Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Противодействие террористической деятельности






П ротиводействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах страны осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели.

2. Пограничные органы и пограничные войска осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера

3. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

4. Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников.

5. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

6. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в проведении контртеррористических операций.

Деятельность по предупреждению преступлений террористического характера в Российской Федерации строится на определенных принципах, которые сформулированы в статье 2 Федерального закона «О противодействии терроризму»:

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Меры противодействия терроризму:

Совершенствование деятельности специальных органов, ответственных за борьбу с терроризмом, и специальных подразделений по пресечению террористических действий.

Выявление и пресечение преступлений террористического и иного экстремистского характера.

Пресечения деятельности террористических групп и организаций, а также перекрытия каналов поступления им финансовой, военно-технической и иной помощи.

Противодействие организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление террористических актов на территориях государства.

Борьбы с незаконным производством и оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Проведение мероприятия в целях розыска и задержания скрывающихся лиц, причастных к террористической и иной экстремистской деятельности.

Выявление баз, тренировочных лагерей, мест лечения и отдыха террористов.

Перекрытие маршрутов передвижения на территории государства террористических групп и причастных к ним лиц.

Разработка и осуществление комплекс мероприятий по совершенствованию защиты объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность.

Создание в Антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых Государств базу данных по проблеме терроризма.

Осуществление научных исследований актуальных проблем борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Проведение научно-практических конференций по проблемам борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Подготовка методических пособий для сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений террористического характера.

Изучать и осваивать мировой опыт борьбы с терроризмом.

Заключение

В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, поэтому необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют.


Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие терроризма.

2. В чем состоит общественная опасность терроризма?

3. Каковы особенности личности террориста?

4. Каковы основные причины современного терроризма?

5. Раскройте содержание основных мер предупреждения терроризма.


Система координации и взаимодействия в деятельности органов внутренних дел России охватывает взаимоотношения различных управлений и служб как внутри ведомства, так и ее связи с другими ведомствами и организациями.

Известно, что основу взаимодействия составляют отношения прямого сотрудничества, когда заинтересованные подразделения объединяют усилия для выполнения общей задачи. В отличие от взаимодействия в основе координации лежат отношения опосредованного, непрямого сотрудничества, при котором общая цель достигается посредством осуществления специфических функций отдельными подразделениями, государственными органами и самостоятельного решения стоящих перед ним задач. По существу, координация – это упорядочение деятельности различных по ведомственной принадлежности и степени подчиненности подразделений, служб и органов между собой путем согласования их планов и действий для достижения общей цели при решении каждым из субъектом взаимодействия своих специфических задач.

Из теории организации и управления известно, что значение координации и взаимодействия резко возрастает по мере усиления тенденции к децентрализации управления, основывающейся, в частности, на возрастании специализации подразделений органов внутренних дел. Решение таких сложных комплексных проблем как организация систем противодействия преступлениям террористического характера требует согласованных действий подразделений криминальной милиции органов внутренних дел – субъектов оперативно-розыскной деятельности.

К основным формам взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности по области борьбы с терроризмом можно отнести:

- обмен информацией об оперативной обстановке по борьбе с террористической деятельностью между структурными подразделениями криминальной милиции, а также подразделениями других правоохранительных и иных государственных органов;

-обмен данными по материалам дел о преступлениях террористического характера, работа по которым строится на основе объединения действий ряда подразделений МВД РФ, ФСБ РФ, других правоохранительных органов;

-совместное планирование и осуществление контрразведывательных мероприятий и операций по борьбе с террористической деятельностью, разработка и проведение мер общепредупредительных, режимных и других мероприятий;

- взаимопомощь в использовании оперативных сил и средств, а также иных оперативных возможностей;

- совместная разработка правовых актов, регулирующих функции государственных органов исполнительной власти и отдельных должностных лиц в сфере противодействия террористической деятельности;

- совместная работа по устранению причин и условий способствующих террористической деятельности и др.

Указанные формы взаимодействия подразделений криминальной милиции с другими организациями и ведомствами, деятельность которых связана с противодействием террористической деятельности, должны на наш взгляд, отвечать следующим условиям:

а) строится на четком разграничении функций и компетенции сторон, осуществляющих координацию и взаимодействие;

б) на точном соблюдении функции и компетенции со стороны всех участников.

Исходя из сложившийся к настоящему времени структуры криминальной милиции координация и обеспечение взаимодействия ее подразделений в области борьбы с преступлениями террористического характера могут развиваться по следующим направлениям:

- нормативное закрепление компетенции каждого субъекта оперативно-розыскной деятельности в координации и взаимодействии;

- признание при осуществлении координации и взаимодействия в области борьбы с преступлениями террористического характера главенствующей роли ГУБОП СКМ МВД РФ, как органа, организующего и ведущего борьбу с террористической деятельностью в системе подразделений криминальной милиции;

- постоянное осуществление контроля за своевременным выполнением решений в рамках координации взаимодействия.

Взаимодействие между структурными подразделениями криминальной милиции имеет большое значение в организации оперативно-розыскной деятельности. На основе сложившейся структуры подразделений и современных требований можно рассмотреть основные направления взаимодействия в этом блоке.

Взаимодействие ГУБОП СКМ МВД России, НЦБ Интерпола в России и ГУУР СКМ МВД России с Антитеррористическим центром и Управлением контрразведывательных операций ФСБ России может осуществляться по следующим направлениям:

- в проведении мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению террористических акций со стороны прибывающих в страну иностранцев и лиц без гражданства;

- установление объектов возможных террористических устремлений со стороны спецслужб иностранных государств, международных террористических организаций, а также внутренних преступных элементов и организаций;

- обеспечение безопасности от террористической деятельности иностранных дипломатических представительств и лиц, пользующихся международной защитой;

- обмен информацией о проводимой террористической деятельности субъектов терроризма;

- работа по совместному проведению мероприятий по выявлению, компрометации и разоблачению агентуры и эмиссаров спецслужб иностранных государств, международных террористических организаций, замышляющих, готовящих и осуществляющих террористические акции на территории страны;

- совместное проведение оперативных мероприятий, например, по задержанию лиц, вынашивающих террористические намерения в отношении иностранных объектов на территории России, лиц, пользующихся международной защитой, документирования их преступной деятельности и другие направления.

Взаимодействие с АТЦ ФСБ России, Управлением военной контрразведки и ее подразделениями на местах играет важную роль в предотвращении утечки средств, ограниченных к свободному обращению (оружия, боеприпасов, химических, бактериологических, ядерных, компонентов вооружений и т. д.) к экстремистским, террористическим организациям и отдельным лицам на территории страны и охраны особо важных объектов от террористических посягательств.

Основными направлениями здесь могут являться:

- выявление лиц, вынашивающих террористические замыслы, из числа военнослужащих, а также вольнонаемных лиц, работающих в Вооруженных силах;

- взаимное информирование по первичной информации подобного рода и ее проверке; выявление каналов утечки оружия, боеприпасов, других средств из ВС, предприятий-изготовителей и пользователей к экстремистским, террористическим формированиям и отдельным лицам, а также участникам оружейного бизнеса на территории страны;

- выявление, предупреждение и пресечение готовящихся и осуществляемых посягательств на склады оружия и боеприпасов, иные особо важные объекты;

- предотвращение и пресечение хищения оружия и боеприпасов иных ограниченных к свободному обращению средств посредством согласования оперативных и режимных мер по их охране, совместное проведение операций по контролю каналов утечки оружия, боеприпасов и иных средств, перехвату похищенного, оказания взаимодействия в расследовании по данным фактам и т.д.;

- пресечение попыток подготовок и бегства военнослужащих с оружием и боеприпасами путем обмена информацией о личности подозреваемых, возможных маршрутах и целях побега, совместное участие в поисковых мероприятиях;

- обеспечение безопасности военных и иных перевозок с целью недопущения и пресечения попыток хищения или захвата имущества по пути следования (взаимное информирование об оперативной обстановке по пути следования грузов, совместное планирование мероприятий на случай, возникновения ЧП и т.д.) и другие направления.

Взаимодействие ГУБОП СКМ МВД России с ГУБЭП СКМ может осуществляться по следующим основным направлениям:

- в проведении мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению террористических акций со стороны иностранцев, прибывающих в страну по линии торгово-экономического или научно-технического обмена, коммерсантов, подозреваемых в принадлежности к международным террористическим организациям, спецслужбам некоторых иностранных государств;

- выявление, предупреждение и пресечение террористических акций на объектах транспорта, связи, промышленности, в том числе использующих ядерные, химические, биологические компоненты, недопущение попыток их хищения или захвата террористами;

- совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий по лицам, группам, организациям вынашивающим террористические намерения в отношении объектов особой степени уязвимости (АЭС), другим важным промышленным объектам, другим направлениям.

Сотрудничество ГУБОП с ГУБЭП, УРО особенно важно в условиях нестабильности социально-экономического положения в стране, ослабления многих административно-правовых режимов, стремления экстремистских, террористических формирований выбирать в качестве объектов террористической деятельности важные промышленные объекты, в том числе с высокой степенью уязвимости.

В современных условиях большое значение приобретают вопросы координации и взаимодействия ГУБОП с Оперативно-поисковым управлением, Управлением специальных технических мероприятий.

Следующий из рассматриваемых блоков включает в себя осуществление и обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с другими государственными органами исполнительной власти в области борьбы с терроризмом. Прежде всего это сотрудничество с СВР, ФСО, ФПС России, и рядом других федеральных органов исполнительной власти.

Взаимодействие МВД России со службой внешней разведки может охватывать вопросы получения информации о террористических угрозах и организации противодействия им. Здесь сотрудничество может развиваться по следующим направлениям:

-создание оперативных позиций путем агентурного проникновения в спецслужбы некоторых иностранных государств, международные террористические организации замышляющие, готовящие и осуществляющие террористические акции как за рубежом, в отношении граждан России и ее материальных объектов, так и на территории нашей страны;

-обмен информацией о зарубежных субъектах террористической деятельности, их планах, отдельных террористических акциях, их связях с экстремистскими, террористическими формированиями и отдельными лицами на территории России;

-согласование мероприятий по обеспечению безопасности от террористической деятельности российских граждан и объектов за рубежом, а также лиц, пользующихся международной защитой; выявление террористов в потоке иностранцев, следующих через Россию или останавливающихся в ней на определенный срок путем инициативного направления СВР России ФСБ РФ информации о намерениях причастных к террористической деятельности лиц совершить поездку в Россию;

-участие в обеспечении физической безопасности государственных и общественных деятелей, официальных парламентских и правительственных делегации во время их поездок за границу путем, согласования основных охранных мероприятии, обмена и информацией об оперативной обстановке и возможных террористических посягательствах, о результатах их проверки, о мерах безопасности, принимаемых страной предполагаемого посещения; участие совместной подготовке предложении соответствующим государственным органам России о развитии международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, а также о принятии конкретных мер по акциям международного терроризма, затрагивающим интересы России; и другим направлениям.

Оптимизация сотрудничества с СВР России в области борьбы с терроризмом вызывается необходимостью обеспечения безопасности России, ее конституционного строя от террористической деятельности субъектов международного и государственного терроризма. Координация и взаимодействие ФСБ России с ФСО РФ по вопросам борьбы с терроризмом строятся на основе заключенного в 1994 году соглашения в данной области.

Основное значение здесь могут иметь следующие аспекты сотрудничества:

-получение и проверка первичной информации о возможной подготовке террористических актов против государственных и общественных деятелей путем взаимного информирования и принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности лиц и объектов, важных государственных и общественно-политических мероприятий;

-совместное проведение мероприятий по выявлению, локализации, пресечению и расследованию террористических актов, розыску и задержанию исполнителей;

-получение и обмен информацией о деятельности экстремистских, террористических формирований и отдельных лицах, действующих на территории России, стран СНГ и других государств, замышляющих, готовящих и осуществляющих террористические акты в отношении государственных и общественных деятелей России, межправительственных делегаций, других мероприятий межгосударственного характер;

-обмена опытом и проведения совместных учений по пресечению возможных террористических актов в отношении охраняемых лиц во время их следования наземным, водным, или воздушным транспортом, а также освобождению заложников;

-взаимное информирование о нарушениях режима безопасности охраняемых лиц, разработка мер по их недопущению; по другим вопросам.

Взаимодействие МВД с ФСБ России сможет осуществляться по всему комплексу вопросов выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности. Она может включать следующие направления:

-выявление среди иностранцев пребывающих в Россию лиц, причастных к террористической деятельности зарубежных террористических структур, на основе информации и контрразведки о признаках возможной причастности к этим структурам в процессе решения ряда своих задач (оформление и выдача документов на проживание в стране, контроля за проживанием и передвижением иностранцев в пределах России и т.п.);

-при оперативном расследовании чрезвычайных происшествий, если есть основания полагать, что проведена террористическая акция;

-в работе по розыску особо опасных государственных преступников, замышляющих, готовящих и осуществляющих террористические акции, обмен информацией о личности этих антиобщественных элементов, согласование мероприятий по их захвату и т.п.;

-взаимное информирование о развитии тенденций политизации уголовной среды, об обстановке в области незаконной торговли оружием и другими ограниченными к свободному обращению средствами, о связях организованной преступности с экстремистскими, террористическими формированиями внутри страны и зарубежными структурами организованной преступности и международными террористическими организациями, разработка и осуществление совместных мероприятий по пресечению подобной преступной деятельности;

-при ведении оперативного учета лиц представляющих интерес по линии борьбы с терроризмом;

-в деятельности по обеспечению безопасности государственных и общественных деятелей ФСБ, ФСО и МВД России согласовывают задачи по охране в местах их постоянного пребывания пути передвижения, других случаях от террористических посягательств, контролируют оперативную обстановку использованием присущих им специфических сил и средств, осуществляют пресечение террористической деятельности;

-в работе по обеспечению физической и инженерно-технической охраны особо важных объектов в том числе особой степени уязвимости АЭС подразделениями МВД путем информирования контразведкой о нарушении административно-правовых режимов, которыми могут воспользоваться для проведения террористической деятельности;

-в работе по организации и проведению агентурно-оперативных мероприятий среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы с целью получения первичной информации о замышляющих или подготавливаемых террористических акциях (террористических актов, захват заложников, организациях взрывов в общественных местах и т.д.), а также иной информации, имеющей отношение к этой деятельности, по другим направлениям.

Рассмотренные направления сотрудничества органов внутренних дел с другими государственными органами исполнительной власти, конечно, не исчерпывают всех аспектов взаимодействия в организации противодействия террористической деятельности. Помимо выше названных органов, взаимодействие осуществляется с МИД, Министерством обороны России, Министерством юстиции, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой налоговой полиции РФ и другими органами исполнительной власти.

Необходимо отметить, что существует определенная правовая неурегулированность многих аспектов рассматриваемого сотрудничества по кругу задач, содержанию и формах осуществления, которые существенно снижают эффективность системы противодействия терроризму.

Третий блок системы взаимодействия подразделений криминальной милиции по борьбе с преступлениями террористического характера включает развитие его с зарубежными государствами: а) в рамках единого пространства бывших советских республик в силу общности их социально-экономических систем, традиционных связей в различных областях общественной жизни и б) сотрудничества в рамках единого Европейского и мирового пространства.

В качестве необходимых принципов такого сотрудничества, на наш взгляд, должны рассматриваться следующие:

-соответствие его национальным интересам России, международным обязательствам страны;

- осуществление на строго правовой основе, многосторонних и двухсторонних соглашениях, деидеологизации сотрудничества.

Сотрудничество в рамках мирового сообщества, в том числе единого европейского правового пространства должно основываться на уже сложившейся международной правовой базе, определяющей подходы в борьбе с терроризмом и на заключении новых как двухсторонних, так и многосторонних соглашений.

В качестве актуальных направлений сотрудничества МВД России со спецслужбами иностранных государств в области борьбы с терроризмом, можно рассматривать следующие:

-согласование общих подходов к проблеме борьбы с терроризмом, соответствующих форм и методов этой борьбы в соответствии с международным правом;

-обмен информацией о зарубежных террористических организациях, их планах и намерениях, затрагивающих интересы иностранного государства и России; проведение согласованных мер по ослаблению и ограничению деятельности международных террористических организации, представляющих общую угрозу для России и иностранного государства путем публичного разоблачения этих организаций и проводимой ими деятельности;

-обмен информацией о готовящихся и состоявшихся террористических акциях в отношении граждан и объектов сотрудничающих сторон; принятия необходимых мер по предупреждению и пресечению террористических актов против правительственных делегаций, дипломатических и иных представительств в сотрудничающих странах путем обмена информацией совместных действий в этом направлении, оперативном расследовании подобных преступлении и т.д.;

-согласование действий в предотвращении попыток ввоза на территории стран-участниц, соглашения оружия, боеприпасов, других ограниченных к свободному хождению средств, которыми могут воспользоваться террористы;

-обмен опытом предотвращения террористических акций специальной техникой и вооружением, используемых в этих случаях; другим направлениям сотрудничества.

Сотрудничество с международными организациями, региональными организациями ограниченной компетенции (группа “Треви”, “Помпиду”, структура “Киловатт”, в рамках которой осуществляется обмен информацией о терроризме и террористах между рядом стран Европы и Америки) может существенно поднять эффективность противодействия международному терроризму, направленному против интересов России. При взаимодействии с Интерполом необходимо более эффективно использовать имеющиеся у него массивы информации (например, системы I EXIS- преступления, совершенные с использованием взрывчатых веществ и системы ITAR-торговля оружием.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал