Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания к написанию курсовых работ
Курсовая работа – это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя кафедры поисковое исследование. Оно имеет теоретическую составляющую анализа актуальных вопросов и содержит анализ практического опыта, изучавшегося студентом в рамках дисциплины «Стратегический менеджмент». При написании курсовой работы недостаточно знания одного учебного материала. Студент должен быть знаком с широким кругом как общей, так и специальной литературы по теме, уметь увязывать вопросы теории с практикой, делать соответствующие выводы и предложения. Выполнение курсовой работы преследует следующие цели: 1) привить студентам навыки самостоятельной работы с литературными источниками, статистической отчетностью, нормативно-справочной документацией; 2) самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал; 3) делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по теме исследования; 4) развить умение четко и просто письменно излагать свои мысли, правильно оформлять работу. Более глубокое их изучение возможно в рамках подготовки дипломной работы. Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами по курсовой работе, включают: · изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме исследования; · самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами; уточнение основных понятий по изучаемой проблеме; · определение объекта и предмета исследования по курсовой работе; · резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.
Структура и содержание курсовой работы Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Как правило, она состоит из введения, основной части (3 главы по 3 параграфа; две главы – теоретического, одна – практического характера), заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем курсовой работы – 25–30 страниц (приложения в общий объем не включаются). Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы, определяются предмет, объект и методы исследования. Теоретическая часть работы выполняется на основе изучения литературных источников, нормативно-справочной документации, данных статистической отчетности, содержит характеристику теоретических и методических вопросов, анализ точек зрения в экономической и управленческой литературе, обзор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов. В практической части курсовой работы исследуются прикладные аспекты проблемы. Основой практической части могут быть результаты прохождения производственной практики студентов, изучение фактических материалов, практических примеров и т. д. В заключении подводится итог проведенного исследования, делаются основные выводы, даются характеристика и оценка реального состояния проблемы (в результате анализа конкретного примера), отмечаются те стороны проблемы, которые требуют для своего решения дальнейших углубленных исследований. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т. д.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Стратегическое управление в системе менеджмента. 2. Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации. 3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. 4. Модели стратегического менеджмента. 5. Пять задач стратегического менеджмента. 6. Стратегическое видение и миссия. 7. Составляющие стратегии компании и причины изменения стратегии. 8. Формирование стратегического видения и его составляющие. 9. Миссия как исходный пункт формирования стратегического видения. 10. Постановка целей на всех уровнях организации. 11. Иерархические уровни стратегии. 12. Основные направления корпоративной стратегии. 13. Бизнес-стратегия; ее элементы. 14. Функциональная стратегия, ее взаимосвязь с корпоративной; порядок разработки и реализации. 15. Формирование различных подходов к процессу стратегического управления. 16. Основные характеристики школ стратегического менеджмента. 17. Структурные элементы теории матриц влияния. 18. Ресурсный подход в теории стратегического менеджмента и теории матриц влияния. 19. Стратегические решения: виды; критерии; модель стратегического решения. 20. Анализ внешней среды и его задачи. 21. Методы анализа отрасли и конкуренции. 22. Пять факторов конкуренции (модель Портера), ее стратегическое значение и недостатки. 23. Ресурсный подход к анализу среды; схема подхода, ресурсные рынки; возможности ресурсной модели. 24. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. 25. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей организации. 26. Определение сильных сторон и ресурсного потенциала организации. 27. SWOT- анализ и его задачи. 28. Цепочка ценности и стратегический анализ издержек. 29. Стратегии опережения конкурентов по издержкам. 30. Пять базовых стратегий конкуренции; их отличительные черты, преимущества и недостатки. 31. Конкурентные преимущества стратегических альянсов. 32. Стратегии сужения бизнеса: дезинтеграция и аутсорсинг; их целесообразность, преимущества и недостатки. 33. Наступательные стратегии для сохранения преимущества. 34. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества. 35. Стратегия первопроходца, ее преимущества и недостатки. 36. Стратегии диверсификации и их виды. 37. Стратегии входа в новый бизнес и формы их реализации. 38. Стратегии родственной и неродственной диверсификации; их достоинства и недостатки. 39. Стратегии перестройки, сокращения и реструктуризации портфеля. 40. Продуктово-маркетинговая стратегия и ее цели. 41. Теория продуктового портфеля; матрица БКГ. 42. Сегментация рынка; критерии установления рыночных сегментов. 43. Концепция жизненного цикла продукта. 44. Основные управленческие компоненты реализации стратегии. 45. Управление процессом реализации стратегических изменений. 46. Задачи и основные функции подразделения стратегического развития. 47. Создание ключевых компетенций и конкурентных возможностей как важнейшая задача на этапе реализации стратегии. 48. Стратегическое лидерство; задачи лидера как проводника стратегии. 49. Стратегическое развитие: внутренний рост, его механизмы; преимущества и недостатки. 50. Внешние механизмы роста: слияние и поглощение; причины и мотивы слияний. 51. Стратегический синергизм; базовые возможности синергетического эффекта. 52. Стратегические альянсы; виды стратегических альянсов и мотивы их формирования. 53. Сущность стратегической эффективности; критерии стратегичности и эффективности. 54. Стратегическая рефлексия как элемент профессионального стратегического управления. 55. Стратегический контроллинг и его функции. 56. Развитие подходов к стратегическому менеджменту; их преимущества и недостатки. 57. Виртуальные организации; развитие их конкурентных возможностей. 58. Интеллектуальная организация и способы ее создания. 59. Организационное обучение и менеджмент знаний. 60. Конкуренция за будущее как новая парадигма стратегии.
10. Учебно – методическое обеспечение дисциплины Литература Основная: 1. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2005. – 296 с. 2. Менеджмент. Учебное пособие/Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). 3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с. 4. Мусин М. М. Управление экономическими интересами: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2006. – 287 с. 5. Томпсон А.А., мл., А.Дж. Стрикленд Ш. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с англ. Изд. – М.: Инфра-М, 2006. – 378 с. Дополнительная: 6. Ван Маурик, Джон. Эффективный стратег: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с. 7. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. – 472 с. 8. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити-Дана, 2004.- 285 с. Рекомендуемая: 9. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. -М.: Юнити, Серия: Зарубежный учебник, 2005.- 400 с. 10. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского.-СПб.: Питер, 1999.-416 с. 11. Арджирис К. Организационное научение: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2004. – 563 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»). 12. Армстронг Майкл. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 328 с. (Серия «Менеджмент для лидера»). 13. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. –М.: Инфра-М, 2005.- 236 с. 14. Ван Маурик, Джон. Эффективный стратег: пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 208 с. 15. Виноградова З.И., Щербакова В.Е.. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов М: Академический проект, 2004.- 303 с. 16. Волкогонова О.Д., А.Т. Зуб " Стратегический менеджмент. - М: Форум, 2004.- 256 с. 17. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. стратегический управление. Учебник. М.: Омега-Л, 2004. -472с 18. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002.- ХХ, 332 с. 19. Гертман Мишель Стратегический менеджмент. Школа бизнеса (4-е изд.) СПб.: Нева, 2003.- 96 с. 20. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. - М.: Теис, 2004.- 239 с. 21. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. " Стратегический менеджмент: учебник" Экономистъ 2004.- 416 с. 22. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. 2-е изд Аспект-Пресс 2004.-155 с. 23. Кемпбелл Э., Саммерс Лаче К. Стратегический синергизм. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»). 24. Кемпбелл Э., Стоунхаус Д. Стратегический менеджмент. Учебник. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.- 336 с. 25. Коллинз Джим, Поррас Джерри. Построенные навечно (Успех компаний, обладающих видением): Пер. с англ. Стокгольмская школа в Санкт-Петербурге, 2004. – 368 с. 26. Контроллинг как инструмент управления предприятием./ Под ред. Е.А. Ананькина. – СПб, 2004. – 203 с. 27. Куприянов Н.С., Михненков О.В., Щербаков. Стратегический менеджмент. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2004.- 336 с. 28. Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл (ред.) Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 608 с. 29. Льюис Джеймс. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб.: Питер, 2004.- 160 с. 30. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент Курс лекций. Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2005.- 288 с. 31. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. – 288 с. – (Серия «Высшее образование»). 32. Мильнер Б.З. Теория организации. -М.: Инфра-М, 2001. 33. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.– 356 с. 34. Мусин М.М. Матрицы влияния: Концепция формирования услуг бизнес-консалтинга на основе матриц экономических интересов. – М.: «Наука», 2004. – 319 с. 35. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юнити-Дана, 2004.- 285 с. 36. Попов С. А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 304 с. 37. Предвидение будущего: беседы с финансовыми стратегами: Пер. с англ. / Под ред. Л. Келенира, Д. Свогермана. В. Ферхуга. – М.: Инфра-М, 2003. ХХУ1, 229 с. 38. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент. - М: Изд.Михайлова, 2004.- 511 с. 39. Салмон Р. Будущее менеджмента / Под ред. Е.В. Минеевой. – СПб.: Питер, 2004. – 298 с. 40. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. – 408 с. 41. Смирнов Э. А. Стратегический менеджмент, ориентированный на бренд. Учебное пособие. - М: Феникс; Национальный институт бизнеса., 2004.- 316 с. 42. Стратегический менеджмент: Инструменты руководителя. Электронная книга. Серия: Бизнес-школа. – М.: Издательский Дом " Равновесие"; Разработчик: Корпорация " Диполь", CD-ROM, 2004. 43. Стюарт Крейнер т. Ключевые идеи менеджмента: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2002. – 347 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»). 44. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – 304 с. 45. Фаэй Лайм, Рэнделл Роберт Курс МВА по стратегическому менеджменту Перевод: с англ. В.Егоров. - М: Альпина Паблишер, 2004.- 608 с. 46. Финкельштейн С. Ошибки Топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы.: - Альпина Бизнес Букс, 2004. – 394 с. 47. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2004. – 384 с. 48. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина.– М.: ИНФРА-М, 2006. – 822 с.
|