Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повесть об авве Сериде
570. Об авве Сериде мог бы я передать вам многие великие, чудные и достойные удивления сказания; но, оставляя многое, для сокращения слова, воспомяну лишь малое, достаточное для того, чтобы изобразить вам добродетель сего мужа. От юности своей он пребыл в целомудрии и был воздержен гораздо более всякого другого, и так удручил тело свое, что оно было сильно изъязвлено, хотя после сего Святой Старец [[113]] помолился Богу и исцелил его, дав ему при том заповедь на будущее время управлять телом своим с рассуждением, дабы оно могло послужить в духовной службе и понести труды по управлению братией. 571. Послушание же он приобрел великое, повинуясь во всяком деле сему же Великому Старцу, даже до самой смерти. Отвергаясь своих хотений (как сам Старец засвидетельствовал о нем в вышеписанных ответах), он был совершенным послушником, ибо много пострадал от Старца, претерпел биения и многоразличные искушения, и, будучи, как злато в горниле, испытан в трудных и многоразличных делах, стал сосуд в честь… благопотребен Владыце (2 Тим. 2, 21); ни в чем и никогда он не противоречил и не считал себя аввою, но лишь учеником Старца, который обязан совершенным к нему послушанием, что и было знаком крайнего его смиренномудрия. Посему-то Старец и признавал его за искреннего своего сына. 572. И помолился Богу даровать ему дарование рассуждения, приобретя которое, он мог с помощью небесной благодати путеводить в жизни души (других), врачевать оскорбленных, преподавать (всем) целительное врачевство, слово от Духа (истекающее), и подавать мир ссорящимся; ибо, умиротворив сперва себя, он сделался и для других источником мира, и исполнилось на нем слово: блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9). Он был долготерпелив, безмятежен и кроток к приходящим; слово его было веселое, но с достоинством и приправлено солию (мудрости), ибо, по Писанию, мудрость соединялась в нем с незлобием (см. Мф. 10, 16). Увеселяя души братий духовным словом учения и побуждая их к добродетели добрым примером собственной жизни и добродетельного действования, он был весьма любим ими; учил тому, что исполнял сам, срастворяя кротость по Богу страхом Его и употребляя во время то и другое: обличая, запрещая, умоляя (2 Тим. 4, 2), по слову апостола. 573. И для нашей пользы он открыл нам, что в случившейся ему тяжкой болезни, одержимый сильною и неослабною горячкою, он не молил Бога подать ему здоровье или облегчить его от болезни, а лишь даровать ему терпение и благодарение. 574. Случилось, что некогда один благоговейный и полезный (для общежития) брат, смутившись, по действию диавольскому, хотел уйти (из обители). Поучив его много и не убедив остаться, авва (Серид) стал на молитву и положил поклон. Увидев сие, брат также стал на молитву и сделал то же самое; тогда авва, обратясь, перекрестил его сердце и сказал: «Брат, как ты желаешь поступать теперь?» На это брат отвечал ему с мирным устроением духа: «Сделаю, как тебе угодно». «А если так, — сказал авва, — то ступай и трудись». И пойдя, он трудился, по обыкновению, и жил мирно, повинуясь ему со страхом Божиим. 575. Некогда авве необходимо было нужно место, находившееся близ его общежития, для постройки на нем церкви и странноприимницы; он просил владельца уступить ему оное место за деньги, но тот не согласился на это. Будучи же беспокоим (напоминаниями) как от братии, так равно и от посещающих (обитель) мирских христолюбцев о том, чтобы купить оное место, и в скуке от сего недоумевая, как ему поступить, авва сообщил о сем другому Cтарцу. Старец сказал ему: «Место оное непременно должно поступить к вам, но еще не пришло тому время. Если же помысл побуждает тебя скорбеть о сем, скажи ему: помышляй, что оное место находится на царском пути, и мы не можем купить его, и так успокоишься». После сего, сколько ни беспокоил его сей помысл, он противопоставлял ему сказанное и успокаивался. Спустя же несколько времени владелец места согласился уступить его авве. На этом месте была (тогда) малая обитель, в которой временно жил один посторонний брат. Авва, призвав его к себе, спросил наедине, не скорбит ли он о том, что они покупают сие место, уверяя его (притом) пред Богом, что в случае его скорби они не купят сего места; а как брат тот с радостью согласился, то покупка места и совершилась. Узнав о сем, некоторый христолюбивый муж, весьма любимый общежитием, находя такое снисхождение аввы не совсем назидательным, сказал, что авва (по мнению его) поступил нерассудительно, предпочтя угодить одному человеку более, нежели стольким братиям, которые нуждаются в церкви и весьма скорбят, не имея оной, и более, нежели приходящим странникам, которые, по неимению места, где бы можно было угостить их, остаются без послужения. Исповедуя авве, что осудил его, и прося у него прощения в сем, он спросил: с какою мыслию авва поступил так? Тогда авва, улыбнувшись, сказал: сын мой, я не желал оскорбить брата и возложил сие дело на Бога, испытывая посредством брата волю Божию, и был уверен, что если Богу угодно, чтобы мы приобрели теперь оное место, то Сам Он внушит брату не оскорбиться сим; а когда бы он оскорбился, то очевидно, что Богу не угодно, чтобы мы приобрели оное место; и вот Бог возвестил ему, он согласился на это с радостью, и дело устроилось с миром. (Тогда сей муж), удивляясь вере аввы, его твердой надежде на Бога, любви к ближнему и беспристрастию к вещам мира сего, потому что не побудили его ни убеждение других, ни крайняя необходимость (в месте сем), поклонился ему, прося у него прощения во грехе своем, получил большую пользу и пошел, славя Бога за добродетель отцов сих. Вопрос 576. Некоторый христолюбивый брат, имея большую веру к святым Старцам, авве Варсонофию и авве Иоанну, и желая получить от них наставление для жизни, послал вопросить авву Иоанна, говоря: Отец мой! Я молюсь милосердию Божию, чтобы вступить мне в монашеское житие, и сомневаюсь, должно ли мне тотчас оставить все и уйти отсюда, или сперва устроить дела и потом уйти, чтобы устранить от себя и на будущее время все попечения, особенно о моей бабушке, детях и продаже земель. Помысл же внушает мне поместить бабушку поблизости ее племянников и дать им известные поля, достаточные для пропитания ее и домочадцев, и сделав сие, потом позаботиться о продаже других полей. Скажи мне, что лучше избрать? И как должно поступить мне, потому что Бог открывает вам все полезное. Ответ. Прости меня, господин брат, я невежда и не очистил десницы от шуицы. Писание говорит: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять (Лк. 9, 62), будет благоуправлен, и: поминайте жену Лотову (Лк. 17, 32), и еще: лев удерживается одним волосом, и орел — концом ногтя своего. Помести бабушку свою близ племянников ее, чтобы она была навсегда обеспечена, и рассчитай расходы ее и детей. Дай им земли, чтобы они давали ей постоянное содержание из доходов оных угодий, в надежде получить что-либо из них в наследство по кончине старицы за упокоение, которое они будут доставлять ей. Вопроси же Святого Старца: надобно ли после сего остаться продавать прочие земли? И как он тебе скажет, так и поступи, и избавишься о Господе от (внешних) попечений; Он не далек от нас, видит, управлено ли сердце наше, и благоволит (к нам), по произволению (каждого). Приняв же заповедь от Старца, смело и неленостно приступи к исполнению того, что он скажет тебе, и по вере твоей Бог благоизволит вскоре.
|