Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала Луи Терстоуна






Метод одномерного шкалирования впервые был предложен и разработан американским психофизиологом из Чикагского ун-та Л. Терстоуном в его работе " Измерение установок" (1929 г.).

До этого он использовали метод парных сравнений, но данный метод оказался трудоемким. Терстоун упростил его. Для измерения установки респондента он предложил шкалу равных интервалов или метод равнокажущихся интервалов. С помощью такой шкалы он изучал влияние кинофильмов на динамику установок посетителей, эффективность пропаганды и др.

Построенная по этому методу шкала отражала индивидуальное восприятие каждым респондентом значений наблюдаемого признака. С ее помощью он стремился выявить минимальное отличие в восприятии респондентами значений признаков.

С помощью такой шкалы измерялись, прежде всего, установки респондентов. Однако, как заметили специалисты, выявленная установка не всегда соответствует реальному поведению. (Установка (аттитюд) – готовность к действию, выбор определенного типа поведения.)

Основной смысл построения его шкалы состоит в том, что подбираются оценочные суждения, определяется их " вес" (значение), и по выбранным респондентом суждениям определяется " вес" самих респондентов, который равен среднему значению " весов" суждений.

Шкала Терстоуна позволяет расположить и суждения, и индивидов на одномерном континууме установки, на полюсах которого расположены крайне благожелательное и крайне негативное отношение к объекту установки.

Шкальный балл суждения или индивида отражает степень этой благожелательности или неблагожелательности.

Нужно иметь в виду, что, измеряя мнение респондента, шкала выражает лишь аспект его установки, и что мнения могут расходиться с реальным поведением.

Шкала строится в несколько этапов.

Первый этап – этап формирования суждений, их отбор. Придумывается множество суждений от негативного до позитивного характера, которые выражают отношение респондентов к объекту.

Например, отношение к учебе:

– Учусь, потому что хочу больше знать.

– Все учатся и я учусь.

– Учусь, потому что интересно.

– Учиться заставляют близкие.

– Я и сам не знаю, зачем учусь.

– Это позволит овладеть желаемой профессией.

– Учусь, чтобы иметь возможность поступить в институт.

– Учеба позволит достигнуть материального благополучия и т.д.

Как правило, суждения составляются на основе собственного опыта, знакомства с литературой, бесед с явными носителями проблемы, с потенциальными респондентами (коллеги, друзья и т.п.).

Число суждений может быть от нескольких десятков до нескольких сотен (100–200, даже до 300). Чаще всего их количество колеблется от 20 до 30–50. Для их составления привлекают потенциальных респондентов.

Все суждения должны:

1. Иметь отношение к измеряемой установке.

2. Быть однозначными и понятными по смыслу.

3. Быть не о фактах, а выражать мнения, оценки. Они должны иметь отношение к настоящему, а не к прошлому.

4. Выражать сиюминутную психологическую установку, которая не должна смешиваться с отношением человека к тому же объекту в прошлом.

5. Быть краткими и не утомлять респондента.

6. Быть сформулированы в утвердительной форме.

7. Быть сформулированы так, чтобы их можно было принять или отвергнуть, и выражать они должны одну, а не несколько идей.

8. Быть такими, чтобы большинство респондентов не смогли выработать одинакового мнения.

9. Иметь форму, предполагающую согласие или несогласие с ними, что характеризует отношение к объекту установки.

10. Они не должны быть такими, чтобы их могли принять респонденты с положительным и отрицательным отношением к объекту установки.

Исключают суждения, которые:

1. Описывают факты, а не мнения и отношения.

2. Относятся к прошлому.

3. Имеют различный смысл, неопределенное толкование.

4. Могут быть приняты всеми.

Чем менее однородным является объект исследования, тем больше требуется суждений. И наоборот, чем однороднее объект, тем меньше суждений.

Каждое суждение записывается на отдельную карточку с соответствующим порядковым номером.

Процедура выбора суждений зависит от объекта исследования (респондентов) и от смыслового значения ключевых понятий.

Например, мы хотим изучить отношение к национализму. Необходимо определить его смысл. Его можно рассматривать как социальное явление или как черту характера людей.

Итак, придумываем суждения, идя от одной крайности в оценках к другой:

– национализм – отвратительное явление сегодняшней жизни;

– национализм означает любовь к родине;

– национализм и интеллигентность несовместимы;

– национализм является стимулом развития культуры и т.д.

Также можно вести подбор суждений по другим темам.

Первый этап завершается отбором наиболее подходящих суждений, отвечающих требованиям. Их может стать значительно меньше по сравнению с первым набором.

Необходим отбор таких суждений, относительно которых респонденты думают примерно одинаково. Тогда их мнение можно показать в усредненном виде, а результат усреднения можно рассматривать как цену суждения. Веса суждений – это усредненные оценки, данные суждениям респондентами. Эти суждения и будут выбраны экспертами. При большом разбросе мнений респондентов усреднение может стать бессмысленным.

Второй этап – этап работы экспертов, задача которых разложить все суждения по группам, в рамках континуума. Необходимо найти место суждения на этом континууме или цену, вес этого суждения. Набор суждений и их расположение должно быть таким, чтобы каждый респондент мог найти суждение, с которым он мог согласиться. Поэтому суждения должны включать отношения положительные, отрицательные и нейтральные.

Терстоун выделил два важных условия. Первое, что в качестве экспертов необходимо брать несколько десятков наиболее типичных представителей респондентов, участвующих в опросе. Они должны репрезентировать изучаемую совокупность. В число экспертов можно выбирать и тех, кто участвовал в формировании суждений. Экспертами не должны быть эксперты в общепринятом смысле слова. Например, при изучении молодежи это не могут быть специалисты по молодежным проблемам.

Второе. Оценка исследователя может не совпадать с оценками респондентов, но наиболее важным является мнение респондентов. Их оценки должны быть определяющими. Однако оценку одного респондента, даже знающего предмет оценки, нельзя считать безусловным. Поэтому берется во внимание мнение многих респондентов.

Чем больше экспертов участвуют в процессе деления суждений на группы, тем лучше.

Каждому эксперту дают по пачке карточек с вопросами (на каждой карточке один вопрос) и он их раскладывает по группам. Нельзя представлять экспертам суждения в виде какого-либо списка на листе бумаги.

Карточки раскладываются на 7, 9, 11 групп (ячеек).

Терстоун экспериментально показал, что оптимальное число групп должно быть равным одиннадцати.

При раскладке карточек эксперты не должны отражать свое мнение – согласие или несогласие с тем или иным мнением, которое на карточках. Их задача: разложить все карточки по ячейкам в соответствии со смыслом суждения.

Также не надо стремиться разложить суждения поровну в каждую ячейку.

Деление суждений на группы должно выполняться следующим образом.

В первую ячейку (группу) предлагают положить суждения с максимально положительными оценками предмета суждений (установок), т.е. означающие согласие с суждением.

В шестую ячейку (среднюю) рекомендуется класть суждения с нейтральной оценкой явления.

А в одиннадцатую ячейку (последнюю) кладут суждения с максимально отрицательным отношением к предмету установки. Градации ячеек можно обозначить буквами А, Б, В, Г и т.д. (по алфавиту).

Можно выбрать 9 ячеек. И также в первую ячейку класть суждения с негативным отношением, в пятую – нейтральные, а в девятую – позитивные. Остальные суждения разбрасываются между ними по степени позитивного или негативного отношения к предмету, явлению.

В случае затруднений раскладки большого количества суждений в ячейки можно сначала разложить все карточки на три части, чтобы были видны тексты. Затем нужно работать с каждой группой в отдельности. Возможно придется перекладывать из одной ячейки в другую, а может быть так, что в какой-то ячейке будет вообще пусто. Желательно, чтобы таких было как можно меньше. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы на первой стадии получить как можно больше разнообразных суждений.

При этом необходимо, чтобы смыслооценочное расстояние между группами (ячейками) было одинаковым. Поэтому шкалу и называют шкалой равнокажущихся интервалов.

В процессе раскладки эксперт проставляет цифры на каждой карточке (рис. 7).

 

Карточка с суждением № 5 Обратная сторона карточки, где проставляются номера ячеек каждым экспертом
№ 5 3, 4, 8, 3, 5, 5, 6, 4, 4, 7, 8, 8, 7, 9 и т.д.
Учусь, потому что интересно

 

Рис. 7

 

Подсчитывается количество экспертов, которые отнесли суждение в ту или иную градацию.

Результаты работы экспертов фиксируют в таблице (табл. 12).

Например, у нас 30 суждений разложены одним экспертом по 11 ячейкам (на 11 групп).

Из таблицы видно, что эксперт отнес 1-е суждение к первой градации, 2-е – к четвертой, 29-е – к седьмой, 30-е – к первой.

 

Таблица 12


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал