![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие риска в инноватике.
Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста. Три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт. Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания (образование и НИОКР); во-вторых, со стороны выхода, то есть, на основе оценки общего объема выгоды, которую получили от этих знаний. Как следствие второй и третьей особенностей в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество " копий знания". Стремление же продать больше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит - затраты на копирование чрезвычайно малы. Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя. Три направления совершенствования экономики знаний: образование, НИОКР, ИКТ(информационно-коммуникационные технологии). 29.Научные парки: понятия и основные черты. Научные парки с конца 1970-х гг. играют заметную роль в экономике, способствуя ее структурной перестройке, тесному взаимодействию науки с производством, сокращению цикла реализации нововведений и ускорению экономического роста страны на основе инноваций. Успешно играя роль научно-технических лидеров в области создания и внедрения новых технологий и высокого уровня социально-экономического развития в целом, парки являются своего рода лабораторией, где возникают и проходят проверку практикой не только технические, но и научно-организационные, социальные и другие новшества. К критериям выбора научно-техническими и другими организациями места своего размещения можно отнести наличие технического университета и крупного сообщества ученых, развитую хозяйственную, научно-техническую и бытовую инфраструктуру, развитое финансовое сообщество, возможность территориального роста, предпринимательский климат, поддержку органов власти, высокое качество жизни, близость культурных центров, развитую систему воздушных и автомобильных коммуникаций, благоприятный природный климат. Термин «научный парк» можно употреблять как в широком, так и в узком смысле. В первом случае он относится к рассматриваемому явлению в целом. Во втором случае речь идет о специально выделяемых относительно больших территориях, на которых размещаются наукоемкие компании с производством, основанным на научно-технических разработках университета или любого другого местного исследовательского центра. Общие черты научных парков: 1) наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка. В его задачи входят генерация новых перспективных идей для коммерческого использования; подготовка специалистов, представляющих интерес для промышленных фирм или способных начать собственное дело; предоставление квалифицированных консультаций или проведение НИОКР по заказам заинтересованных компаний; 2) существование инкубатора малого бизнеса, позволяющего избегать на первых порах больших материальных затрат, апробировать новые идеи ученых, инженеров, начинающих предпринимателей и получать квалифицированную помощь в оценке их перспективности; 3) наличие венчурных фирм или возможностей льготного финансирования для поддержки перспективных предпринимательских проектов; 4) существование всех необходимых экономических условий для успешной деятельности малого и среднего бизнеса, а в отдельных случаях и исследовательских подразделений крупных промышленных компаний, включая возможности приобретения или аренды земельных участков, строительства или аренды зданий, налаживания сотрудничества с университетом, получения местных налоговых льгот, предоставления необходимых финансовых услуг и услуг в области связи; 5) выгодное географическое положение, близость к магистральным автомобильным, железнодорожным, воздушным путям в сочетании с благоприятным климатом и экологическими условиями, что делает проживание в научном парке привлекательным.
|