Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к оформлению контрольной работы 1 страница
В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить письменную контрольную работу по дисциплине «Логика». Цель контрольной работы: актуализация и закрепление теоретического материала по дисциплине «Логика». Задачи контрольной работы: 1 сформировать навыки представления семантических категорий в графическом виде; 2 научить классифицировать понятия, суждения, умозаключения и давать им логическую характеристику; 3 научить устанавливать отношения между понятиями и суждениями; 4 научить определять логическую состоятельность суждений и умозаключений. Упражнения для контрольной работы составлены в десяти вариантах, каждый из которых содержит логические задачи по основным темам дисциплины. Студент выполняет тот вариант, номер которого совпадает с последней цифрой номера его зачетной книжки. Если последняя цифра этого номера 0, то выполняется десятый вариант контрольной работы. При выполнении и оформлении работы необходимо руководствоваться следующими требованиями: - в начале работы должен быть указан номер варианта и номер зачетной книжки; - решение задачи должно предваряться изложением ее условия; - необходимо представлять подробное решение задачи; - запрещается в работе сокращать слова, кроме общепринятых сокращений; - страницы должны быть пронумерованы; - работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее выполнения; - представлять работу нужно в установленные графиком сроки в письменном виде; студенты, не получившие зачет по контрольной работе, к сдаче зачета не допускаются. Титульный лист контрольной работы оформляется по образцу, представленному в Приложении 1. При оценивании работы учитываются: 1 Правильность выполнения упражнения. 2 Факт предоставления работы в установленный срок. 3 Оформление работы.
ЛИТЕРАТУРА a основная литература: 1 Гетманова А.Д. Логика. Углублённый курс: учеб. пос. – 2 – е изд. – М.: Кнорус – 2008. – 192с. 2 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 13 – е изд. – М.: Омега– Л, – 2008. – 415 с. 3 Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. – 14 – е изд. – М.: Омега–Л, – 2009. – 415 с. 4 Попов Ю.П. Логика: учебное пособие. – 3 – е изд. – М.: Кнорус. – 2009. – 304 с. b дополнительная литература: 1 Дорошин И.А. Логика: учеб. пос. – М.: Эксмо. – 2008. – 352 с. 2 Ивлев Ю.В. Логика: учебник. – 4 – е изд. – М.: Проспект. – 2010. – 304 с. 3 Толпыкин В.Е. Логика: учебное пособие. –М: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2004. – 224 с. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ВАРИАНТ № 1 Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 Тренер х – наставник спортсмена у. 2 Студент х – одногруппник студента у. 3 z, делится на 5 без остатка. Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Чемпион. 2 Житель Чайковского. 3 Менеджер по туризму. 4 Мастер спорта. 5 Студент. 6 Спортсмен. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Институт. 2 Учебник. 3 Студент. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Физическое качество. 2 Вид спорта. 3 Черта характера. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Быстрый. 2 Высокий. 3 Сильный. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Университет; институт; Чайковский ГИФК; вуз; учебное заведение. 2 Студент, изучающий логику; человек, изучающий логику; ученый; человек, решающий логическую задачу. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Студенты, обучающиеся в ЧГИФК, изучают логику. 2 Россия готовится принять Олимпийские Игры. 3 Спортсмены – национальное богатство страны. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Нападающий удар в волейболе приносит очки 2 Студенты должны сдавать логику. 3 Дилетанты считают, что спорт полезен для здоровья.
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Закрытая дверь – запертая дверь. 2 Украденная вещь – пропавшая вещь. 3 Спортсмен – тренер.
Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Стадион. 2 Журнал «Теория и практика физической культуры». 3 Опера.
Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Студент. 2 Тренер. 3 Спортсмен. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Студент – учащийся. 2 Мост – это сооружение через реку. 3 Сто – это сто единиц. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Техника – наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. 2 Индукция – логический переход от частного к общему. 3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние. 2 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и не наших. 3 Газеты делятся на ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Спортсмен. 2 Тренер. 3 Вид спорта.
Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Некоторые студенты являются спортсменами. 2 Русские завоевали треть медалей на Олимпийских играх в Лондоне. 3 Ни один студент не горит желанием делать контрольную по логике.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Ни один студент нашей группы не имеет задолженности по логике. 2 Все занятые нашей командой места были призовыми. 3 Ни один судья не поставил высокой оценки.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Майкл Фелпс – выдающийся пловец. 2 Некоторые студенты не понимают логику. 3 Россия является страной, завоевавшей медали на последней Олимпиаде. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно то, что все спортсмены – олимпийские чемпионы; значит ложно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы. 2 Истинно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы; значит, истинно то, что некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами. 3 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Некоторые институты не являются физкультурными. 2 Все студенты жизнерадостны. 3 Любое нарушение правил остается безнаказанным. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Ни один спортсмен не желает проиграть. 2 Каждый студент способен списать. 3 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. 2 Х не знает Y и Y не знает Х. 3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Не все победы являются легкими. 2 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта. 3 Все студенты нашей группы приняли участие в спартакиаде института. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Некоторые спортсмены – биатлонисты. 2 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом. 3 Все спортсмены люди ответственные. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Все каратисты – единоборцы, следовательно… 2 Многие Олимпийские чемпионы не пропагандируют ЗОЖ – значит … 3 Студент – это человек, который постоянно голоден – значит…
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.
Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта. 2 Все спортсмены мечтают принять участие в Олимпийских Играх. 3 Ни один спортсмен не сдаётся. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Зарядка; физкультура; занятие, полезное для здоровья. 2 Логика; дисциплина; трудна для студентов. 3 Золотая медаль; Иван; упорно тренироваться. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Всякий преподаватель является либо строгим, либо добрым. Этого преподавателя нельзя считать добрым. Следовательно, этот преподаватель – строг. 2 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал. 3 Все преподаватели ЧГИФК имеют высшее образование. Иван – не преподаватель ЧГИФК. Значит, Иван не имеет высшего образования. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если кто завоевал медаль, то он постарается ее показать, а Иван медаль не показывает. Значит… 2 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит… 3 Если бы студент учил логику, то его бы не отчислили. Но его отчислили. Ясно….
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если хочешь быть хорошим спортсменом, много тренируйся. 2 Кто никогда не падал, тот не научится вставать. 3 Кто никогда не страдал, тот не любил. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван обязан соблюдать правила соревнований, так как все спортсмены должны соблюдать правила соревнований. 2 Ты опоздал на пару, поэтому выйди. 3 Тебе никогда не стать хорошим спортсменом, ты так мало тренируешься.
ВАРИАНТ № 2 Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 Преподаватель х – ведет дисциплину у. 2 Спортсмен х – занимается вместе со спортсменом у. 3 z, делится на 3 без остатка. Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Девушка. 2 Житель Чайковского. 3 Продавец-консультант. 4 Художник. 5 Отец. 6 Спортсмен. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Школа. 2 Биатлон. 3 Кровать. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Шоколад. 2 Автомобиль. 3 Тип телосложения. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Медленный. 2 Низкий. 3 Слабый. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Студент, российский студент, студент ЧГИФК, студент физкультурного вуза, военнообязанный. 2 Дом, деревянный дом, кирпичный дом, одноэтажный дом, десятиэтажный дом, недостроенный дом. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Каждый вуз имеет свой устав. 2 Вузы Пермского края признаны неэффективными. 3 Коллекция картин Эрмитажа собиралась веками. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Студенты должны сдавать логику. 2 Дилетанты считают, что спорт полезен для здоровья. 3 Нулевое понятие.
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Биатлон – летний биатлон. 2 Занятое место – призовое место. 3 Учитель – ученик.
Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Бассейн. 2 Журнал «Физическая культура: образование, воспитание тренировка». 3 Сотовый телефон. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Лыжник. 2 Педагог. 3 Шоколад. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Нефть – черное золото. 2 Раб – человек, не имеющий свободы. 3 Термометр – измерительный прибор. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Прибыль – разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство. 2 Альтруизм – бескорыстная забота о благе других. 3 Кандидат наук – ученая степень, присуждаемая лицам, успешно сдавшим кандидатские экзамены, опубликовавшим в печати основное содержание диссертации (автореферат) и защитившим ее. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние. 2 Источники бывают холодные, солёные, серные. 3 Науки делятся на гуманитарные и естественные.
Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Вид спорта. 2 Понятие. 3 Преподаватель.
Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Лень никогда не приводит к добру. 2 Ни один студент не любит признавать свои ошибки. 3 Некоторые европейские страны – члены НАТО.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Некоторые участники конференции не согласились с выдвинутым тезисом. 2 Все учебные заведения имеют лицензию на образовательную деятельность. 3 Некоторые члены российской сборной ведут активную работу по пропаганде здорового образа жизни.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Все студенты являются учащимися со студенческими билетами. 2 Не бывает тортиков бесплатных. 3 Некоторые спортсмены – не лыжники. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. 2 Истинно, что ни один учебник логики, ни читается легко, значит ложно, что все учебники логики читаются легко. 3 Истинно, что все студенты должны учить логику; значит истинно, что некоторые студенты должны учить логику. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Все научные книги являются неинтересными. 2 Некоторые дети дошкольного возраста нуждаются в дневном сне. 3 Ни один красный мухомор не является съедобным. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Все грибы съедобны. 2 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации.. 3 Любое занятие спортом приносит человеку пользу. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Х и Y не знают друг друга. 2 Y знает Х, или Х не знает Y. 3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Ни одно растение – не хищник. 2 Некоторые рефлексы животных не являются безусловными. 3 Все бактерии вредны. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом. 2 Все спортсмены люди ответственные. 3 Большинство глупых людей считают себя умными. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Все больные плохо себя чувствуют. 2 Ни одна книга не является скучной. 3 Некоторые студенты не являются успевающими.
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату.
Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Ничто не заставит спортсмена «опустить руки». 2 Ни один спортсмен не сдаётся. 3 Всякий спорт – благо. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Такса; собака; домашнее животное. 2 Аборигены; амулет; современные женщины. 3 Порядочный человек; друг; лицемер. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Все королевы красоты имеют длинные волосы. Иван – имеет длинные волосы. Значит, Иван – королева красоты. 2 Некоторые нездоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силен. Значит, некоторые прожорливые люди не сильны. 3 Все студенты нашей группы успешно сдали экзамены. Иван успешно сдал экзамен. Значит, Иван – студент нашей группы. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эта бутылка лопнула. Значит… 2 Если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал. Значит… 3 Если бензин дорожает, то цены на продукты растут. Цены на продукты не выросли. Ясно, что…
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если я не решу экзаменационную задачу, то у меня не будет стипендии. 2 Кто много читает, тот много знает. 3 Если человек богат, то он счастлив. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван не может участвовать в выборах, так как ему нет восемнадцати лет. 2 Воспитание – великое дело: им решается участь человека. 3 «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав». ВАРИАНТ № 3 Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 х и у – студенты. 2 Город х расположен между городов у и z. 3 х2 + y2 = z 2 Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Офицер. 2 Повар. 3 Декан. 4 Баскетболист. 5 Отец. 6 Женщина. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Аудитория. 2 Лекция. 3 Преподаватель. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Мебель. 2 Тип темперамента. 3 Музыкальное произведение. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Хороший. 2 Красный. 3 Здоровый. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка. 2 Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Студенты всегда голодны. 2 Олимпийские Игры проводятся раз в четыре года. 3 Наши спортсмены не проигрывают. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Проигрыш огорчает. 2 Студенты должны сдавать логику. 3 Нулевое понятие.
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Выносливость – скоростная выносливость. 2 Сила – скорость. 3 Город Чайковский – город.
Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Принтер. 2 Журнал «Начальная школа». 3 Самолет.
Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Выносливость. 2 Педагогический прием. 3 Грибы. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Пропеллер – устройство на спине у Карлсона. 2 Астроном – ученый, изучающий звезды. 3 Гидроэлектроэнергия вид возобновляемой энергии Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Дедукция – логический переход от общего к частному. 2 Инстинкт – биологическая, врожденная форма поведения. 3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Правильные четырёхугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники. 2 Книги делятся на научные, учебные, детективные и скучные. 3 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и старательных. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Яхты. 2 Лыжники. 3 Экзамены. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Некоторые студенты не любят логику. 2 Русские изобрели радио. 3 Ни один студент не против списать домашнее задание.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Некоторые студенты используют время на занятиях совершенно нерационально. 2 Все студенты нашей группы учатся хорошо. 3 Оптимисты не боятся трудностей.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Некоторые летчики – космонавты. 2 Все бактерии вредны. 3 Некоторые слоны живут в Африке. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно то, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит, истинно то, что некоторые сражения принесли Суворову победу. 2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными. 3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Все ягоды съедобны. 2 Все люди жизнерадостные. 3 Ни один специалист не застрахован от ошибки.
Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Большинство студентов успешно сдают логику. 2 Многие студенты хорошо сдают ОФП. 3 Все студенты сдают экзамены. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений:
|