Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины терроризма






Международные организации и ученые постоянно уделяют внимание проблеме причин терроризма. Эта проблема является одной из основных при разработке и совершенствовании правовых мер борьбы с терроризмом. От того, насколько точно будут установлены причины этого особо опасного преступления, будет зависеть эффективность принимаемых мер по борьбе с ним и их дальнейшее совершенствование. В российской криминологической науке под причинами преступности, в том числе и различных видов терроризма, принято понимать те социальные явления, которые порождают преступность как свое закономерное следствие. При достаточно большом выборе оснований криминологической классификации причин и условий преступности в отечественной криминологии выделяются факторы, характеризующие терроризм по содержанию или сферам социальной жизни. К таковым, как правило, относятся: правовые, социально-экономические, организационно-управленческие, воспитательные, идеологические, психологические, социально-политические и другие причины и условия или процессы и явления, вызывающие преступность в этих сферах жизни.

На VIII Международном конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (Гавана, 1990 г.) коренными причинами терроризма были названы: бедность, безработица, неграмотность, нехватка доступного жилья, несовершенство системы образования и подготовки кадров, отсутствие жизненных перспектив (заметим, что по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в мае 1995 г., на это обстоятельство указывал каждый четвертый опрашиваемый россиянин, а в 2002 г. уже каждый второй), отчуждение и маргинализация населения (от лат. mагginаlis - находящийся на краю социальной жизни - бродяги, нищие), обострение социального неравенства, ослабление семейных и социальных связей, недостатки воспитания, негативные последствия миграции, разрушение культурной самобытности, нехватка объектов культурно-бытового назначения, распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости.

В настоящее время в отечественной юридической литературе называют следующие причины терроризма:

- заметное снижение жизненного уровня в сочетании с беспрецедентно возросшей социальной дифференциацией, что вызывает такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ненависть, ностальгия по прошлому и т.п.;

- экономический и энергетический кризис, рост цен, инфляция;

- кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих боевой опыт, и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами;

- рост безработицы, который обусловливает проблемы миграции, бродяжничества, психологической и профессиональной деградации и дезориентации личности в условиях рыночной экономики и т.п.;

- широкое распространение среди населения оружия, военной подготовки и специфических военных умонастроений, связанное с участием значительной части военных в реальных боевых событиях (афганская и чеченская войны), а также с вынужденным перепрофилированием многих работников спецслужб, нередко оказывающихся в криминальных структурах. Доступность оружия и большое число ищущих себе применения военных;

- подрыв или свержение своего правительства (к примеру, деятельность западногерманской " Фракции красной армии" (РАФ) и итальянских " Красных бригад");

- национальное самоутверждение (к примеру, деятельность Армянской секретной армии за освобождение Армении (АСАЛА);

- распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости, внушение населению мысли о всесильности и вседозволенности террористов и др.

Вместе с тем в международном и внутригосударственном терроризме наиболее значительно проявление политического терроризма. Ведущую роль в детерминации политического терроризма, как и всей политической преступности, занимают политические причины. Назовем, с нашей точки зрения, основные:

- репрессии со стороны правящей элиты по отношению к оппозиционным политическим партиям;

- навязывание правящей элитой нетрадиционных для данного общества социально-политических нововведений;

- обострение внутриполитических конфликтов внутри самого государства;

- столкновение политических интересов двух государств в каком-либо регионе;

- ошибки в национальной политике, допускаемые правительством;

- целенаправленное разжигание национальной розни отдельными людьми, группами, партиями (к примеру, движение ваххабитов):

- агрессия в отношении другого государства и его оккупация в большинстве случаев влечет за собой вооруженное сопротивление мирного населения (партизан), использующего террористические методы (взрывы важных объектов, поджоги и т.д.);

- поощрение терроризма на уровне государственной политики, как это делают Ливия, Иран, Ирак, Афганистан;

- недовольство деятельностью правительства иностранных государств, в связи с чем совершаются террористические акты против его представителей и учреждений.

В настоящее время особенно широкое распространение получили религиозная нетерпимость (религиозный фанатизм).

На наш взгляд, в качестве фактора, способствующего распространению терроризма в России, следует назвать коррупцию. Коррупция является своеобразным катализатором организованной преступности, оказывая тем самым свое влияние на распространение терроризма. Влияние это может быть прямое (пособничество непосредственно террористам) либо косвенное (к примеру, пособничество преступным формированиям, занимающимся наркобизнесом, доходы от которого поступают в распоряжение террористов).

Рассмотрим еще одну из возможных причин существования терроризма. Как было в самом начале сказано, терроризм изначально сопутствовал человечеству. Терроризм, исходя из анализа его содержания, это насилие. Но психологи рассматривают насилие как одну из основных и первую форму управления, целью которого является получение желательного вида поведения. Эта первая (насильственная) форма управления, с помощью которой действует природа, управляет поведением живых тварей, не только животных, но и человека. Природа вызывает нужное поведение по простой схеме: если нет… то будет неприятное переживание; если есть… то будет приятное переживание.

Данная форма отражается, например, в следующем условном суждении: ”Если я не открою зонтик, то меня промочит и мне будет неприятно, плохо”. Психологи назвали данную форму управления насильственной, так как формула насилия определяется именно этим: если не будет желательного поведения, то я сделаю тебе плохо [29].

Управление состоит не только в решении задачи вызывания желательного поведения, но и в устранении нежелательного. Если для того, чтобы устранить нежелательное поведение, мы будем вызывать неприятные переживания, наказывать другого, то мы устраняем это поведение, применяя насильственную форму управления.

Наказание за нежелательное управителю действие применяется с момента возникновения человечества, хотя сама эта форма управления выросла из природы. Авторитетный бабуин, обнаруживший нежелательные признаки поведения у другого бабуина, ниже по рангу, задает последнему хорошую трёпку, чтобы в дальнейшем предотвратить подобное. Точно так же он устраняет нежелательное поведение, когда кто-то пытается взять корм раньше него. Управленческое поведение как управителя, так и управляемого выработано не ими. Оно существовало до них и было усвоено через инстинкт и научение. Человек же в готовом виде принял эту норму (форму), и в этом смысле он не отличается от животных. Отличие существует лишь системе ориентировки в ситуации управления. Здесь человек превзошел животных, поскольку им выработана система символов устрашения, которые предупреждают необходимость практической реализации насилия немедленно и в каждой ситуации.

Если в природных условиях насилие возникает из-за нежелательного поведения объекта, то в человеческих отношениях управитель производит действия, предупреждающие возможность возмездия за нежелательное действие, т.е. создает уголовный кодекс.

Насилие – это одна из наиболее распространенных форм отношений между людьми. Сообщество людей может применять анонимное насилие, виды которого многообразны.

Разрабатывается идеология насилия, ее формы пронизывают всю духовную жизнь человека, философию, религию. Бог грозит правоверным карами за нежелательные виды поведения даже после смерти, причем в разряд нежелательного поведения включаются такие виды поведения, на которые светская власть не обращает внимания, а именно умственное поведение, мышление. Нежелательный ход мышления наказывается церковьью более жестоко, чем реальный поступок [10; 29].

Насильственная схема управления пронизывает почти все сферы жизнедеятельности современного человека. Она неминуемо способствует развитию в человеке садистических черт. Ведь управление всегда ориентировано на то, чтобы изменить поведение другого в желательном направлении, что в конечном счете должно принести удовлетворение управителю. Но поскольку данная форма включает в себя причинение страдания другому, то в определенный момент происходит смещение акцентов, когда страдание другого, управляемого, само по себе становится источником удовлетворения управителя. Процесс управления возможен еще и потому, что тот, кем управляют, испытывает чувство удовольствия, удовлетворяя желания управителя и избавляясь от наказания. Избавление от наказания всегда приятно, и эта приятность – эмоциональное подкрепление желательного для управителя поведения. В результате управляемый становится жертвой управителя и лишается самостоятельности, внутренней свободы, что доставляет ему удовлетворение. Для подтверждения приведем пример. Эрих Фромм в книге “Бегство от свободы” объясняет отказ от свободы в пользу деспотизма разрушением сообщества, которое жестко программировало жизненные проявления человека. В результате свобода оказалась не по вкусу, поскольку люди были не готовы к самостоятельному принятию решений и нуждались во внешней силе, которая управляла бы ими. Они не созрели, по его мнению, для того, чтобы принять свободу от ограничений, которые накладывало на них стабильное сообщество в рамках средневекового цеха, деревни. Свобода от этих ограничений внушала им страх и толкала на поиски безопасности за спиной у сильной личности [19; 22].

Трудно сравнивать количество насилия над личностью в традиционном сообществе и в свободном, даже если оно потом подвергалось фашизации. Количество насилия в традиционных обычаях часто оказывается большим, чем в бесчеловечных предписаниях или кодексах тиранических обществ. Разница состоит в том, что в первом случае это не так заметно для не вооруженного психологическим знанием человека.

А как третируют в мирной деревеньке, жители которой придерживаются патриархальных норм, одиноких матерей и девушек, оставшихся старыми девами! Это мы наблюдаем сейчас в селениях (станицах) Чечни. Таких девушек боевики готовят стать террористками-смертницами (шахидками), чтобы они смыли свой грех (позор), убив неверных. Аллах их простит, и они попадут в Рай.

Фашизм возникает не вследствие бегства от свободы, а в результате того, что насильственная форма управления, одетая в политические одежды и примененная в государственном масштабе, используется для подавления одного слоя населения другим в интересах власти (партии) и самоутверждения. Это дает нам основание думать, что причиной стремления к рабству и поиска беспощадного правителя является не разрушение средневекового сообщества, как думал Эрих Фромм, а форма насильственного управления, которая привычна и практикуется в этом сообществе.

Человек с самого начала применяет этот образец к себе и другим, исходя из того, как им управляли его родители. Если в семье внедряется насильственная форма управления, то трудно ожидать, что человек, прошедший такую школу, станет в общественной, производственной и даже политической деятельности пользоваться другой формой, т.е. ненасильственной. Когда мы показываем фильм, где “хороший”, т.е. положительный, герой эффективно осуществляет насилие над “плохими”, то прежде всего внедряем в него, даже закрепляем в нем насильственную форму управления, которая будет применяться как к другим, так и к самому себе. Поэтому не следует удивляться тому, что, наблюдая за поведением героев “хороших”, идейно выдержанных фильмов, наши подростки объединяются в шайки и ведут войну с “плохими” соседями – и дело не ограничивается драками, доходит до убийств и террора.

Почему мы должны думать, что воспитанный в респектабельной семье человек, став руководителем, не будет практиковать насильственную форму, если еще на студенческой скамье его обучают, что “насилие - повивальная бабка истории”, история человечества кровожадна и что все попытки улучшить жизнь путем революционных преобразований были тщетны, т.к. революционеры неэффективно применяли насилие, были подчас либеральны. Применение ненасильственной формы он рассматривает как слабость и оппортунизм [8]. Что же будет, если он станет политиком?

Сталинизм был возможен только потому, что первая насильственная форма управления разделялась всем обществом поголовно, за редким исключением, как управителями, так и жертвами, а ненасильственная схема управления третировалась как буржуазный либерализм или еще какой-либо опасный “изм”.

Стремление сделать виновниками ужасающего террора только Сталина и его приспешников свидетельствует о желании оставить в неприкосновенности подлинные причины терроризма, ограничившись осуждением отдельных людей и отдельных решений.

Такова краткая характеристика основных причин терроризма.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал