Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие № 7
Мотив сна в лирике Лермонтова (2 час.) · · *Задание. · Теория · Сформулируйте понятие мотива в современном литературоведении. · Литература 1. Силантьев, И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии / Ответственный редактор член-корр. РАН Е.К. Ромодановская. – Новосибирск, 1999. [Электронный ресурс]. 2. Силантьев, И. Поэтика мотива. Серия: Язык. Семиотика. Культура Языки славянской культуры. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 296с. 3. Щемелева, Л.М. Мотивы // Лермонтовская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – С. 290-291 (Коровин, В.И. Свобода и воля. – С. 291-292, Песков, А.М., Турбин В.Н. Действие и подвиг. – С. 293-294, Муравьев, Д.П. Одиночество. – С. 394-295, Кедров, К. Странничество. – С.294-296, Щемелева, Л.М. Покой. – С. 301-302, Роднянская И.Земля и небо. – С. 302-304, Пульхритудова, Е.М. Путь. – С. 306-307, Роднянская, И. Время и вечность. – С. 307-308, Гальцева, Р.А.Смерть. – С. 310-312). [Электронный ресурс]. 4. Целкова, Л.Н. Мотив // Введение в литературоведение. – М.: Высшая школа, 1999. – С.202-209. См. также др. издания. · Вопросы для обсуждения I. Теория мотива. 1. Мотив как структурно-семантическая единица художественного текста, его функции. * Примечание. «Нерасчленимо-многозначный, ускользающе-таинственный смысл» мотива (В.М.Маркович), «мерцающий символический подтекст». 2. Своеобразие лермонтовского мотива: мотив как хранитель метафорического смысла. 3. Архетипические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова: семантика и функция (архетип потерянного рая и его мотивный комплекс, образный ряд дерево / река /райская птица / дева рая и его генерирующая роль в приращении семантики мотива сада, мотивный ряд «души родной» /отпадения, архетип «возвращения блудного сына», мотив пустыни и его мотивный комплекс, соотношение понятий странничества и изгнанничества, мотив узничества как структурно-содержательная основа межтекстовых связей и т.д.). II. «Сны» и «бессонницы» в лирике Лермонтова. * Д.С. Мережковский назвал Пушкина дневным, а Лермонтова – ночным светилом русской поэзии. С.В. Ломинадзе считает «сон» сквозным, целостным мотивом лермонтовской лирики; логика сна пронизывает поэтическую ткань его стихов «незримой иглой», проникая в фундаментальный изобразительный принцип. То есть «сон» становится не только содержательной единицей, но и формообразующей моделью поэтики Лермонтова (Кумбашева Ю.А. «Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века).
1. «Ночь 1» (1830) а) Сон в историко-культурной перспективе, б) семантика и функция сна, в) картина мира и принципы ее моделирования (точка зрения, пространство, земля и небо, время и вечность, цвет, акустика, оценочный эпитет и т.д.), г) сюжетныеэпизоды (встреча с ангелом и возвращение на землю) и переоценка «земного», д) тело и душа (картина физиологического распада), е) диалектика души, лирика как самопознание, ж) мотивный комплекс лирического героя (обида на мир, страдание в философии поэта и т.д.), з) демонизм и его истоки: «дикие проклятья» как итог познания и самопознания, и) несвершенный жест и ситуация пробуждения. 2. «Ночь III» (Темно. Все спит…., 1830) а) оптика: взгляд из окна, б) смена пространственных планов, в) оппозиция Я/Другой и ее смысл, г) оппозиция живого/мертвого (внешняя статуарность и внутренняя активность), д) лирический субъект и его ипостаси: демонизм как другое «я». 3. «Сон» (1841) а) автобиографический подтекст, б) кавказский пейзаж, его поэтика и функции, в) балладный код, г) зеркальность как прием * Как Вы понимаете формулу В.С. Соловьева, это – «сон в кубе», догадку Б.Эйхенбаума: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения»? 4. «Выхожу один я на дорогу» (1841) а) мотив дороги и его семантика, мотив в контексте «дорожных стихотворений» русской литературы, странничество как состояние, б) пейзаж и его бытийственность: (оптика: земля и небо, пространство, колорит и т.д.: акустика: тишина и разговор звезд, символика и эмблематика, «тишина», «молчание» в различных контекстах культуры, звукообразы макрокосма, образы музыки мироздания), в) философия природы, г) трансформация приема аналогии природа/душа (комплекс – тончайшая душевная вибрация), музыкальный рисунок и его функция, д) концепция сна-смерти: Эдем как воплощение грез о посмертном бытии в образах звучания (дуб, сладкий голос, песня), е) трансформация мотивов лирического стихотворения Г.Гейне («Смерть – это прохладная ночь. Жизнь – это знойный день. Уже темнеет, меня клонит ко сну, день утомил меня. Над моим ложем поднимается дерево, на нем поет соловей; он все поет о любви, я даже во сне слышу эту песню»). · Литература Критика 1. Белинский В. Г. Стихотворения Лермонтова. 2. Розанов В. Лермонтов // Вопр. лит. – 1988. – № 4. – С. 180-189. 3. Анненский И. Книга отражений. – М., 1979. – С. 242-251.
*** 1. Руднев, В.П. Культура и сон //Даугава. – 1990. – № 3. – С.121-124. 2. Исупов, К. Космос русского самосознания. Сон // Лексикон. PDF
|