Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие 4. Проблемы развития личности, способностей и компетентности учащегося в контексте проблем педагогической деятельности






 

Обсуждение вопросов:

1. Понятия «социализация», «адаптация», «дезадаптация».

2. Проблемы мотивации учения.

3. Проблемы индивидуализации и дифференциация обучения.

4. Психологические причины неуспешной учебной деятельности: несформированность мотивации учения; недостаточная интеллектуальная активность ученика в учебной работе (трудности усвоения учебного материала); несформированность навыков и способов учебной работы, неумение трудиться; отсутствие познавательных и учебных интересов. Дислексия и дисграфия. Типы неуспевающих учащихся. Учащиеся с особыми потребностями.

5. Психологические аспекты работы учителя с детьми «группы риска».

6. Психологические проблемы работы учителя с одаренными детьми.

7. Эмоциональные проблемы учащихся. Эмоциональные проблемы учащихся связанные со школой: страхи, скука, лень, ощущение беспомощности, агрессия, неуверенность в себе, соперничество и др. Работа с эмоциями учащихся в образовательном процессе.

Выполнение практических заданий:

1. Диагностика уровня социально-психологической адаптации студентов (приложение 4, с.184).

2. Методика выявления проблем учащегося в учебной деятельности (приложение 5, с.191).

3. Рассмотрение и обсуждение ситуаций поведения детей с особенностями и трудностями развития. Вопросы для обсуждения: в чём проблема ребёнка и как помочь этому ребёнку её преодолеть?

 

Ситуация 1

Саша был застенчивым восьмилетним мальчиком, который очень мало разговаривал со сверстниками и совсем не разговаривал со взрослыми, особенно с незнакомыми. Когда его спрашивали о чём-нибудь на уроке, он краснел и терялся. Разговаривая с человеком, он избегал смотреть ему в глаза. В школе он стремился держаться как можно более незаметно. Саша хорошо учился, но он часто подвергался насмешкам из-за того, что не участвовал ни в спортивных играх, ни в общих шалостях. У него был только один друг, которого другие ребята также считали «ненормальным». Когда один из учителей попытался заставить Сашу во время большой перемены присоединиться к коллективной игре, он подчинился. Однако, из-за того, что Саша никогда раньше не играл в эту игру и не знал правил, вскоре он подвергся насмешкам и был вытеснен из круга играющих. После этого дня он стал ещё больше избегать контактов с другими детьми.

По мере того, как сокращался круг его общения в школе, Саша больше стал искать понимания в отношениях со своими близкими. Но его «прилипчивость» в отношении матери вызывала у неё недовольство, она сердилась на сына. Ощущая себя отвергнутым в школе и дома, Саша стал чувствовать себя «несчастным», у него постоянно было плохое настроение, постепенно стали появляться психосоматические жалобы на головные боли и боли в животе.

 

Ситуация 2

Восьмилетний Юра не мог заставить себя сидеть на месте ни в школе, ни во время выполнения домашней работы. Он постоянно «крутился», забирался на стол с ногами, поворачивался к рабочему столу то одним, то другим боком, вставал и снова садился. Когда учительница заставляла его сидеть спокойно, казалось, что движение из ног переходит в руки – он суетливо перебирал и крутил предметы, лез в сумку, перелистывал учебник и т.п. В такие моменты у мальчика даже менялся почерк – он становился более «рваным», «дёрганным».

 

Ситуация 3

Маша, одна из учениц седьмого класса, упала и сильно ушибла голову и была отправлена в больницу. Учитель физики, классный руководитель, узнав, что Лена, другая ученица, собирается навестить Машу в больнице, сказал: «Передай Маше привет от всех нас и пожелай ей скорейшего выздоровления». На следующем уроке учитель спросил у Лены, была ли она у Маши, и когда услышал утвердительный ответ, поинтересовался: «Ну и что она сказала?». Лена, ни на минуту не задумываясь, ответила: «Она сказала, что не нуждается в ваших приветах».

 

Ситуация 4

Учительница первого класса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников. «Рома П., - сказала она, просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, успевает болтать чуть ли не со всеми детьми в округе, кривляется, смешит и отвлекает весь класс. А когда я делаю ему замечание, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: ставила в угол, писала замечания в дневник, водила к завучу, оставляла в классе на перемене, вызывала родителей. Мама и бабушка, которые воспитывают Рому, иногда вынуждены по нескольку раз в неделю приходить в школу и выслушивать жалобы на него. Но и они не в состоянии изменить что-либо. Рома с каждым днём дерзит всё больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал