Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситуаций
Предупреждение ЧС природного и техногенного характера является приоритетным в деятельности органов управления РСЧС на всех уровнях и во всех звеньях. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении состава и объема профилактических работ. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения. Комплекс мер по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включает меры организационного, экономического, технологического, инженерно-технического и иного характера. Основными направлениями предупреждения чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них являются: Iмониторинг окружающей природной среды и состояния потенциально опасных техногенных и гидродинамических объектов; прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оценка их риска; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала; ^предотвращение техногенных аварий и катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; 5у разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от ЧС (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях; L подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий; g декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности; проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС; ^проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности; страхование природных и техногенных рисков; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания. Как следует из вышеизложенного, предупреждение чрезвычайных ситуаций носит многоплановый характер и требует комплексного подхода. В целях организации и проведения мероприятий по предупреждению технологические, инженерно-технические и другие мероприятия, касающиеся предупреждения ЧС природного и техногенного характера. Ряд трудоемких мероприятий в целях практического осуществления включаются в перспективные и годовые планы социально-экономического развития территорий и планы работы организаций (предприятий, учреждений), а также в федеральные или территориальные целевые программы по предупреждению ЧС ситуаций. Организация планирования мероприятий по предупреждению ЧС на всех уровнях осуществляется с учетом оценки состояния безопасности территории (объекта) и включает: 1. Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по 2. Определение органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и 3. Выявление возможных источников ЧС природного и техногенного характера, формирование банка данных потенциально опасных объектов и территорий, определение степени их опасности для населения и территорий (размеров возможных зон ЧС, ущерба, количества пострадавших, др.). 4. Выбор и обоснование мероприятий по основным направлениям предупреждения ЧС (мониторинг окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС, повышение техногенной и эксплуатационной надежности производственных процессов). 5. Выбор и обоснование мероприятий по основным направлениям снижения 6. Разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС с Занятие 2. Планирование действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация и порядок планирования. Планирование действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Важной целевой функцией РСЧС и основным направлением деятельности ее органов управления и сил является ликвидация чрезвычайных ситуаций. Успех ликвидации ЧС в решающей степени зависит от умелой и продуманной заблаговременной организации действий органов управления и сил РСЧС. В основе действий сил РСЧС по ликвидации ЧС лежат заранее разработанные на всех уровнях, во всех подсистемах и звеньях РСЧС Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом, раздел Плана в части касающейся действий органов управления и сил РСЧС по ликвидации ЧС разрабатывается с наибольшей тщательностью, полнотой и степенью детализации. На этапе планирования действий по ликвидации ЧС должны быть в полной мере выполнены требования, предъявляемые к планированию, особенно такое, как реальность. Это обусловлено тем, что планирование является составной частью и основной организации действий сил РСЧС по ликвидации ЧС. Поэтому с возникновением ЧС заблаговременно спланированные действия позволяют руководителю работ в ограниченные сроки организовать действия сил РСЧС по ликвидации конкретной ЧС. В противном случае ему придется всю работу по организации действий проводить заново и в полном объеме. В Планах действий заблаговременно, с учетом всех возможных для данной территории (объекта) ЧС природного и техногенного характера, их возможных масштабов и последствий прорабатываются варианты действий сил и средств РСЧС по ликвидации последствий ЧС, их состав, техническое оснащение, порядок и способы действий, организация взаимодействия, всех видов обеспечения и управления, другие вопросы. В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Основу Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС составляет решение председателя комиссии по ЧС соответствующего уровня на ликвидацию ЧС. Поэтому первоначальным этапом планирования является принятия председателем комиссии по ЧС решения на ликвидацию ЧС. С целью принятия обоснованного решения органы управления по делам ГОЧС готовят и представляют необходимые расчеты, справки и предложения по всем вопросам действий и обеспечения данных действий. В целях повышения реальности и обоснованности Плана к его разработке привлекаются представители органов управления всех взаимодействующих структур. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации состоит из двух разделов и пяти приложений. I раздел " Краткая географическая и социально-экономическая характеристика II раздел " Мероприятия при угрозе и возникновении крупных Приложениями к плану являются: 1. Карта возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций 2. Календарный план основных мероприятий территориальной 3. Решение председателя комиссии по ЧС на ликвидацию ЧС (текстуально и графически на карте). 4. Расчет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (сетевой график по наращиванию сил и средств). 5. Схема организации управления, оповещения и связи при угрозе и Для города, района, других территориальных образований и организаций наименование и содержание разделов плана и приложений к нему учитывают площадь занимаемой территории, масштабы возможных аварий и катастроф, другие показатели. Помимо Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС неотложных работ, эвакуации, взаимодействия, по видам обеспечения, организации связи и управления. Все они являются составными частями (разделами) Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Таким образом, План действий по предупреждению и ликвидации ЧС представляет собой комплекс планирующих документов, в которых детально отражены решение председателя комиссии по ЧС, последовательность, сроки, порядок и способы ликвидации ЧС, порядок взаимодействия, обеспечения, управления и связи. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС согласовывается с руководителями органов управления всех взаимодействующих структур, подписывается председателем комиссии по ЧС, рассматривается и утверждается председателем вышестоящей комиссии по ЧС и ПБ. Выписки из Планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС высылаются во все подведомственные органы управления и органы управления взаимодействующих структур в части касающейся. Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС проверяются в ходе совместных учений и тренировок, а также в ходе реальных действий по ликвидации ЧС и в них при необходимости вносятся коррективы. Также в Планы действий вносятся уточнения при всех изменениях обстановки (создание новых потенциально опасных объектов и т.д.) и в силах и средствах РСЧС (состав, места дислокации и т.д.).
Планы действий уточняются при переводе органов управления и сил РСЧС в режим повышенной готовности, а также в плановом порядке к началу календарного года и полугодия. Для обеспечения реализации Планов действий органы управления по делам ГОЧС совместно с административно-территориальными органами заблаговременно разрабатывают документы по управлению, оформляют заявки на все виды обеспечения действий сил РСЧС, наряды, накладные, доверенности на получение имущества и техники, ордера на занятие помещений на случай эвакуации и др. С возникновением стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, при выявлении опасных загрязнений (заражений) окружающей природной среды органы управления и силы РСЧС переводятся в режим чрезвычайной ситуации, а Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС вводятся в действие. Степень выполнения мероприятий Плана действий органами управления и силами РСЧС зависит от характера и масштаба сложившейся чрезвычайной ситуации. Организация и порядок планирования Все планирующие документы по предупреждению и ликвидации ЧС разрабатываются органами управления по делам ГОЧС под руководством председателей комиссий ЧС, которые несут полную ответственность за организацию действий по предупреждению и ликвидации ЧС и постоянную готовность сил и средств РСЧС к действиям. Работу по планированию условно можно разделить на три этапа: организационно-подготовительный; практическая разработка и оформление планов; согласование, рассмотрение, доработка и утверждение планов. На. первом этапе осуществляется определение состава исполнителей; составление календарного плана работы органа управления по разработке планирующих документов; изучение руководящих и нормативных документов (директив, уставов, руководств, наставлений, инструкций) и указаний старших начальников; сбор, обобщение, изучение и оценка исходных данных, необходимых для разработки документов (перечни потенциально опасных объектов, размеры зон возможных разрушений, загрязнений, затоплений; расчет численности населения и персонала, подлежащего эвакуации; данные о силах и средствах РСЧС и их возможностях, др.); определение общего объема работ по разработке планирующих документов и назначение ответственных исполнителей за разработку конкретного документа с указанием сроков исполнения. К работе по разработке планирующих документов кроме должностных лиц органов управления ГОЧС привлекаются должностные лица комиссии по ЧС. эвакокомиссии, органов исполнительной власти (руководства организаций) по направлениям ответственности и другие по необходимости. На втором этапе осуществляется практическая разработка и оформление планирующих документов, проводится их предварительное согласование с взаимодействующими органами управления, уточнение вопросов совместных действий, обеспечения и управления. Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке масштабов (зон) разрушений, затоплений, заражений (загрязнений), потерь и принятии решения на ликвидацию ЧС. На третьем этапе окончательно согласовывается содержание всех планирующих документов, порядок и сроки проведения запланированных мероприятий РСЧС, при необходимости дорабатываются отдельные вопросы и документы представляются на утверждение в установленном порядке. На всех этапах общее руководство и контроль за разработкой, планирующих документов осуществляет руководитель органа управления по делам ГОЧС. С утверждением планирующие документы вступают в силу и подлежат неуклонному исполнению. Заключение Управление на всех уровнях такой сложной системой, какой является РСЧС при решении внезапно возникающих задач по ликвидации ЧС невозможно без заблаговременной проработки вариантов действий сил РСЧС. В основе достижения эффективных и слаженных действий лежат заблаговременно разработанные планы действий. Грамотное и продуманное планирование действий обеспечивает своевременный учет всех изменений обстановки, сокращает время на приведение органов управления и сил РСЧС в готовность к действиям по ликвидации ЧС и их организованное начало.
|