Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полушария мозга и их функции (теоретический обзор)
Мозг состоит из двух почти одинаковых полушарий. Оба полушария соединены пучком из миллионов нервных волокон, который получил название мозолистого тела и который позволяет им обмениваться информацией друг с другом. Таким образом, мозг человека состоит из трех основных частей: двух полушарий и соединяющей их перемычки. Каждое из полушарий должно сначала проанализировать поступающие в него сигналы, а передавать информацию в другое полушарие только после ее обработки. Методы обработки и классификации\систематизации информации у полушарий совершенно разные. Полушария мозга могут функционировать независимо друг от друга, и поэтому человек обладает способностью обрабатывать два параллельных потока информации: он может думать и сканировать одновременно. Затем мозг сравнивает и объединяет информацию из обоих полушарий, чтобы получить, более глубокое представление об исследуемом предмете. Каждое из полушарий: специализируется на определенных функциях.
Запоминание имени человека — функция левого полушария; запоминание лица — функция правого. Чтение книг о правилах игры в гольф — для левого полушария; а вот внутреннее чувство правильного удара в гольфе — работа правого. В области комплексной обработки информации очень важна связь между двумя полушариями. Для функционирования интуитивных способностей правого полушария им требуется «топливо» в виде информации, которая поступает в левое полушарие, собирается и обрабатывается им. Нормальная формула работы полушарий следующая:
Реальная опасность заключается в перегрузке левого полушария слишком большим количеством данных, что мешает творческой части мозга в полной мере реализовать свой потенциал. С другой стороны, недостаток информации в левом полушарии тоже может привести к истощению творческих способностей. Таким образом, для того, чтобы мозг работал на полную мощность, желательно поддерживать баланс между активностью правого и левого полушарий. Можно сформулировать следующее правило:
Правое полушарие, в котором сосредоточены творческие способности человека, большинством людей используется не в полной мере, и поэтому таланты многих так и остаются нераскрытыми. У каждого человека есть правое полушарие, отвечающее за творческие способности, и поэтому все люди обладают творческим потенциалом. Люди творческих профессий используют оба полушария мозга. Проблема – и особенно у людей с доминирующим левым полушарием – состоит в том, чтобы два полушария обменивались данными и работали вместе. Мы имеем внутри два совершенно различных «я», причем есть признаки антагонизма между функциями этих двух «я» – с доминантой левого или правого полушария. У огромного большинства людей доминирует левое полушарие. Проблемы доминант полушарий:
КОШКИ – МЫШКИ. ТОЧНЕЕ, " МЫШКИ" – " КОШКИ".
Начнем, как исстари водится: " Здравствуй, мой маленький дружок! Нет-нет, это не забавная детская игра, малыш! И не добрая получительная сказка... Ну, может быть и сказка. И в определенной степени – поучительная. Но вот уж никак не добрая. Скорее страшная... " Здесь надо перейти к пионерскому фольклору: " В черной – черной комнате, в черной-черной коробочке жила маленькая-премаленькая мышь. И каждый день у нее был черный-пречерный...! " Вот о мышах-то и пойдет разговор. Ну и немножечко – о кошках.
Согласно старинной поговорке – " Дурная голова ногам покоя не дает". Это справедливо касательно метаний, в большинстве своем бесплодных. Но в реальной жизни поговорка работает ровно наоборот: дурная голова как раз сковывает ноги, душу, дух и ломает жизнь своему обладателю–хозяину, не давая ему действовать. Кроме того, она постоянно генерирует страх; липкий и вонючий страх бытия. Так человек постепенно превращается в " мышь". Ну, а теперь – обо всем поподробнее. Мышление человека бывает ПРОДУКТИВНОЕ и НЕПРОДУКТИВНОЕ (как раз та самая " дурная" голова). Эти две модели мышления – " головы" – порождают две четко наблюдаемые модели поведения. Нормальная РАЗУМНАЯ (не тупая) голова вызывает к жизни модель " Человека—кошка", а " дурная" – " Человек-мышь". Давайте знакомиться с ними – с нами – ближе. Так близко, чтобы стало неуютно и больно, и родился вопрос: " А я-то кто? Неужели " мышь"?! " Часть 1. ДВЕ ГОЛОВЫ. Рассматриваются попарно с байками, прибаутками и жуткими вопросами. Сначала теория, ниже – сказочка.
Скорость мышления определяет и скорость принятия решений человеком, и скорость его дальнейших действий. Кроме того, она же определяет количество альтернатив решений, которые создает мышление в каждый момент времени. Поэтому именно скорость мышления – главный параметр оценки продуктивности мышления и его эффективности (так же, как и у процессора в компе). Абсолютное измерение скорости пока невозможно. Да и не нужно - зачем людей смущать каким-то мыслительным идеалом. Важно другое: медленный мыслительно человек ВСЕ делает медленно.Ставит задачу и формирует цель; собирает и обрабатывает информацию; сортирует и систематизирует ее; оценивает альтернативы и меняет их в зависимости от " подходящести" к решению задачи и так далее. Проблем бы не было, если бы человек медленно " схватывал" проблему, но быстро ее решал (что характерно, например, для темперамента флегматика). Нет, он вообще сильно тормозит. Но это еще не все. Вторая проблема в том, что по мере усиления давления задачи медленный человек вообще застопоривается (или заступоривается) и мышление его парализуется тем, что решений все меньше и они никак не подходят. Он, бедный, старается, а все никак не может решить задачу. Далее нарастает растерянность и паника, НО РЕШЕНИЯ ВСЕ РАВНО НЕТ. Мало того, прализованное мышление создает все более НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ решения (все дурнее и дурнее). У скоростного мышлением человека все части мыслительного процесса протекают быстро, и альтернатив моделируется много. Поэтому для него практически нет нерешаемых задач – пусть с усилием, но решения находятся всегда. Под давлением задачи (когда ситуация ухудшается) скорость мышления ВОЗРАСТАЕТ, это нормальный природный механизм выживания. Чем тяжелее ситуация – тем быстрее разум действует. Так и до гениальности недалеко – если альтернативы постоянно отвергаются, их КАЧЕСТВО РАСТЕТ. Поэтому, мой любознательный друг, первое, что надо развивать в себе – именно скорость мышления. Сначала на стандартных задачах, потом – на нестандартных (на сообразительность).
Продуктивность мышления в человеке заложена бесконечная. Это – нормальная функция правополушарной мыслительной машины, которая отвечает за выживание человека в любой ситуации. Поэтому ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ОТ ПРИРОДЫ И ТАЛАНТЛИВ, И СООБРАЗИТЕЛЕН. Если мы рассмотрим развитие продуктивного ребенка с точки зрения мышления поближе, то получим следующую схему:
С ребенком (а потом и человеком) непродуктивным – другая история. 1. Он также рождается правополушарным и талантливым. Однако, под давлением воспитания и образования, базирующегося на штампах (часто вместе с насилием и руганью " Делай, скот, как я сказал(а), а не то!...", " Правильно так, как сказали тебе мы! " и так далее) человек начинает скрывать свой внутренний мир и игры. Он тяготеет к творчеству исподтишка, а сам старается казаться стандартным, отвечающим требованиям взрослых. В этом уже возрасте (с 2-х лет) малыш уже может проявлять сопртивление воле взрослых. Не слушаясь их, он сражается за СЕБЯ КАК ТВОРЦА И ЛИЧНОСТЬ. Взрослые начинают давить. 2. Соответствующим образом выбирается спорт – " чтобы человека сделать". Потом такой же садик и школа. 3. И вот в школе на его пути возникает Главный Танк и Бульдозер в одном флаконе – либо " Учительница первая моя", либо учительница русского языка и литературы. Эти два предмета характерны тем, что русский язык сам по себе активно формирует штампы у ребенка, в то время, как литература должны была бы научить ребенка ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ (ТВОРИТЬ СЛОВОМ) – писать сочинения. Вторая операция (писать) относится к высшей творческой деятельности. Но этого обучения в большинстве случае не происходит. С точки зрения изучения языка на ребенка давят и предмет, и педагог (чаще всего, горе-педагог, серость, отучившаяся в институте по остаточному принципу – куда без проблем троечников брали). Часто учителя еще и агрессивно обращаются с малышами, уже НЕ НАСТРОЕННЫМИ УЧИТЬСЯ, так как У НИХ ОТБИЛИ ОХОТУ ТВОРИТЬ. А в других предметах творчества не хватает, или вообще нет. 4. Сюда же надо добавить отвратительную черту современного общества потребления – разрешение маленьким детям играть в коппьютерные игры с самого раннего детства, что вообще оболванивает ребенка, превращая его в тупицу, с детства. ОБУЧАЕМОСТЬ у таких детей или подавлена, или неразвита. 5. Очень быстро (к средней школе) ребенок понимает, что главное в его школьной жизни – приспособиться к требованиям взрослых. Для этого надо быть стандартным - ребенок начинает активно следовать штампам, потом творить их. Его продуктивность стремительно падать, он превращается в звукозаписывающее устройство, " высиживающее" оценки и зарабатывающее похвалу педагога. И он ее обязательно получит, ведь куда удобнее " педагогам" работать с серостью, чем развивать в детях таланты и работать с неформатными, яркими и сильными личностями, не воспринимающими на веру, тот бред, который несут эти " педагоги" в массы. Педагагигу-то мы уже давно порастеряли.... Все в порядке – новая серость родилась (это первое объяснение, откуда квазитермин " мыши"), тупой создан. УР- Р-Р-Р-ЯЯЯЯЯ! Всем радоваться – у России великое будущее с такими людьми! Формируется явление, которое называется " Ленивый Мозг". Сначала все задачи рассматриваются как стандартные (нестандартные уже давно неинтересны); потом все штампы сворачиваются в один, самый действенный (" Бабло побеждает зло"); потом задачам присваиваются ярлыки " ненужное для решения" и " невозможное для решения" вне зависимости от сложности задачи; затем человек просто не может включить свой мыслительный процесс вовремя; и, в конце концов, мозн формирует психосоматическую реакцию на мыслительную деятельность – подъем давления, рост температуры тела, рвоту, понос и другие веселые защитные реакции.
Наши бытовые способности - это информация, доступная нашему сознанию, – остальная остается скрытой в подсознании. Поэтому каждый человек способен существенно повысить свои умственные способности. Для выполнения творческой задачи нужно включить интуитивные механизмы правого полушария – другими словами, переместить процесс мышления, хотя бы временно, из доминирующего левого полушария в творческое правое. Теоретически это несложно, но на практике осуществить такой перенос оказывается не так просто. Для этого используются техники релаксации и концентрации внимания. Концентрация – умение настроиться на одну определенную волну и отключить все остальные – является основой всех остальных психических навыков. Она позволяет логически рассуждать, ясно мыслить, вести машину в транспортном потоке, планировать свои финансы, заучивать новые танцевальные движения и решать дифференциальные уравнения. Она позволяет расслышать отдаленное пение соловья сквозь шорох листвы и различать тонкий букет французских вин сквозь запахи ресторана. Вниманию свойственно блуждать. Это ментальное движение дает чувство целостности, насыщенности и многогранности окружающего мира. В этом смысле внимание похоже на взгляд. Как внимание, так и зрение избирательны: в каждое отдельное мгновение вы видите только те детали, которые захватывают центр вашего поля зрения. внимание, насыщая ваше сознание, движется из стороны в сторону, поочередно останавливаясь на разных мыслях, рассматривая что-то поверхностно, а что-то более пристально. Оно предугадывает, перемещается, движется, создавая полную перспективу происходящего вокруг. У внимания существуют свои пределы. Мы способны концентрировать внимание на чем-то одном только какое-то ограниченное время, после чего мозг переключается на что-то другое. Другое ограничение внимания заключается в том, что мы можем удерживать в его фокусе лишь определенное количество предметов одновременно. МИКРОУПРАЖНЕНИЕ: Прочтите про себя приведенные ниже серии цифр. Подле прочтения каждой серии закройте глаза и повторите цифры. Из скольких цифр состоит последняя серия, которую вы смогли удержать в уме? 5484 79132 547704 5713270 46584245 71219412171969
БАЗОВАЯ ТЕХНИКА КОНЦЕНТРАЦИИ (на основе аутотренинга и " позы кучера") 1. Для сидячего положения: · Сесть на передний край опоры так, чтобы центр тяжести тела приходился точно на тазовые кости; · Поставить ноги так, чтобы голень находилась под прямым углом к бедру; нажимом свнрху вертикально на колено проверить – не нарушена ли вертикальная ось; · " бросить" руки по обеим сторонам тела совершенно свободно, после чего опереть их серединой локтевого сустава на опору, подходящуу по высоте – локти должны быть на уровне живота; · расслабить спину – не должно быть никаких мышечных блоков, при наличии стационарных блоков необходим массаж; · востановить природную кривизну позвоночника (кифоз) – при нажатии ассистентом на плечи должно ощущаться пружинящее движение и состояние позвоночника; · расслабить головные и шейные мышцы (голова должна легко качаться вверх-вниз и вправо-влево); · расслабить все тело; · произнести формулу: " На счет 3 у меня осядет внутренний шум и я войду в состояние глубинной концентрации"; · произнести " Раз" – ощутить успокоение, подение давления и урежение пульса, после шума в ушах все звуки станут фоном, зрение сузится до фарнмента или станет расплывчатым, может угнетаться речь (" слова не идут с языка"), дыхание переключается с легочного на диафрагмально- холотропное, может наблюдаться телесная скаванность (тело тяжелое, вялое, неповоротливое, неловкое); · в полусонном измененном состоянии прозвучит " Два" - ощутить " мурашки", бегающие по спине в районе плечевого пояса; · на счет " три" вернутся все ощущения, но система управления будет передана правому полушарию. Левое будет угнетено искусственно. 2. Для стоячего положения: поза должна быть " лошадиной" – мускулы ног свободны и расслаблены, положение тела устойчиво, работают суставы. Остальное – так же, как и для сидячего положения. Мэри Крэйг Синклер так писала о состоянии концентрации: В первую очередь необходимо научиться простому трюку – неделимому вниманию, концентрации. Под концентрацией я понимаю перенос внимания на один предмет, на одну несложную мысль, причем радостную, спокойную. Старайтесь удерживать ее в голове. Это не размышление; это отсечение всех мыслей, кроме одной, кроме одного предмета обдумывания. Одновременно нужно научиться расслабляться, потому что странно звучит – концентрация отчасти есть полное расслабление. Таким образом, неделимая концентрация с точки зрения целей эксперимента есть состояние полного расслабления под целенаправленным контролем. Чтобы сконцентрироваться подобным образом, необходимо в первую очередь дать себе «подсказку», снять напряжение с мысли, равно как и с тела... («Из Радио разума» Эптона Синклера).
|