![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест Рука
(Hand-test) Предисловие Часто утверждают, что своим превосходством над животными человек обязан значительному развитию мозга и руки. Вертикальное положение человека дает значительную свободу его руке. Поскольку человек не использует руки для передвижения, они могут быть использованы им для самых различных целей, способствуя тем самым развитию его интеллекта. Филогенетические и онтогенетические исследования показали, что использование руки человеком тесно связано с развитием его интеллектуальных способностей. Руки связаны, прежде всего, с моторными функциями, а также с другими видами деятельности человека. Никакой другой человеческий орган - за исключением глаза - не помогает нам в такой степени ориентироваться в окружающей среде и в пространстве вообще, как руки. Понимание третьего измерения, равно как и ориентация в нем, необходимые для любого действия, достигаются за счет использования рук. Поэтому вполне закономерным является положение, что проективный тест личности, в котором рисунки рук служат визуальным стимулом, прольет свет на те тенденции к действиям, которые проявляет человек, подвергаемый испытанию с помощью данного теста. Глава 1. Описание теста Авторами предлагаемого проективного теста с уклоном на предсказание открытого агрессивного поведения (оригинальное название - " Hand-test") являются: Бэрри Бриклин - профессор отделения психиатрии медицинского колледжа в Филадельфии, Зигмунт Пиотровский - профессор психологии медицинского колледжа в Филадельфии, Эдвин Вагнер - ассистент профессора психологии университета г. Акрон (штат Огайо). Идея создания проективного теста " Рука" возникла у Эдвина Вагнера, который сделал рисунки девяти рук, используемые в тесте Десятая карточка пустая (подобно пустой карточке в Тесте апперцепции). Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать. Десять карточек одна за другой последовательно предлагаются испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: " Что, по Вашему мнению, эта рука делает? ". Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагают следующий вопрос: " Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить". С целью достижения действительного понимания испытуемым поставленной перед ним задачи, инструкции могут варьироваться при условии, что испытуемый не запугивается при этом и что не провоцируется.нужный ответ. Если ответ нечеткий или двусмысленный, испытуемого побуждают к тому, чтобы он объяснил его, причем ему не навязывают никакие специфические ответы (хотя он может по своему желанию присоединиться к ним). Испытуемому разрешается держать карточку в любом положении. Положение, в котором испытуемый держит карточку, а также последующие изменения этих положений обозначаются следующим образом:
Помимо положения карточки, фиксируется также время начальной реакции испытуемого. Система подсчета очков и коэффициенты теста разработаны и испытаны Б.Бриклиным и З.Пиотровским. Их задача заключалась в том, чтобы определить, будут ли отличаться ответы на тест среди групп, члены которых отличаются тенденцией к проявлении агрессивности Вторая задача исследователей состояла в установлении степени соответствия теста " Рука" требованиям проективных тестов личности хорошего качества. К таким требованиям относятся следующие:
1. Стимул должен вызывать достаточно большое количество различных ответов или визуальных образов у различных субъектов. 2. Каждый индивид дает ограниченное количество ответов. 3. Наборы образов, возникающие у отдельных субъектов отличаются друг от друга в максимальной степени. 4. Модели ответов каждого испытуемого варьируются в соответствии с изменением черт личности, которые обнаруживаются с помощью теста. 5. Одинаковые ответы имеют одинаковое значение независимо от контекста, в котором они имеют место, при условии, что правила их интерпретации одинаковы для всех испытуемых. Основная цель теста заключается в прогнозировании явного агрессивного поведения. Термин " проявление " был определен авторами как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание со стороны полиции, суда, школьной администрации, психиатров клиник и т.п., то есть явное агрессивное поведение. Термин " количе ство очков проявл ения" изобретен авторами не для того, чтобы предсказывать специфические акты, а скорее для того, предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом концепция " проявления" включает в себя такие действия как: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными тенденциями; обман и ограбление других лиц; бросание предметов с целью нанесения удара (муж или жена во время супружеских ссор и т.п.); драки школьников со своими товарищами и учителями, разрушение постельных принадлежностей и мебели пациентами психиатрических клиник и т.д. Подсчет очков по таким " проявлениям" основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды перевешивают аттитюды, означающие социальную кооперацию. Подсчет очков Глава 2. Система подсчета очков Вначале представляются категории для подсчета очков вместе с коэффициентом очков проявления". 1. Агрессивность (Ag): Эта категория включает руки, которые 2. Директивность (Dir): Эта категория включает руки, которые Ответы по этим двум категориям - это те, которые повышают вероятность " проявления" субъекта. Они означают нежелание со стороны субъекта придти к соглашению с другими. Намерения, права и чувства остальных людей не принимаются во внимание в процессе исполнения этих тенденций к действию. Взаимные или симметричные межперсональные отношения между владельцем руки и лицом (лицами), которым угрожают, которых оскорбляют или которыми руководят, не имеют места. Тенденция к действию осуществляется независимо от лица или объекта, на которые направлена эта тенденция. 3. Страх (F): Эти ответы означают страх перед возмездием или агрессией со стороны других, категория включает все ответы, в которых описывается рука, являющаяся жертвой чьей-то агрессии. В эту категорию включены также случаи, когда рука представляется наносящей ущерб самому себе (причем мазохистские тенденции уменьшают вероятность явной агрессии). 4. Аффектация (Af): Эта категория включает ответы, в которых рука выражает привязанность, позитивное эмоциональное отношение, а также аффективно благожелательное отношение к 5. Коммуникация (Com): Эта категория включает ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. Для того, чтобы подсчитать очки по этой категории необходимо, 6. Зависимость (Dep): Эта категория включает ответы, в которых выполнение тенденции к действию зависит от благожелательного отношения других лиц (другой стороны). В эту категорию включены все ответы, связанные с подчинением руки субъекта другому лицу. Указанные выше четыре категории включают реакции, которые активно уменьшают вероятность агрессивного поведения. Они отражают тенденции, связанные с социальной кооперацией, независимо от того, каковы специфические мотивы этой кооперации (страх перед возмездием, необходимость присоединения к другим лицам в целях получения удовольствия, развлечений, необходимость катарсиса и т.п.). Подсчет очков производится путем вычитания очков (количества ответов) по категориям F, Af, Com, Dep из суммы очков (количества ответов) по категориям Ag и Dir: (Ag + Dir) - (F + Af + Com + Dep), из чего видно, что подсчет очков за " проявления" является сравнением тенденций к действиям, отражающих готовность к явному агрессивному поведению с теми, которые направлены на социальную кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением. В ответах, относящихся к категориям Ag и Dir предполагается, что чувства, права, намерения и привилегии объектов действий не являются существенными. С другой стороны, тенденции к действиям в категориях F, Af, Com, Dep отражают чувства социальной кооперации: они предполагают, что " рука" так же, если не в большей степени, нуждается в наличии других людей, как другие - в руке (владельце руки). 7. Эксгибиционизм (Ех): Эта категория включает все ответы, в Которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью или 8. Калечность (Crip): Эта категория включает все ответы, в которых рука представляется как больная, искалеченная, деформированная или иным образом поврежденная. Две последние категории включают ответы, которые могут быть как личностными, так и безличными. Это значит, что осуществление тенденции к действию может требовать присутствия другого лица (других лиц), а может и не требовать его. Эти категории не используются для оценки вероятности агрессивного поведения, поскольку их роль в этой области непостоянна. Эксгибиционизм может быть агрессивным, а может быть и неагрессивным. Деформированные реакции, которые указывают на чувство неадекватности, играют различную роль в мотивации агрессивного поведения, точно так же, как чувство вины, с которым они часто связаны. Вина в определенных условиях усиливает функции супер-Эго и уменьшает явное агрессивное поведение, в других же условиях она увеличивает потребность в наказании и тем самым увеличивает вероятность агрессивного поведения (бессознательная цель которого заключается в наказании и искуплении).
9. Активный безличный (Act): Эта категория включает все ответы, в которых рука представляется имеющей тенденцию к действию, осуществление которого не требует присутствия другого лица, все тенденции к безличному действию, когда 10. Пассивный безличный (Pas): Эта категория включает все ответы, в которых осуществление тенденции к действию не требует присутствия другого лица и в которых рука не меняет своего физического положения, не преодолевает силы тяжести. 11. Описание (Dscr): Эта категория включает ответы, в которых Глава 3. Примеры интерпретации ответов
нападает; ранит, наносит ущерб; активно хватает что-либо или кого-либо; агрессивно доминирует. Примеры: дает пощечину; ударяет; толкает; хватает за нос; ловит насекомое; Директивность (Dir)
представляется как ведущая, оказывающая влияние на другое лицо; общается (при этом общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на действия другого лица). Примеры: читает лекцию, проповедь; обучает; дает указание; дирижирует; Страх (F) Ответы, в которых рука: царапается; является жертвой чьей-то агрессии; пытается предотвратить насилие, направленное на владельца руки; наносит ущерб самому себе (испытуемому); стремится оградиться от физических воздействий и повреждений. Примеры: душит меня; поднята в страхе, чтобы защитить себя; отвращает ущерб; царапает ногтями; просит: " Не бей меня! "; выражает отказ от а грессии: " Это не драка", " Рука отдыхающая, а не злая" и т.п. жестикуляция при разговоре; жест рукой, обозначающий проща Зависимость (Dep)
делает аффективный или аффективно благожелательный жест; предлагает (не просит и не получает) дружбу или помощь другим; выражает стремление к сотрудничеству и активной социальной жизни Примеры. " Привет! ", дружески похлопывает по плечу; пожатие рук; " Добро пожаловать! "; похлопывает собачку; бросает деньги в ящик для пожертвований; протягивается для оказания помощи ребенку; предлагает цветы; общается (причем общение является вторичным по отношению к демонстрации доброжелательности, аффектации) и т.п. Коммуникация (Com)
общается или пытается общаться с лицом, которое представляется Ответы, в которых рука: активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица; подчиняется другим лицам; активно взывает о помощи любого рода; подчиняется силе или власти превосходящего лица. В ответах, относящихся к данной категории, осуществление тенденции к действию зависит от явной или подразумеваемой необходимости в благожелательном отношении других лиц. Примеры: просьба или просьба подать руку; путешествие на попутных машинах; отдание чести офицеру; принятие клятвы, рука ребенка, хватающаяся за кого-нибудь, чтобы не потерять равновесие; просьба: " Дайте мне, пожалуйста..."; клятва говорить только правду; просьба о помощи; кто-то, ожидающий получить что-нибудь и т.п. Примечание: Примером ответа, относящегося к категории Dep,
Эксгибиционизм (Ex) Пассивный безличный (Pas)
проявляет себя тем или иным способом; участвует в каком-то эксгибиционистском (демонстративном) акте; нарочито проявляет себя. Примеры: показывает кому-нибудь руку; любуется ногтями; играет на пианино; танцует; показывает лак на ногтях, женщина протягивает руку, чтобы привлечь к ней внимание; показывает что-нибудь кому-нибудь; показывает кольцо и т.п. Калечность (Crip)
представляется как деформированная, поврежденная, ущербная и т.п. Примеры: рука, пораженная артритом; сломан большой палец; сломанное Активный безличный (Act)
отражает тенденции к действию без участия другого лица; изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести. Примеры: шьет; вяжет; машет (не в знак прощания, что относится к Com); Ответы, в которых рука: не меняет своего физического положения и не сопротивляется си Описание (Dscr) Ответы, являющиеся скорее физическим описанием руки; описание на Глава 4. Примеры интерпретации ответов и подсчета очков Ниже приводятся полные записи для иллюстрации процедуры подсчета очков в том виде, в каком она применяется в действительности. В первой колонке протокола указывается номер изображения руки. Во второй - время первой реакции (ответа) на предъявление руки в секундах В третьей - порядковые номера ответов (на каждое изображение - отдельная нумерация арабскими цифрами). В четвертой колонке приводится ответ испытуемого. В последней колонке при обработке записывается категория ответов.
|