Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к оформлению контрольной работы 4 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
1 Некоторые участники конференции не согласились с выдвинутым тезисом. 2 Все учебные заведения имеют лицензию на образовательную деятельность. 3 Некоторые члены российской сборной ведут активную работу по пропаганде здорового образа жизни.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Все студенты являются учащимися со студенческими билетами. 2 Не бывает тортиков бесплатных. 3 Некоторые спортсмены – не лыжники. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. 2 Истинно, что ни один учебник логики, ни читается легко, значит ложно, что все учебники логики читаются легко. 3 Истинно, что все студенты должны учить логику; значит истинно, что некоторые студенты должны учить логику. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Все научные книги являются неинтересными. 2 Некоторые дети дошкольного возраста нуждаются в дневном сне. 3 Ни один красный мухомор не является съедобным. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Все грибы съедобны. 2 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации.. 3 Любое занятие спортом приносит человеку пользу. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Х и Y не знают друг друга. 2 Y знает Х, или Х не знает Y. 3 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Ни один рассказ этого автора не является реалистическим. 2 Все преподаватели имеют высшее образование. 3 Некоторые единоборцы не являются «ударниками». Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Все математики – ученые. 2 Наука на веру ничего не принимает. 3 Никто из людей не был на Марсе. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Многие киноактеры являются актерами театра – значит … 2 Все композиторы музыканты – значит… 3 Некоторые книги являются научными – значит…
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта. 2 Все спортсмены мечтают принять участие в Олимпийских Играх. 3 Ни один спортсмен не сдаётся. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Зарядка; физкультура; занятие, полезное для здоровья. 2 Логика; дисциплина; трудна для студентов. 3 Золотая медаль; Иван; упорно тренироваться. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 Всякий преподаватель является либо строгим, либо добрым. Этого преподавателя нельзя считать добрым. Следовательно, этот преподаватель – строг. 2 ЧГИФК имеет большой потенциал. Иван – студент ЧГИФК. Следовательно, Иван имеет большой потенциал. 3 Все преподаватели ЧГИФК имеют высшее образование. Иван – не преподаватель ЧГИФК. Значит, Иван не имеет высшего образования. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если кто завоевал медаль, то он постарается ее показать, а Иван медаль не показывает. Значит… 2 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит… 3 Если бы студент учил логику, то его бы не отчислили. Но его отчислили. Ясно….
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если хочешь быть хорошим спортсменом, много тренируйся. 2 Кто никогда не падал, тот не научится вставать. 3 Кто никогда не страдал, тот не любил. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Иван обязан соблюдать правила соревнований, так как все спортсмены должны соблюдать правила соревнований. 2 Ты опоздал на пару, поэтому выйди. 3 Тебе никогда не стать хорошим спортсменом, ты так мало тренируешься. ВАРИАНТ № 10 Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 Преподаватель х – ведет дисциплину у. 2 Спортсмен х – занимается вместе со спортсменом у. 3 z, делится на 3 без остатка. Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Девушка. 2 Житель Чайковского. 3 Продавец-консультант. 4 Художник. 5 Отец. 6 Спортсмен. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Школа. 2 Биатлон. 3 Кровать. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Шоколад. 2 Автомобиль. 3 Тип телосложения. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Медленный. 2 Низкий. 3 Слабый. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Студент, российский студент, студент ЧГИФК, студент физкультурного вуза, военнообязанный. 2 Дом, деревянный дом, кирпичный дом, одноэтажный дом, десятиэтажный дом, недостроенный дом. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Каждый вуз имеет свой устав. 2 Вузы Пермского края признаны неэффективными. 3 Коллекция картин Эрмитажа собиралась веками. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Созвездие Большой Медведицы. 2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. 3 Студенты должны сдавать логику.
Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 «Щелкунчик» – балет П.И.Чайковского. 2 Молодой человек – спортсмен. 3 Институт – институт физической культуры.
Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Доктор наук. 2 Кама. 3 Доктор
Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Монархия. 2 Съезд. 3 Депутат. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Историк - человек, изучающий историю. 2 Мухомор есть ядовитый гриб. 3 Планета – небесное тело, вращающееся вокруг Солнца. Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из сторон. 2 Вино – алкогольный напиток, получаемый путем сбраживания фруктового сока. 3 Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Биатлон бывает летний и зимний. 2 Студенты бывают способные, старательные, ленивые и неуспевающие. 3 Люди делятся на веселых и глупых. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Речь. 2 Диплом. 3 Соревнования Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Всякий кандидат наук защищал диссертацию. 2 Большинство спортсменов не курят. 3 Большинство дисциплин в вузе непростые.
Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Ни один специалист не злоупотребляет своим служебным положением. 2 Все выпускники вузов имеют диплом о высшем образовании. 3 Некоторые единоборцы – девушки.
Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Троллейбус является видом городского транспорта. 2 Маршал Жуков – выдающийся полководец Второй мировой войны. 3 Кёрлинг является зимним видом спорта. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно, что ни один студент ЧГИФК – не спортсмен, значит, ложно также, что некоторые студенты ЧГИФК не являются спортсменами. 2 Истинно, что некоторые студенты сдали экзамен; значит, истинно также то, что некоторые студенты не сдали экзамен. 3 Ложно, что все студенты ЧГИФК – единоборцы; значит, истинно, что ни один студент ЧГИФК – не единоборец. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Некоторые суждения не являются простыми. 2 Не ошибается тот, кто ничего не делает. 3 Не все, хорошо понимающие логику, специально ее изучали раньше. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Большинство студентов успешно сдают логику. 2 Многие студенты хорошо сдают ОФП. 3 Все студенты сдают экзамены. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y. 2 Х не знает Y и Y не знает Х. 3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Не все победы являются легкими. 2 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта. 3 Все студенты нашей группы приняли участие в спартакиаде института. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Некоторые спортсмены – биатлонисты. 2 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом. 3 Все спортсмены люди ответственные. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения.
Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Все каратисты – единоборцы, следовательно… 2 Многие Олимпийские чемпионы не пропагандируют ЗОЖ – значит … 3 Студент – это человек, который постоянно голоден – значит…
Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Некоторые студенты призывного возраста. 2 Все кошки прекрасно чувствуют своих хозяев. 3 Ни одна собака не предаст. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту.
Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Логика; Иван; зачет. 2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта. 3 Студент; Иван; не опаздывать на пары. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 В зимние месяцы идет снег. В марте идет снег. Значит, март – зимний месяц. 2 Все педагоги воспитывают кого-нибудь. Иван – не педагог. Значит, он никого не воспитывает. 3 Все аудитории нуждаются в проветривании. Это помещение не является аудиторией. Это помещение не нуждается в проветривании. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если дует попутный ветер, то лодка идет быстро. Попутного ветра не было. Значит… 2 Если человек знает логику, то ему не составит труда выполнить это упражнение. Этот студент не может выполнить это упражнение. Значит… 3 Если правило фигуры соблюдается, то вывод достоверный. В данном случае правило фигуры соблюдается. Значит…
Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если птицы появились над морем, близко земля. 2 Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес. 3 Если друзья соперничают, то они от этого выигрывают. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Увидеть летучую мышь непросто, так как она – ночной зверек. 2 Иван не является сильным баскетболистом, потому что он не знает теорию баскетбола. 3 У Ивана аллергия, поэтому ему запрещено сладкое.
|