![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема-модель учебного реферата по статье
I. Вступление 1) Название статьи, где и когда напечатана. 2) Сведения об авторе. 3) Чему посвящена статья, в связи с чем написана. 4) Метод исследования, используемый автором, и способ аргументации (Цифровые данные, ссылки на источники, схемы, экспериментальные данные и т.п.) II. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье. III Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из перечисленных выше Задачи типового анализа: 1) почему эти вопросы представляются наиболее интересными; 2) что говорит по этим вопросам автор (не приводя иллюстраций, примеров, цифр, сказать об их наличии); 3) что вы думаете по поводу суждений автора? IV. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи. Важным этапом работы над научным текстом является написание обзорного реферата. Он строится по следующему плану. I. Работа с текстовым материалом. 1) Чтение статей. 2) Анализ содержательной стороны статей с одновременным составлением сравнительно-сопоставительной таблицы, выявляющей общее и различное в исходной позиции авторов, в понимании ими трактовки проблемы, в используемых методах и способах аргументации, в полученных результатах и выводах. II. Написание обзорного реферата. 1) Составление библиографического описания каждой статьи. 2) Написание вступления с указанием общей темы, затронутых проблем, сходства и различия исходных позиций и видения темы разными авторами. 3) Изложение основных положений темы в соответствии с отражением ее в каждой статье (или выделение одной, ведущей или интересной для нас проблемы с различными ее трактовками). 4) Формулирование вывода и собственной оценки. 5) Оформление окончательного варианта текста реферата. При написании обзорного реферата вы можете использовать следующие речевые стандарты для сравнения точек зрения исследователей.
Авторы по-разному (одинаково) определяют (что)…подходят (к чему)… Эти вопросы (проблемы) рассматриваются (где?) одинаково (по-разному). Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос (о чем)… Оба автора обращают внимание на то, что (на что?)… В работе N этой проблеме уделяется большое внимание. Эти мысли N явно перекликаются с идеей (кого?)… По мнению всех (обоих) исследователей.. Эта проблема затрагивается также (где?)… N, так же как и М, обращает внимание на то, что… Подобно N, М анализирует (что?)… В отличие от N, М указывает, что… Если N считает, что …, М придерживается другой точки зрения. Что касается М, то он считается, что… М анализирует современный материал, а N основывается на исторических фактах. М опирается на богатый фактический материал, N же часто оперирует гипотезами. N утверждает, что…, тогда как М опровергает это. N убежден, что …, между тем как М сомневается в этом. В то время как N – сторонник (чего?)…, М придерживается… Работу по сопоставлению двух текстов можно также привести с помощью опорных схем. При написании реферата на основе двух текстов целесообразно составить логическую опорную схему и схему последовательности изложения для каждого из них. При этом один текст следует выделить как основной, базовый, другой – как дополнительный. Особое внимание при этом следует уделять композиционной структуре текст, адекватному использованию разнообразных стилистических средств, а также употреблению речевых стандартов. Упомянем и о резюме-выводах. Резюме-вывод не идентичен реферату. Во-первых, он короче; во-вторых. благодаря его минимальному размеру он значительно дольше остается в памяти. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации. Это обычно одно – три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.
|