Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему Аудитория обращается к СМК






Зарубежные эмпирические исследования отношения Аудитории к просмотру телевизионных информационных программ говорят, что

50________________ Часть I Деятельность СМК функциональный подход

мотивация обращения к ним полифункциональна. На вопрос, зачем люди смотрят телевизионные новости, были получены следующие ответы (в оценке по пятибалльной шкале, где 5 баллов означает, что данное мнение разделяется полностью, а 1 балл, что данное мнение совсем не разделяется):

* чтобы быть в курсе злободневных фактов и событий — 4, 46 балла;

* поскольку это помогает мне сформировать отношение к важнейшим событиям дня — 3, 38;

* для отдыха и развлечения — 2, 84;

* чтобы потом было о чем поговорить с друзьями и знакомыми — 2, 62;

* потому, что комментаторы и репортеры придают факту личностное отношение — 1, 34'.

Одно из самых ранних исследований радио, предпринятое П. Ла-зарсфельдом, зафиксировало следующие ответы на вопрос о целях обращения Аудитории к этому источнику информации:

1)я могу слушать новости по радио, но прежде всего я слушаю его для развлечения — 46%;

2) помимо новостей и развлекательных программ, мне иногда нравится слушать серьезные или образовательные передачи — 46 %;

3)я слушаю серьезные или образовательные программы и хочу, чтобы их было больше — 6 %2.

Стремясь получить более детализированные сведения, к респондентам обращались с вопросом: «Помимо новостей, в каких областях расширяет радио ваши познания?». Ответы на него представлены в табл. 1.

В проекте «Общественное мнение» (Таганрог, 1968 г.) были выявлены функции местных газет, радио и телевидения, какими они виделись журналистам. Результаты приведены в табл. 2.

Анализ функций СМК предполагает осознанное, мотивированное обращение индивида к информации. Однако существуют точки зрения, что это обращение может быть и немотивированным. Об этом говорит Л. Богарт: «Использование СМК — это по преимуществу способ проведения досуга, нежели целенаправленная деятельность, сплошь и рядом

Таблица 1

Тематическое разнообразие радио для Аудитории (в % к числу опрошенных)

 

Общие знания  
в т. ч. поли гика, текущие события, история  
разнообразные знания в викторинах  
религия  
наука и медицина  
география  
искусство и литература  
знание языка, речи  
разное, знания вообще  
Практическая информация  
ведение домашнего хозяйства, кухня, покупки 22.
ведение сельского хозяйства  
Развлекательная или культурная информация  
музыка  
драма  
спорт  
Не слушают радио или слушают только для развлечения  

продиктованная случайностью, а не психологически обоснованными мотивами и потребностями»1.

Таблица 2 Функции местных газет, радио и телевидения (в % к числу опрошенных)

 

Воспитывать, формировать у населения взгляды, отвечающие нормам и требованиям советского общества  
Информировать общественность о состоянии дел в той или иной сфере жизни  
Комментировать события, помогать населению правильно разбираться в происходящем  
Информировать советские, партийные, хозяйственные органы о состоянии дел в той или иной сфере жизни  
Предоставлять материалы для отдыха, развлечения  
Выражать мнение населения по актуальным проблемам  

По-видимому, такой взгляд на взаимодействие СМК и индивида может быть поставлен в один ряд с рассуждениями Ю. Левады о природе игрового действия: «Игровое действие... означает, что его нормативные рамки и целевые ориентации (как внешние, так и внутренние, психологические), соответствующие мотивы и интересы ничем, кроме самой игры, не определяются. Оно лишено какой-либо внешней полезности, ориентации на внешнюю цель». «Система массовой коммуникации превращает свою аудиторию в " сопереживающих" участников событий, в которых она не может принимать реального и квалифицированного участия; с другой стороны, она превращает в зрелище (в предмет зрительской игры) едва ли не любое событие социального или стихийного порядка»1.

Имеет ли индивид, подключаясь к процессу коммуникации, осознанные ожидания определенного содержания? По-видимому, ответ состоит в том, что следует отличать включенность индивида в массовую коммуникацию как процесс и механизмы оперирования единичным актом такой коммуникации, т. е. собственно содержанием единичного сообщения в рамках коммуникации.

Глава 3. Функции и роли СМК ____________________________53

За годы развития социологии СМК накоплены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что ситуация выбора определенного средства для удовлетворения своей потребности для аудитории существует. Множество исследователей специально занимались вопросом, например, в какой мере сопоставимо пользование телевидением с культурной активностью, состоящей в чтении книг или посещении театра, в какой мере оно способствует или мешает таким формам культуры, равноправно ли с ними. Как выяснилось, тут обнаруживается очевидная зависимость от уровня образования людей, но в не меньшей степени — от уровня их объективного потенциального доступа к другим способам проведения досуга, к другим способам приобщения к культуре.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал