Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология управления социальным государственным интересом.






Государственный интерес — интересы общества, отдельных его институтов или социальных групп, наиболее значимые для обеспечения его устойчивого функционирования и развития, делегированные государству для обеспечения, а также интерес самого государства как социального института.

Основой государственного интереса являются интересы общества. Эти интересы включают в себя как общие интересы, касающиеся всех граждан, так и частные интересы отдельных социальных групп и социальных институтов.

Общие государственные интересы определяются во многом базовыми функциями государства, в числе которых следующие: обеспечение целостности и стабильности общества, его территории; создание и обеспечение правовой системы; создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности; охрана правозаконности, гарантирование прав и свобод человека и гражданина; координация потребностей и интересов социальных слоев общества, определение приоритетов в его развитии; обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.

Основные составляющие государственного интереса.

*обеспечение безопасности граждан.

*обеспечение геоэкономических и геополитических интересов общества.

*способствование развитию институтов гражданского общества.

*обеспечение социальной справедливости.

*обеспечение высокого интеллектуального и инновационного потенциала общества.

Определение общенационального государственного интереса и основных его составляющих помогает определить наиболее значимые групповые интересы. Этими интересами будут интересы отдельных социальных групп и институтов, реализация которых приводит к реализации общенационального государственного интереса. Наиболее значимыми социальными институтами, имеющими свои интересы, являются государственная власть, армия и органы образования. Отсюда вытекает задача обеспечения интересов людей, включенных в деятельность органов государственной власти, повышение их статуса, престижа их деятельности. В такой же мере необходимо обеспечить интересы армии. Без повышения социального и имущественного статуса военнослужащего, престижа воинской службы невозможно повысить обороноспособность страны. Невозможно переоценить социальную значимость института образования. Именно этот институт обеспечивает высокий интеллектуальный потенциал и инновационную способность общества.

Для исполнения своих функций государство привлекает силы и средства своих граждан. Исполнение этих и других функций есть естественный государственный интерес.

44. Закономерности системы социального управления. В практике социального управления должны реализовываться следующие закономерности управления:

*система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Целостность проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, сочетании основных функций и методов управления;

*между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;

 

*между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);

*различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

45.Цели и факторы социального управления Факторы, составляющие основу соц. управления: 1)Целеполагание – связана с удовлетворением эк. и соц.-культурных потребностей людей. 2)Самоорганизация, оценка процессов, протекающих внутри обществ. регулирования. 3)Технология организации соц. управления. Факторы, непосредственно влияющие на эффективность соц. управления: 1)Социально-демографические особенности населения и персонала. 2)Особенности производственной и непроизводственной среды. 3)Мотивация, содержание работы, успех, признание, интересы, ценности, самостоятельность полномочий. 4)Производственные условия труда, в т.ч. психологический климат. 5)Стиль руководства. 6)Соц.-политическая обстановка. Важнейший соц. критерий эффективности соц. управления в коллективе – это отношение к трудовой деятельности, складывающейся среди персонала.

Целеполагание пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную. Эта функция определяет содержание всех остальных, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеполагание лежит в основе главного принципа управления — системного подхода. Действительно, каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но каждая из них носит подчиненный характер относительно основной цели — общества в целом.

Поэтому основная цель, например, территориального или муниципального образования и соответствующих видов управления, определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка. Если последняя определена как создание условий, обеспечивающих достижение высокого качества жизни гражданам, достойной жизни, свободного развития для каждого человека, то у социальных подсистем более “низкого” уровня других главных целей быть не может, могут быть только разные методы, сроки, этапы достижения главной цели общества в целом.

Следует отметить, что в теории и практике социального управления определение главных целей, согласование целей разных уровней исследовано крайне недостаточно, что приводит к огромным издержкам в практике социального управления. Особенно большая путаница существует в классификации целей по содержанию (социальные, экономические, политические, нравственные и т. п.), по времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), по уровням управления (федеральный центр, субъект Федерации, муниципальное образование). Цель нередко путается со средствами ее достижения.

В этой связи специфика формирования и уточнения целей, построен ия ие рархии подцелей, доведения их до соответствующего уровня приоритетности главной цели по отношению к целям “низшего” уровня — одна из важнейших задач управления, от решения которой зависит эффективность управленческой деятельности в целом. “Если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации, — пишет известный американский специалист по управлению Дж. О’Шонесси, — не уточнив ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов”.

Что же лежит в основе подлинного целеполагания? Основой этого, считает большинство исследователей, является познание объективных закономерностей развития общества. Эти закономерности — источник целей, вырабатываемых людьми, и чем точнее цели отражают требования закономерностей происходящих в обществе процессов и тенденций их изменения, тем эффективнее человеческая деятельность. Кроме закономерностей, важными целеформирующими факторами являются потребности, интересы и реальные возможности общества или любого из образующих его компонентов.

Именно поэтому сам процесс целеполагания рассматривается прежде всего как деятельность по выявлению и анализу потребностей управляемого объекта в продукции, услугах, образовательном, интеллектуальном или информационном продукте с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Так, определяющими являются конечные (или ориентированные на далекую перспективу, большой отрезок времени) цели всего общества, цели всей социальной системы. Они постоянны, не меняются коренным образом до тех пор, пока существует социальная система. По срокам достижения цели бывают; долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; по охвату — глобальные (в рамках всего человечества), межгосударственные, государственные, региональные, межотраслевые, муниципальные, личностные и т. п. По значению цели могут предусматривать глубокие преобразования, серьезные или частичные изменения, усовершенствование, введение локальных инноваций. По времени действия различаются постоянные и временные. Особое значение в системе целеполагания нанимают стратегические цели системы, которые отражают ее долгосрочные и глобальные интересы, а потому являются генеральными и определяющими для всех остальных. Стало очевидным, что социальная система, не определяющая своих стратегических целей, не формирующая в них своих долгосрочных и глобальных интересов, лишает себя перспектив развития. Стратегическое целеполагание является сегодня основной функцией научного управления, которое должно быть воспринято всеми субъектами управления как категорический императив: другого выхода из кризисного состояния нет.

46. Взаимосвязь социальной политики и социального управления Управление в обществе существует на нескольких уровнях и в различных видах. В зависимости от субъекта и объекта управления мы рассматриваем, прежде всего государственное упр-е, муниципальное упр-е, управление на уровне фирмы. На каждом из них обеспечивается регулирование тем или иным субъектом управления жизнедеят-и различных типов соц. сообществ. В рамках любого из названных уровней управления можно выделить различные виды, например, управления произ-ом, финансами, сбытом, персоналом. Социальное управление выступает «сквозной» составляющей всех уровней управления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал