбор методов и методик проведения исследования; - разработка плана работы. II. Основной этап: - сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов; - апробация и изложение результатов исследования. III. Заключительный этап: - формулирование выводов; - оценка полученных результатов. Постановка проблемы. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате появления новых знаний или возникновения противоречий между теорией и практикой, которые не может объяснить ни одна из существующих теорий. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Диссертация, как уже отмечалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько он верно ее понимает, оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную компетентность студента-магистранта. Темы работы должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной педагогической науки, а также социальному заказу региональной системы образования. Аргументация актуальности не должна быть многословной. Достаточно в пределах 0, 5-1, 0 страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Конкретная тематика магистерской диссертации отвечает следующим требованиям: - соответствие задачам подготовки специалистов; - учет направления и проблематики современных научно-педагогических исследований; - приобщение студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом; - учет интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты их работы в научном студенческом обществе; - разработка актуальных проблем воспитания и обучения детей. Самостоятельный выбор темы студентом является результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личного опыта, изучения теории и анализа содержания периодических изданий. Вместе с тем, выбор темы магистерской диссертации опирается на научные интересы преподавателей, основные направления научной работы кафедры. Исследования преподавателей кафедры педагогики и методик преподавания ведутся по пяти основным научным направлениям: - непрерывная подготовка учителя-профессионала; - проблемы формирования музыкально-эстетической культуры школьников; - разработка теоретических и практических основ художественно-эстетического образования; - исследование духовных основ педагогической традиции отечественного образования; - воспитательная деятельность педагога в сфере общего, дополнительного и профессионального образования. При обосновании актуальности темы магистерской работы можно следовать схеме, предложенной В.В. Краевским: 1. Обоснование актуальности направления: показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения. 2. Обоснование практической актуальности темы: показать недостатки обученности и воспитанности школьников, которые следует устранить. 3. Обоснование научной актуальности темы: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты. Усилить обоснование актуальности исследования помогает выделение противоречий, встречающихся в изучаемой области. После того, как обоснован выбор темы, формулируются проблема исследования и его основная идея. Далее определяется объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта. Объект исследования определяет область, направление, в котором проводится изыскание. Предмет исследования конкретизирует то место в обозначенной области, которое занимает исследователь. От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке его цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Задачи конкретизируют цель и фактически являются планом работы. Чем неформальнее, детальнее и четче они будут определены, и чем строже станут выполняться, тем быстрее и надежнее будет достигнута цель, тем логичнее будет исследование. Цель исследования формулируется в соответствии с темой диссертационной работы. Задачи исследования устанавливаются в форме перечисления (изучить…, исследовать…, установить…, выяснить…, определить…, разработать..и т.п.). Формулировка этих задач отличается четкостью и точностью, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи магистерской диссертации. Во введении формулируется и гипотеза исследования, представляющая видение исследователем конечного продукта изучаемого педагогического процесса. При формулировке гипотезы (научного предложения) возможно использование оборота: «Если…, то следует ожидать, что…». Гипотеза в своей содержательной характеристике напоминает формулу изобретения. Формулировать гипотезу исследования следует кратко и лаконично одним предложением. Примеры фраз, используемых при формулировке гипотез: Изложенная выше идея конкретизировалась нами с помощью положений, сформулированных как гипотеза исследования. Эффективность изучения … в старшей школе, их роль в усилении …, в развитии … и … может быть повышена, если: - в содержании и структуре программы для …; - … рассматривать как; - четко выделять …; - использовать …. Обозначенное объективное противоречие, заявленная проблема, цель и задачи исследования определяют формулировку гипотезы: эффективная подготовка старшеклассников к реализации …. Возможна если: - разработана программа такой подготовки с …; - сформирована ….; - обеспечено …; - организована взаимосвязь и скоординированы; - используется …. В основу исследования положена следующая гипотеза: возможно повысить качество … за счет использования в курсе …. Подобная организация учебного процесса позволит активизировать …, более эффективно, чем при традиционном обучении формировать …, развивать …, в области ….
Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, которые используются для обработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в магистерской диссертации цели. Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов – один из основных этапов процесса исследования. Его значимость заключается в том, что собственные мысли автора, возникшие в ходе знакомства с научными работами, фактическими и статистическими данными, послужат основой для получения нового знания. Апробация результатов исследования может осуществляться в процессе их использования в практической деятельности субъектов педагогического процесса, в преподавании учебных дисциплин, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания. Изложение результатов исследования – важная часть диссертационной работы, в которой обосновываются положения работы с использованием логических законов и правил. Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях выпускающих кафедр, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации. Заключительным этапом научного исследования являются выводы и рекомендации, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы. Теоретические основания, служащие базой для объяснения научно-педагогических фактов, используемые методы объяснения составляют теоретическую основу исследования, которую в работе надо заявлять. При этом, конечно же, надо понимать суть заявленных позиций, неукоснительно придерживаться этих позиций, уметь объяснять и проиллюстрировать, как и где конкретно заявленная теоретическая основа в исследовании использована. Важно при определении теоретической базы исследования избегать штампов. Обычно в работе указываются методы исследования, их надо не просто перечислять, многие из них используют практически все исследователи, а объяснять, зачем в данной работе использовался тот или иной метод.
Ниже приводятся примеры формулировок методов исследования. Вариант 1. Методы исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам содержания и технологий начального образования, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседы, моделирование, тестирование, статистическая обработка полученных данных. Вариант 2. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: - на этапе изучения проблемы исследования – теоретический анализ философской и педагогический литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта; опросные методы: анкетирование, беседа; наблюдение; педагогический эксперимент; методы самооценки и экспертной оценки; метод изучения продуктов деятельности учащихся; - при обобщении данных исследования – анализ и систематизация данных; статистические методы обработки результатов эксперимента. Вариант 3. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач и построения их системы; - наблюдение и изучение практической деятельности учителей начальной школы, анализ собственного опыта работы в школе, институте усовершенствования учителей, университете в аспекте исследуемого процесса; - моделирование системы методических задач и методики их использования в учебном процессе с целью выявления функций разработанных задач и установления связей между элементами системы; - анкетирование школьников, учителей, преподавателей пединститутов с целью выяснения степени интереса, значимости, трудности методических задач, используемых на занятиях в начальной школе; - педагогический эксперимент в различных его разновидностях (констатирующий, формирующий, контрольный), с целью проверки эффективности использования разработанной системы методической работы.
Исследовательская работа любого уровня не может носить чисто реферативный характер, она должна содержать элемент научной и практической новизны и быть полезной педагогическому сообществу. Поэтому в ней необходимо в явном виде сформулировать практическую значимость выполненного исследования. Во введении исследователь раскрывает также содержание пункта: достоверность и обоснованность результатов исследования. Прежде чем представить выполненную работу к защите, студент должен провести ее апробацию и указать, где и как она проходила. (Термин «апробация» часто трактуется неверно. Согласно толковому словарю – апробация – одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании). Введение можно считать завершенным, если в нем отражены следующие позиции: - Актуальность исследования. - Противоречия. - Проблема. - Объект. - Предмет. - Цель. - Гипотеза. - Задачи. - Теоретическая основа. - Методы исследования. - Практическая значимость. - Обоснованность и достоверность. - Апробация. По-возможности, в работе надо представить все названные позиции, однако, иногда в студенческой работе возможно определить и отметить теоретическую значимость результатов исследования. Следует добавить, что во введении надо не отвечать на поставленные вопросы в виде рубленых фраз, а строить связный в логическом и языковом плане текст, раскрывающий содержание названных пунктов.
|